return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
РУБЛЬ – ДОСТАТОЧНО НАДЕЖНАЯ ВАЛЮТА
  ПОГАДАТЬ НА КОРОЛЯ
  ПОЛИТИКА
  ИНТРИГА ЗАТЯНУЛАСЬ
  «ТРЕНД» МИХАИЛ ПРОХОРОВ, ИЛИ СУТЬ ИННОВАТИКИ В ПОЛИТИКЕ
  Ё-МОБИЛЬ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  ИННОВАЦИИ
  Юрий ФЕДОРОВ:
МОЯ ЦЕЛЬ – ЧТОБЫ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА СТАЛИ РАЦИОНАЛЬНЫМИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
ИННОВАЦИИ – ЭТО ТАКОЕ ПОЛЕ, ГДЕ ПРИ ЖЕЛАНИИ ДЕНЕГ ХВАТИТ ВСЕМ
  ПЛАТФОРМА ДЛЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  ЭКОНОМИКА
  ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
  КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА
  ОБЩЕСТВО
  ГАРМОНИЯ И СИНТЕЗ ПО-КИТАЙСКИ
  ВИРТУАЛЬНЫЙ ТАНДЕМ
  ЛЕТО. ЖАРА. СЕЛИГЕР
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  «ИННОПРОМ-2011»: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА
  Марек ОЧЕПКА, министр - советник Посольства Республики Польша в Российской Федерации:
МЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАСШИРЕНИИ ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНОВ

























«ВСПОМНИТЬ ВСЕ» – РИМЕЙК ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ



Человеческий мозг и человеческая память многие годы являются объектами исследований ученых всего мира. Как происходит формирование воспоминаний? Почему одни события нашей жизни мы воспроизводим отчетливо, а другие нет? Почему какие-то неприятные для нас моменты, стыдливо прячущиеся в глубине подсознания, вдруг выбираются на поверхность, и чаще всего в самый неподходящий для этого момент? Вопросы без ответов. Тем не менее современная наука не стоит на месте, и вот ученые уже вплотную приблизились к разгадке тайн нашей памяти, а вслед за этим – к механизму формирования и так называемых «ложных воспоминаний».


В дискуссиях, посвященных ложным воспоминаниям, центральную роль играет концепция вытеснения, предложенная Зигмундом Фрейдом. В ней известный австрийский психолог предположил, что воспоминания о неприятных событиях могут быть вытеснены из нашего сознания в область бессознательного. Кроме случайных психических травм в область бессознательного может быть вытеснен, например, целый период раннего детства, включая эдипову ситуацию – бессознательное влечение к родителю противоположного пола. У нормального человека эти события раннего детства незаметно для него самого воздействуют на мысли, чувства и поступки. У невротика они определяют широкое разнообразие симптомов, которые психоаналитик старается проследить вплоть до их бессознательных источников. Споры по этому вопросу разгорелись с новой силой после того, как стали известны факты воссоздания взрослыми людьми специфических событий их детства, о которых они даже не подозревали.

Правда и вымысел

Важно проводить различие между ложными воспоминаниями – воспоминаниями о событиях, которые никогда не происходили, и искаженными воспоминаниями, т. е. воспоминаниями о событиях, которые имели место, но детали которых представлены неверно. Профессор психологии Вашингтонского университета Элизабет Лофтус за годы исследований выяснила, как легко внушить человеку то, чего на самом деле не было. К исследованиям в этой области ученого подтолкнули участившиеся случаи развития ложной памяти у пациентов, являющихся дипломированными психотерапевтами. На сеансах гипноза они вдруг начинали «вспоминать» о случаях сексуальной агрессии, произошедшей с ними в далеком детстве. После окончания сеанса гипноза пациенты уверяли, что их воспоминания являются настоящими, и даже пытались выяснить отношения с обидчиками.

Отличить настоящие воспоминания от ложных крайне затруднительно. Растущее число исследований в этой области демонстрирует, что при определенных обстоятельствах ложные воспоминания можно легко внедрить в память людей. Эксперименты показывают, что люди, ставшие свидетелями каких-либо событий, могут позднее под влиянием неверной информации «изменить» свои воспоминания. К примеру, свидетелей дорожно-транспортного происшествия, утверждавших, что в нем виноват водитель, не заметивший красного сигнала светофора, разделили на две группы. Одной предъявили «доказательства» того, что свет был зеленым, а другая не получила никакой ложной информации о происшествии. Спустя некоторое время провели повторный опрос обеих групп свидетелей, и те люди, которым была предоставлена ложная информация, внезапно «вспомнили», что на светофоре горел зеленый сигнал, а не красный, как они утверждали ранее.

Ложные сведения способны повредить нашу настоящую память. Это может произойти во время разговора с другими людьми или, к примеру, чтения газетных статей о событиях, свидетелями которых мы были сами. Существует масса способов сделать людей восприимчивыми к модификации памяти. К примеру, доказано, что воспоминания легче всего изменить, если с момента события, к которому относятся настоящие воспоминания, прошло довольно много времени.

Именно так, порой совершенно случайно, фабрикуются те самые детские воспоминания, на основании которых психотерапевты впоследствии делают неверные выводы об агрессии и унижениях, которым якобы подвергались пациенты в детстве.

Эксперимент Элизабет Лофтус

Элизабет Лофтус совместно со студентами своего факультета провела эксперимент, в котором приняли участие 24 человека в возрасте от 18 до 53 лет. Целью эксперимента было подтвердить механизм появления ложной памяти путем «внедрения» испытуемым ложных детских воспоминаний о том, как они в пятилетнем возрасте потерялись в магазине. Причем заранее опрошенные родственники испытуемых подтвердили, что ничего подобного с участниками эксперимента не происходило. Испытуемым было сказано, что цель эксперимента – определить, какие события из своего далекого детства они могут припомнить на основании воспоминаний собственных родителей. Каждому из участников вручили буклет с четырьмя заранее подготовленными воспоминаниями об их детстве: три из них были настоящими, а одно, про потерю в магазине, – ложным.

После изучения буклета им предложили сразу же оценить четкость своих воспоминаний по специальной шкале. В итоге удалось восстановить в памяти около 68% реальных событий. Выяснилось также, что после ознакомления с буклетом 29% испытуемых начали частично или полностью «вспоминать» то, чего на самом деле с ними никогда не происходило. Последующие контрольные опросы подтвердили, что сфабрикованные психологами воспоминания стали казаться испытуемым реальными.

Теория на практике

Вмешательства извне, которые могут «подтасовывать» детские воспоминания, помогают психологам понять процесс возникновения ложной памяти. Встает закономерный вопрос: возможно ли практическое применение данных исследований в реальной жизни? Уже доказано, что любое предположение о ситуации, высказанное в форме «подтасовки» фактов, может повлиять на установление ложного воспоминания. К примеру, просьба следователя или психотерапевта вообразить себя в какой-либо ситуации может запустить механизм «вспоминания» того, чего на самом деле не было.

Вообще, богатое воображение играет большую роль в формировании ложной памяти и подсовывает нам «воспоминания», которые через какое-то время обрастают подробностями и становятся неотличимыми от реальности. Воображение заставляет какое-либо событие, к примеру, разбитое окно в кабинете директора, выглядеть «знакомым», и это чувство узнавания ошибочно принимается за детское воспоминание.

Прямое влияние посторонних людей может стать мощной техникой внедрения в сознание ложных воспоминаний. Простое обвинение абсолютно невиновного человека в каком-либо преступлении может заставить его сделать ложное признание. Этот эффект продемонстрирован в исследовании Саула М. Кассина, который изучал реакцию испытуемых на ложное обвинение в порче компьютера путем нажатия неверного сочетания клавиш. Ничего не подозревающие участники эксперимента вначале яростно отрицали свою вину, однако после того, как их «товарищ» (специально проинструктированный исследователь) заявлял, что он «видел», как происходила порча компьютера, многие «признавали» свою «вину», «вспоминая» подробности и детали того, как они это делали.

Это исследование косвенно доказывает, что люди, обвиняемые ложно, при определенном давлении или предъявлении «доказательств» того, что их «видели», могут «вспомнить» свое преступление, придумать подробности, которые поддержали бы чувство вины, и признать вину за то, чего никогда не совершали.

Проверено на мухах

Еще одно исследование по формированию «ложных воспоминаний» было проведено группой ученых из университетов Оксфорда и штата Вирджиния. Исследователям удалось буквально вживить заданные воспоминания в мозг живого организма, чтобы тот воспринимал их как настоящие воспоминания. Новая техника прямой записи информации в память позволяет получить контроль над мозгом, чтобы искусственно создать воспоминания, которых в реальности не было. Пока технология находится на самой ранней стадии развития и опыты проводятся на примитивных насекомых, в частности, на мухах. В последующем исследователи не исключают доведения технологии искусственной памяти и до использования в организмах более сложных животных.



– Мухи умеют летать, но схемы, по которым молодые особи учатся этому процессу, неизвестны. Нам удалось выяснить, какие именно компоненты мозга отвечают за данный процесс, – говорит один из разработчиков технологии Геро Мизенблок.

Он рассказывает, что группе исследователей удалось создать своего рода мозговую карту при помощи техники, которую сами разработчики назвали «оптогенетика». Ученым известно, что за полет у мух отвечает всего один регион мозга, состоящий всего-навсего из 12 клеток с нейронами. Воздействовав на этот регион специальной световой вспышкой, исследователи спровоцировали выброс нейронами молекул, которые простимулировали активность мозга и в буквальном смысле заставили муху забыть, как именно нужно летать.

По словам специалистов, для того, чтобы данная техника работала, необходимо создать карту мозга, которая бы говорила о том, какой его участок хранит ту или иную информацию. В случае с человеком это сделать невероятно трудно, но теоретически возможно. Кроме того, в Оксфорде говорят, что таким же способом можно насекомое наделить теми или иными несложными воспоминаниями, к примеру, о какой-либо надвигающейся угрозе, сделать их при помощи «перепрограммирования мозга» невосприимчивыми к тем или иным запахам и т.д.

Удачный маркетинговый ход

Пока одни исследователи экспериментируют на мухах, другие изучают механизм использования «ложных воспоминаний» и «ложного опыта» в сфере маркетинга и рекламы. Эксперимент провели Николь Монтгомери из колледжа Уильяма и Марии и Прияли Раджагопал из Южного методистского университета. Они попросили нескольких добровольцев прочитать очень красочную рекламу несуществующего сорта попкорна, якобы изготовленного под одним из известных брендов. Другой части испытуемых авторы эксперимента действительно давали попробовать на вкус «новый попкорн», помеченный вымышленным названием.

По информации InsideScience, всего через неделю те, кто просто читал рекламное объявление, с той же вероятностью рассказывали о том, что пробовали этот продукт, как и те добровольцы, которые на самом деле его ели. Удивительно, насколько воспоминания людей могут быть неточными.

– Мы обнаружили, что если потребители ошибочно полагали, будто испытали этот раскрученный бренд, их оценка продукта была аналогична оценке продуктов, которые они на самом деле пробовали, – рассказывает Николь. Найденное явление исследовательницы назвали «эффектом ложного опыта».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не за горами то время, когда вопрос формирования нужных воспоминаний станет делом привычным и обыденным. И тогда вполне возможной станет ситуация из нашумевшего в свое время фильма с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить все». Ведь несмотря на заверения психологов, что более точный механизм конструирования ложных воспоминаний подлежит дальнейшему тщательному изучению, применение этих спорных наработок может начаться уже в недалеком будущем.

Полина ПОНЯТОВСКАЯ

Информационно-аналитическое издание jjjj№97 2011



НАУКА

  «ВСПОМНИТЬ ВСЕ» – РИМЕЙК ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta