return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России:
МЫ ПРОВОДИМ ОЧЕНЬ НУЖНЫЙ ДЛЯ СТРАНЫ КУРС
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ОПК РОССИИ: 10 ЛЕТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
  INTERPOLITEX-2011
  Рашид НУРГАЛИЕВ, министр внутренних дел РФ:
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ГРУПП
  Александр ТОРШИН, член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации
ФОНД КАК МЕХАНИЗМ УПРЕЖДЕНИЯ
  Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Высшего совета «Единой России», спикер Госдумы РФ
ШАНС И ВЫЗОВ ДЛЯ ОПК
  Владимир ПРОНИЧЕВ, первый заместитель Директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России, генерал армии
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ НА СТРАЖЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
  БЕЗОПАСНОСТЬ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), генерал-полковник полиции
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
  ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ: ОТ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДО ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВО
  Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДЕНЬГИ, КАЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  ООО «МАРТ ГРУПП»:
ЛУЧШИЕ РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ
  RUSNANOTECH-2011
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ: НАЦИОНАЛЬНАЯ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕТЬ
  Михаил КОВАЛЬЧУК, член-корр. РАН, директор НИЦ «Курчатовский институт»
ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ – ОТСУТСТВИЕ НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА
  Захарий КРАСИЛЬНИК, директор ИФМ РАН, профессор, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники
НАЦЕЛЕНЫ НА ПРИОРИТЕТЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
  Михаил АЛФИМОВ, директор Центра фотохимии РАН, академик
МНОГОМАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В НАНОТЕХНОЛОГИЯХ И ОБРАЗОВАНИИ
  Алла ИВАНОВА, доцент кафедры социологии и социальных технологий Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПЕРЕЖЕНИЕ» – ПРОРЫВНОЙ ПРОЕКТ УГАТУ-УМПО
  В Копейске открыли «наноалмазные копи»
  Анатолий ЧУБАЙС, председатель правления ОАО «РОСНАНО»
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ – НАШ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ РЕСУРС
  Иван БАЖЕНОВ, генеральный директор ЗАО «РМ Нанотех» (г. Владимир):
НЕОБХОДИМ ПЕРЕЛОМ В ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ МЕМБРАННОЙ ОТРАСЛИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  EduTech Russia 2011
  ГОСУДАРСТВО НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА – БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
  ПЯТЬ ДНЕЙ ПОД ЗНАКОМ ИННОВАЦИЙ
























ПРИШЛО ВРЕМЯ УПОТРЕБИТЬ ВЛАСТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ГЕНОФОНД НАЦИИ


Наступательность

Российское законодательство, посвященное борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи.

Так, сразу же после Октябрьской революции Советом Народных Комиссаров спекуляция наркотиками признавалась «самой отвратительной из всех видов спекуляции», поэтому постановлениями предписывалось «беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и смерти огромного числа людей». Чуть позже появилось Предписание СНК России 1918 г. о торговле опиумом. В нем впервые была предпринята попытка пересечения источников и каналов транснационального наркобизнеса, ловко обустроенных международными организационными преступниками по маршруту: Персия (Иран) – Азербайджан – РСФСР – территория Сибири, контролируемая адмиралом Колчаком, –

Киргизия – Китай.

25 декабря 1924 г. ВЦИК и СНК приступили к обсуждению проекта постановления о дополнении УК РСФСР 1922 г. ст. 140-д, согласно которой вводилась уголовная ответственность за незаконные действия с наркотиками «на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания» в некоторых городах.

Принятый в 1960 г. УК РСФСР уже содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции ужесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних. В 1963 г. обязанность борьбы с наркоманией возложили на уголовный розыск, были созданы специальные отделения в составе отделов по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан. Спустя 10 лет отделения преобразовываются в самостоятельный отдел УУР МВД СССР. В 70-80-х годах по всей стране борьбой с наркоманией занимались 282 сотрудника милиции.

К 70-м годам возникла необходимость принятия общесоюзного антинаркотического закона и приведения норм местного законодательства в соответствие с его установками. Эту проблему удачно для того времени разрешил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией».

Пик третьей волны борьбы с наркоманией пришелся на 1986 г. В МВД организуется 3-е управление (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами) в ГУУР МВД СССР. 6 декабря 1991 г. образовывается самостоятельное Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков. 10 февраля 1992 г. оно преобразуется в Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий.

В то время как в 90-х годах распространение наркотиков в России превратилось в самый доходный и беспринципный преступный бизнес, не признающий государственных границ, борьба с наркотиками и наркоманией как явлением велась различными министерствами и ведомствами: МВД, ФСБ, Минздравом и т.д. Лицам, озадаченным борьбой с этой смертельной опасностью, стало понятно, что возникла необходимость в создании самостоятельной силовой структуры, способной не только возглавить и вести бескомпромиссную борьбу с наркотиками, но и организовать все заинтересованные в этом ведомства. Как следствие этого, 11 марта 2003 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ №306 об образовании с 1 июля 2003 г. Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – Госнаркоконтроля России. Так начался новый этап борьбы России с наркобизнесом, как на собственной территории, так и за ее пределами, этап, характеризующийся консолидацией усилий России с международным сообществом.

Профилактика

Эксклюзивность ФСКН в том, что она в одном лице и организатор, и главный исполнитель идеи активной борьбы с наркобизнесом. Служба создана Президентом РФ, чтобы объединить силы государственных структур и общества на направлении главного удара по наркобизнесу и резко снизить поставки наркотиков в страну, изолировать от общества лиц, распространяющих их, и, наконец, остановить рост числа наркозависимых, тем самым отодвинув страну от демографической и, как следствие, политической пропасти. В июне 2010 г. Президентом России утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., которая нацеливает государство и общество на формирование новой комплексной антинаркотической политики.

Казалось бы, уже так много сделано за семь лет существования службы наркоконтроля, но в действительности это только начало кропотливой работы. После заседания Президиума Государственного совета в Иркутске 18 апреля 2011 г. стало совершенно очевидно, что направление профилактики необходимо менять на законодательном уровне, исходя из объема угрозы обществу и государству как таковому.

Для того чтобы правильно расставить акценты в борьбе с наркоманией и вести ее качественно, необходимо точно понимать, с чем борешься. В основе понимания лежит вопрос, кто такой наркоман: преступник или больной, что первично? Факты и логика событий свидетельствуют, что при получении первой дозы и приобретении последующих человек совершает преступление, действие, осуждаемое обществом. Как правило, осознает это и все же не желает изменять своим «желаниям»! Потом приходит зависимость, неподвластная его воле.

Поразительные цифры привел директор ФСКН России В.П. Иванов 18 апреля 2011 г. на заседании Президиума Государственного совета РФ:

- число молодых людей, отбывающих наказание за наркопреступления, по сравнению с 2005 г. увеличилось вдвое, в целом каждый восьмой заключенный осужден по наркостатье;
- в мегаполисах каждый третий приговор выносится по наркопреступлениям;
- согласно исследованиям, проведенным в Англии, сложившийся наркопотребитель за год совершает до 50 краж, у нас дела обстоят так же. Обществу следует открыто признать, что каждый наркоман – преступник, что не бывает безобидных наркоманов, что болезнь этого плана не может быть личным делом, потому как наркоман социально опасен для общества как таковой. В силу самого заболевания ради добывания дозы он систематически вовлекает в наркоманию окружающих (от 7 до 15 человек). Эта цепная реакция на сегодня необратима. Главная задача государства – остановить ее и сделать обратимой, принять законы, помогающие реализовать эту задачу.

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Объектом и вторичной, и третичной профилактики наркомании являются в основном лица, употребляющие наркотики, которые ради дозы ведут противоправный образ жизни, сами сбывают наркотики, вовлекают в их употребление окружающих, в том числе и близких. Это тот слой людей, на котором держится наркомания и который ее активно распространяет.

Но это теоретическое разделение ВОЗ целостного понятия профилактики лежит в основе всей политики проведения профилактики и принятия законов и подзаконных актов, определяющих профилактические меры. Законы принимаются, меры используются, а наркомания растет. Может быть, настало время пересмотреть теорию, чтобы она не расходилась с практикой, и к наркоманам применять меры профилактики, не допускающие рецидива и поддерживающие ремиссию.

Среди медиков в одночасье стало модным слово «реабилитация», оно быстро перекочевало в законы и подзаконные акты, его стали применять люди, далекие от медицины, старающиеся подзаработать на тех, кому в первую очередь необходимо медицинское вмешательство. И совсем у нас подзабылось русское слово «лечение».

Для правильных действий в борьбе с наркоманией необходимо не только определить, что есть профилактика и что есть лечение и реабилитация, но и, исходя из этого, находить законодательные решения проблемы наркомании и меры профилактики и реабилитации, определять, кто (какая структура) будет их использовать.

Общество должно для самозащиты и самосохранения воспринимать наркоманов как прокаженных, только тогда есть шанс остановить распространение наркозаразы. Мы давно стоим на пороге эпидемии наркомании, но язвы этой болезни – духовные, скрытые и потому невидимые глазу. Мы предпочитаем не говорить об этом с экранов телевизоров, но зато с завидным постоянством бегущей строкой запускаем биржевые сводки. В процессе делания денег нам некогда позаботиться о самосохранении.

В социалистической Румынии в качестве воспитательной меры на доме осужденного за изнасилование или умышленное убийство на весь срок осуждения вывешивалась табличка с указанием того, кто, за что и на какой срок осужден. Человек имеет право знать, с какой опасностью, с кем рядом живет и с кем общается его семья, а право выбора общения останется за ним. За людьми, употребляющими наркотики, останется выбор: продолжать быть изгоем или изменить свою жизнь. Главная задача профилактики – не дать наркомании рекрутировать новые жертвы. Спросите любого разумного родителя о том, желает ли он, чтобы его ребенок общался с наркоманом? Его ответ и есть посыл к действиям. Нельзя ждать, когда больных станет большинство, тогда уже ничего не изменить. Либеральность для общества в этом вопросе подобна смерти. Не пристало государству умиляться тому, что в Москве и Челябинске стартовало добровольное тестирование школьников на наркотики. Проблема тестирования школьников, студентов и людей определенных профессий явно перезрела на ветвях власти. Пришло время употребить эту власть, чтобы сохранить генофонд нации.

Задача государства – сделать так, чтобы издержки для уже заболевших снизить и смягчить, обернуть их на пользу больных, для выработки у них стойкой ремиссии. Подо всем этим должна быть законодательная база, предусматривающая в том числе: варианты принуждения наркомана к лечению и изоляции от общества до фазы устойчивой ремиссии; замену наказания лечением; процесс реабилитации; лишение наркозависимых возможности работать на техногенноопасных предприятиях и управления всеми видами транспорта, заниматься профессиями, от которых зависят воспитание, здоровье и жизни людей.

Эта забота не может лежать только на одной службе ФСКН России; общество и государство должны, наконец, объединить свои усилия на основе единого понимания проблемы. Необходимо отменить постановление Комитета Конституционного надзора от 1990 г., приравнявшего потребление наркотиков к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье», а также внести изменения в Федеральный закон от 01.12.2004 г. № 146 ФЗ, который гласит, что «больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но с согласия родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Возрастной ценз необходимо поднять до 18 лет и исключить в отношении больных наркоманией пункт об их согласии на лечение. Это позволит вовремя освидетельствовать и выявить склонность к заболеваниям у детей, оказывать помощь тем, кто не в состоянии осознать опасность употребления наркотических веществ, и применять в случае необходимости принудительные меры к лечению от наркомании.

Хотелось бы завершить тему примером Швеции, которая из-за сверхлиберальной наркополитики пришла к повальной эпидемии наркомании и была вынуждена, спасая ситуацию в стране, пойти на применение жестких мер, вплоть до признания любого применения наркотиков криминальным. Швеция по уровню дохода на душу населения несопоставима с Россией, ее не сотрясал социальный слом государственной системы, не лихорадило от прохождения глобального афганского наркотрафика. У нас проблемы сложнее. Тем взвешеннее должны быть решения.

Виктор ЕГОРОВ,
заместитель начальника УФСКН РФ
по Самарской области, полковник полиции.

Информационно-аналитическое издание jjjj№99 2011



ОБЩЕСТВО

  ПРАВОВОЙ СПЕКТАКЛЬ: АНТРАКТА НЕ ЖДИТЕ
  ПРИШЛО ВРЕМЯ УПОТРЕБИТЬ ВЛАСТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ГЕНОФОНД НАЦИИ
  ЮРЬЕВЕЦ: ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta