return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России:
МЫ ПРОВОДИМ ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ ДЛЯ СТРАНЫ КУРС
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ОПК РОССИИ: 10 ЛЕТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
  RUSNANOTECH-2011
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ: НАЦИОНАЛЬНАЯ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ
  Михаил КОВАЛЬЧУК, член-корр. РАН, директор НИЦ «Курчатовский институт»
ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ – ОТСУТСТВИЕ НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА
  Захарий КРАСИЛЬНИК, директор ИФМ РАН, профессор, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники
НАЦЕЛЕНЫ НА ПРИОРИТЕТЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
  Михаил АЛФИМОВ, директор Центра фотохимии РАН, академик
МНОГОМАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В НАНОТЕХНОЛОГИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ
  Алла ИВАНОВА, доцент кафедры социологии и социальных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЕРЕЖЕНИЕ» – ПРОРЫВНОЙ ПРОЕКТ УГАТУ-УМПО
  В Копейске открыли «наноалмазные копи»
  Анатолий ЧУБАЙС, председатель правления ОАО «РОСНАНО»
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ – НАШ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ РЕСУРС
  Иван БАЖЕНОВ, генеральный директор ЗАО «РМ Нанотех» (г. Владимир):
НЕОБХОДИМ ПЕРЕЛОМ В ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ МЕМБРАННОЙ ОТРАСЛИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  EduTech Russia 2011
  ГОСУДАРСТВО НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА – БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
  ПЯТЬ ДНЕЙ ПОД ЗНАКОМ ИННОВАЦИЙ
  ОБЩЕСТВО
  ПРАВОВОЙ СПЕКТАКЛЬ: АНТРАКТА НЕ ЖДИТЕ
  ПРИШЛО ВРЕМЯ УПОТРЕБИТЬ ВЛАСТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ГЕНОФОНД НАЦИИ
  ЮРЬЕВЕЦ: ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ














































Стратегия и тактика антитеррористического сотрудничества

Андрей НОВИКОВ, руководитель Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), генерал-полковник полиции

Реалии безопасности современного мира во многом определяются качественным состоянием проводимой государством политики, способностью государственной власти выстраивать стратегию социальных преобразований. Последствия глобального финансово-экономического кризиса повлекли за собой возрастание рисков террористических и экстремистских угроз, в том числе и для государств СНГ.


В целях своевременного и качественного краткосрочного прогнозирования развития соответствующих рисков социальной и политической стабильности Антитеррористический центр государств – участников СНГ осуществляет постоянный мониторинг социально-экономической и криминальной ситуации в государствах Содружества, поскольку именно она во многом влияет на формирование внутренних террористических и экстремистских угроз. На сегодняшний день ключевой для нас остается проблема безопасности в Центрально-Азиатском регионе. События в ряде районов Афганистана, активность международных террористических организаций, радикализация религиозных объединений заставляют национальные органы безопасности и коллективные структуры принимать особые меры по обеспечению безопасности не только внешних границ Содружества, но и стратегически важных объектов: военных, режимных и других, расположенных на территориях наших государств. Несомненно, сегодня для государств Содружества востребованными являются не только технологии пресечения диверсионно-террористических актов на особо значимых для государств и государственных объединений структурах, но и технологии их раннего выявления и предупреждения.

Можно выделить основные стратегии антитеррористической политики государств и их объединений – охранительная, политика сдерживания, политика контроля, политика жесткого подавления наиболее опасных форм. Однако в сфере противодействия организованным и наиболее опасным формам преступной террористической деятельности мы все чаще ставим вопрос о предупредительной политике. В проекции к преступлениям террористического характера это наиболее актуально.

Подчеркну, что из поля нашего внимания не упускаются сугубо силовые операции, которые проводятся в том случае, когда террористический акт уже совершен и необходимо задерживать террористов, освобождать заложников и т.д. Здесь речь идет о пресечении уже совершаемого террористического акта или о минимизации его последствий. Эти алгоритмы национальными антитеррористическими подразделениями разработаны и апробированы. Но гораздо важнее не допустить совершения террористических актов, предупредить их на стадии подготовки. Ключевую роль здесь играют не силовые меры, а действия оперативно-разыскного характера.

Государствами СНГ накоплен беспрецедентный опыт субрегионального сотрудничества, в том числе в организационной и правовой сферах. Выработка и реализация в масштабе СНГ программ по борьбе с терроризмом, проведение совместных командно-штабных оперативно-стратегических учений, командно-штабных тренировок, интенсивные двусторонние и многосторонние контакты уже создали действующую «матрицу» взаимодействия государств, их спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.

В качестве одной из эффективных форм сотрудничества органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества в предупреждении готовящихся диверсионно-террористических актов мы выбрали командно-штабную тренировку. Ее суть сводится к моделированию высоковероятного диверсионно-террористического акта на объекте названного типа в том или ином государстве или территории двух и более сопредельных государств, совместной разработке комплекса упреждающих оперативно-разыскных и управленческих мероприятий. Фактически речь идет о ситуационном моделировании.

Такие тренировки проведены нами в 2010 г. на территории России с участием органов безопасности и спецслужб России, Украины, Республики Беларусь, а в 2011 г. – в г. Ош (Кыргызская Республика) и г. Донецк (Украина). Последняя проходила в рамках совместных антитеррористических учений «Донбасс-Антитеррор-2011» с участием органов безопасности и спецслужб Республики Беларусь, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.

В качестве объекта проведения был выбран спортивно-зрелищный комплекс, в котором будет проходить финальная стадия чемпионата Европы по футболу 2012 г. Участниками отрабатывались вопросы взаимодействия по выявлению, предупреждению, пресечению готовящихся террористических актов на объектах массового пребывания людей.

Формируя мероприятия и стратегии антитеррористического сотрудничества, в которые были бы вовлечены сопредельные государства, мы не можем не учитывать тот момент, что современный терроризм самым активным образом связан с насильственным экстремизмом. Только в Российской Федерации, по данным МВД России, в настоящее время действует около 200 организаций экстремистской направленности и, по имеющимся прогнозам, эта цифра будет только расти. В ситуациях острых социальных кризисов именно радикальные социальные элементы обладают максимальным потенциалом деструкции, способным разрушить сложившуюся модель общества. Естественная эскалация радикализма (граница «крайности» сдвигается от слов к делу, и это дело, в конечном счете – насилие) в ходе политической борьбы с неизбежностью формирует идеологию и практику допустимости любых насильственных средств в борьбе за «светлое будущее». В этом смысле уличные массовые формы экстремистских акций по степени своей деструктивности и общественной опасности максимально приблизились к последствиям террористических актов. Сегодня мы столкнулись с повторяющимися методами организации социальных волнений и массовых беспорядков.

Разумеется, органы безопасности и спецслужбы государств, входящих в Содружество Независимых Государств, обращают на эти процессы самые пристальное внимание и создают превентивные стратегии для обеспечения эффективной согласованной антитеррористической политики в СНГ, часть из которых отрабатывается нами в ходе практических мероприятий.

Информационно-аналитическое издание jjjj№99 2011



INTERPOLITEX-2011

  Рашид НУРГАЛИЕВ, министр внутренних дел РФ:
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ГРУПП
  Александр ТОРШИН, член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации
ФОНД КАК МЕХАНИЗМ УПРЕЖДЕНИЯ
  Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Высшего совета «Единой России», спикер Госдумы РФ
ШАНС И ВЫЗОВ ДЛЯ ОПК
  Владимир ПРОНИЧЕВ, первый заместитель Директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России, генерал армии
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ НА СТРАЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
  БЕЗОПАСНОСТЬ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), генерал-полковник полиции
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
  ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ: ОТ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДО ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО
  Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДЕНЬГИ, КАЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  ООО «МАРТ ГРУПП»:
ЛУЧШИЕ РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta