return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
РУБЛЬ – ДОСТАТОЧНО НАДЕЖНАЯ ВАЛЮТА
  ПОГАДАТЬ НА КОРОЛЯ
  ПОЛИТИКА
  ИНТРИГА ЗАТЯНУЛАСЬ
  «ТРЕНД» МИХАИЛ ПРОХОРОВ, ИЛИ СУТЬ ИННОВАТИКИ В ПОЛИТИКЕ
  Ё-МОБИЛЬ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  ИННОВАЦИИ
  Юрий ФЕДОРОВ:
МОЯ ЦЕЛЬ – ЧТОБЫ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА СТАЛИ РАЦИОНАЛЬНЫМИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
ИННОВАЦИИ – ЭТО ТАКОЕ ПОЛЕ, ГДЕ ПРИ ЖЕЛАНИИ ДЕНЕГ ХВАТИТ ВСЕМ
  ПЛАТФОРМА ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  ОБЩЕСТВО
  ГАРМОНИЯ И СИНТЕЗ ПО-КИТАЙСКИ
  ВИРТУАЛЬНЫЙ ТАНДЕМ
  ЛЕТО. ЖАРА. СЕЛИГЕР
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  «ИННОПРОМ-2011»: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА
  Марек ОЧЕПКА, министр - советник Посольства Республики Польша в Российской Федерации:
МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАСШИРЕНИИ ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНОВ
  НАУКА
  «ВСПОМНИТЬ ВСЕ» – РИМЕЙК ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
  КУЛЬТУРА
  УИЛЬЯМ БРУМФИЛД: РУССКАЯ КУЛЬТУРА ИСЦЕЛЯЕТ ДУШИ























КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА



В одной из последних своих речей Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «Коррупция остается фактором, который влияет на общую экономическую ситуацию. Хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику. Результат очевиден: деньги бегут из нашей экономики». При такой ситуации нет инвестиций, нет модернизации экономики. А также – повышения жизненного уровня населения, перевооружения армии и укрепления безопасности граждан и государства.



Сначала цифры. Несмотря на борьбу с коррупцией ее размеры постоянно увеличиваются. Так, с 2000 г. она выросла в десять раз и достигла астрономических величин: 300 млрд долл., или 9 трлн руб., что в шесть раз больше затрат на оборону и превышает доходы государственного бюджета в 2010 г. (по данным Г.А. Сатарова, Г.В. Гудкова и др.). В «деловой» коррупции (чиновники и предприниматели) участвуют несколько миллионов человек (средняя величина взяток – более 100 тыс. долл.). В «бытовую» коррупцию (на дорогах, в здравоохранении, образовании и др.) вовлечено более половины населения (средняя величина взяток – несколько тысяч рублей).



Наиболее опасна для существования государства «деловая» коррупция, в сфере законодательной, исполнительной и судебной властей, а также бизнеса. В нижеприведенной таблице даны экспертные оценки величины процентов коррумпированных представителей в разных органах власти (см.: Центр анализа и проектирования государственного управления при Отделении общественных наук при РАН. Сулакшин С.С., Максимов С.В. и др. Государственная политика и противодействие коррупции и теневой экономике в России. М.: Научный эксперт. 2008 – 464 с.)

Существует экономически оптимальный уровень коррупции, когда потери от нее равны затратам государства на борьбу с коррупцией. Низкого уровня коррупции добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Швеция и др. Согласно экспертным оценкам, коррупционные доходы распределяются так: 87% получает исполнительная власть, 7 – законодательная, 6% – судебная. Коррупция в правоохранительных органах наиболее опасна для государства, поскольку она не позволяет бороться с этим позорным явлением в других властных органах. Многие эксперты считают, что коррупция – это метод управления в экономике, превосходящий в России по эффективности легальные методы управления. Примечательно, что в мировом рейтинге, учитывающем уровень коррупции, наша страна занимает 154-е место из 178-и (последнее место соответствует максимальной коррупции).

Коррупция неотделима от теневой экономики, которая находится вне закона и создает спрос на коррупционные услуги. Поэтому борьба с ней неэффективна без борьбы с теневой экономикой, объем которой составляет свыше 40% ВВП. В ряде стран (США, Австрия, Швейцария и др.) доля теневой экономики не превышает 10%. Специалисты считают, что полностью подавить коррупцию нельзя, поскольку некоторые люди готовы участвовать в ней, т.е. незаконно увеличивать свой официальный доход в сотни и тысячи раз даже под страхом смертной казни. Так, в Китае за последние 10 лет казнено 10 тыс. чиновников. Это не побеждает коррупцию, но сильно ее подавляет, что позволяет КНР интенсивно развиваться (рост ВВП около 10% в год в течение последних 30 лет).

В России государство не ведет борьбы с коррупцией как с системным явлением, охватывающим все сферы экономики. Борьба ограничивается эпизодическими арестами. В результате, коррупция не только не уменьшается, но и растет. В настоящее время проблема борьбы с коррупцией широко обсуждается в печати, на телевидении и радио, в том числе с участием профессионалов в этой сфере (Г.В. Гудкова, М.И. Гришанкова, А.И. Гурова, А.Е. Хинштейна, В.С. Овчинского, Е.А. Панфиловой и др.). Существуют удачный опыт в этой области в ряде стран и международные рекомендации (например, Конвенция ООН против коррупции, которую Россия ратифицировала в 2006 г., но без 20-й статьи – незаконное обогащение).

Какие же предложения выдвигает экспертное сообщество? Необходимо создать при Президенте РФ Комиссию по борьбе с коррупцией. Ввести конфискацию имущества коррупционеров и их родственников. Контролировать не только доходы, но и расходы чиновников и их родственников, а также средства чиновников за рубежом (счета в банках, недвижимость и др.). В случае несовпадения доходов и расходов возбуждать уголовное дело. Коррупция в органах власти должна считаться тягчайшим преступлением против государства и жестоко наказываться – вплоть до пожизненного заключения, поскольку она разрушает государственное управление, заклинивает развитие экономики, ухудшает жизнь населения, ослабляет оборону и безопасность граждан России.

В связи с этим необходимо пересмотреть все законы с точки зрения их возможного влияния на коррупцию. Следует периодически проводить ротацию кадров, распускать наиболее коррумпированные органы власти, формировать человека с высокими моральными и нравственными критериями с помощью воспитания, образования, культуры, церкви, СМИ при активном участии некоррумпированного социально-ориентированного государства. Для этого требуется время. Честность должна стать социальной нормой, когда воровать стыдно. Такая ситуация имеет место, например, в Швеции и Японии.

Безусловно чиновник должен получать достойную зарплату, но его работу нужно строго регламентировать и эффективно контролировать. Необходимо также бороться за введение санкций ООН против тех стран, которые позволяют коррупционерам переводить и скрывать преступно нажитые богатства за рубежом. Крайне важно создать эффективный механизм контроля за деятельностью органов государственной власти и чиновников, а также подавить теневую экономику. В настоящее время контроль в экономике ведется, как правило, государственными органами, которые в свою очередь коррумпированы, что делает такой контроль неэффективным.

Если представить, что все коррупционеры арестованы и посажены в тюрьму, то это не означает, что коррупция побеждена окончательно. Поскольку через некоторое время найдутся чиновники, которые даже под страхом смертной казни могут начать коррупционную деятельность ради быстрого и крупного обогащения. Поэтому необходимы постоянный эффективный контроль за чиновниками всех рангов и неотвратимость наказания, чтобы коррупция в нужной мере постоянно подавлялась.

Необходим народный контроль, который должен включать в себя, во-первых, контроль трудовых коллективов за администрацией предприятий всех форм собственности, как того требует проект закона «О трудовых коллективах», который в первом чтении был принят Государственной Думой в конце 90-х годов, но затем снят с дальнейшего рассмотрения, во-вторых, контроль выборного законодательного органа власти (Госдумы) за исполнительной властью, а также за исполнением законов, для чего необходимо принятие подготовленного в Госдуме проекта закона о парламентском контроле.

Органы власти и СМИ

Уровень коррумпированности
(% к числу
представителей)

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

50–70

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

70–80

Представительные органы субъектов РФ

60–70

Муниципальные представительные органы

30–60

Правительство РФ

70–80

Администрация субъектов Федерации РФ

60–70

Администрация муниципальных образований

50–70

Высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура)

50–60

Суды и органы прокуратуры,

действующие на территории субъектов РФ

70–90

Центральный аппарат МВД РФ

60–70

Органы внутренних дел субъектов РФ

90–100

Общенациональные СМИ

80–100

Региональные СМИ

90–100



Только система мер, использующая успешный опыт других стран (Китая, Сингапура, Индонезии и др.), может уничтожить коррупцию. Наиболее сложным моментом является подавление теневой экономики. Требуются эффективный контроль за ценообразованием, нелегальной миграцией и контрабандой товаров через внешние границы России (импорт-экспорт), ликвидация организованных преступных групп с участием правоохранительных органов, действующих в экономике, а также привлечение трудовых коллективов всех видов собственности к контролю за администрацией предприятий, а общественных организаций и представительных органов в центре и на местах – к контролю за исполнительной властью. Видимо, стоит вернуться и к эффективному государственному управлению, такому, как Госплан, каким он был, и наладить государственную банковскую систему, способную выдавать долгосрочные низкопроцентные кредиты производству и др. В настоящее время эти вопросы обсуждаются в журнале «Стратегии России» (см., например: № 2, 4, 5, 12 за 2010 г.). Материалы журнала «Стратегии России», который курирует партия «Единая Россия», имеются в Интернете.

Леонид ОРЛЕНКО,профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Информационно-аналитическое издание jjjj№97 2011



ЭКОНОМИКА

  ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
  КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta