return_links(2); ?>
  ПОЛИТИКА
  Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ:
«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ДОЛЖНА НОСИТЬ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР»
  Депутат Московской городской Думы Кирилл ЩИТОВ:
НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКУ СТАЛО НЕВЫГОДНО БРАТЬ ВЗЯТКИ
  Александр ТОЛСТЫХ:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ОСОБЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
КОРРУПЦИОНЕРЫ НАНОСЯТ СТРАНЕ ФИНАНСОВЫЙ И РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД
  «НЕФТЬ И ГАЗ-2011»: ПЕРСПЕКТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  КОГДА РУЖЬЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ
  ЭКОНОМИКА
  КУДА ВЕДУТ МОСКВУ И РОССИЮ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ
  КОРРУПЦИЯ
  ОНА ЕЩЕ ПОБОРЕТСЯ
  НАРКОМАТ
  ЧУЖАЯ КОЛЕЯ
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  АНОМАЛИЯ ИЛИ КЛИМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ?
  СПОРТ
  РАВНЫЕ СРЕДИ ЧЕМПИОНОВ
  ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ
























УГРОЗА номер один

52% россиян придерживаются мнения, что воровства и коррупции в руководстве страны стало больше, чем в 90-е (в 2007 г. такую позицию разделяли 16% респондентов, в 2009 г. – 27, в 2010 г. – 43%). 53% граждан считают, что за последние десять лет роль и влияние бюрократии в стране усилились; 41% уверены, что теневые связи между госчиновниками и представителями бизнеса в последние годы укрепились; каждый второй россиянин считает, что коррупция одинаково развита как в высших, так и в низших эшелонах власти; 37% респондентов уверены, что верхушка более подвержена разложению; 10%, напротив, отмечают значительное распространение злоупотреблений в низовых структурах власти.

По результатам исследований «Левада-Центра» (май 2011 г.)



Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности:


– Ситуация с коррупцией в стране очень тяжелая – тяжелее, чем мы привыкли думать. Сейчас коррупция, по большому счету, значительно опаснее терроризма. Потому что из-за коррупции – и терроризм, и потеря морали, и экстремизм в различных его формах. Она сегодня разъела все несущие государственные основы – нравственность, право, правосудие и так далее, и это значит, что государство завтра может рухнуть.

Эксперты называют цифру: 300 млрд. долл. ежегодно разворовывается, оседает в карманах российских чиновников, точнее, на офшорах, на западных счетах. Миллиарды украденных долларов, изъятых из экономики, из карманов людей. Мы подсчитали: 5,5 тыс. руб. в месяц на человека изымается из каждой семьи. Вот что такое коррупция на практике.

Мы никогда не сможем жить счастливо, мы никогда не сможем быть нормальной вменяемой страной при таком объеме коррупции. Экономика России не выдержит такого чудовищного объема хищений. Есть два сценария: либо мы сегодня начинаем менять ситуацию, либо не будет России. Если Россия не адаптируется к современным условиям, которые исключают массовую коррупцию как способ ведения экономики и вообще как часть массового сознания, как политическое условие, значит, мы развалимся, значит, не будет страны.



Фёдор ЯКОВЛЕВ,эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям, экс-сотрудник КГБ СССР:


– Каким образом можно бороться с коррупцией в России, лучше всего демонстрирует коррупционный скандал в Липецком авиацентре, летчики которого предали огласке факты вымогательства у них денег со стороны руководства. 3 июня этого года по итогам «разборок» врио главкома ВВС Виктор Бондарев направил в подразделения ВВС РФ телеграмму «по принятию мер антикоррупционной направленности», в которой расценил «обращения военнослужащих и членов их семей по вопросам коррупционных проявлений непосредственно в комиссию ВВС, как недоверие граждан к компетентности непосредственного руководства», а также указал, что «в случае получения и подтверждения в установленном порядке достоверной информации о коррупционных проявлениях в той или иной воинской части», будет рассмотрен «вопрос о прекращении дополнительных выплат офицерам основных структурных подразделений и воинских частей в полном составе»!?



Григорий ТРОФИМЧУК, политолог,первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:


– В существующих условиях самый эффективный способ борьбы с коррупцией в органах – это подъём наверх, на высокие руководящие должности сотрудников третьих-четвёртых эшелонов, которым ни вчера в милиции, ни сегодня в полиции практически нельзя было прорваться на вершины собственной правоохранительной системы. Надо сформировать такую атмосферу, чтобы они дали всю информацию по коррупционным схемам и связям (а она у них имеется, вне всякого сомнения) – на своих действующих пока начальников, и за счёт этого гарантированно получили высокие должности.

Народ России такое шоу будет только приветствовать. В отличие от холостых массовых отставок высокопоставленных милиционеров, армейских генералов и т.п., которые у граждан вызывают недоверие не к отставленным фигурам, а к тому, кто их отставляет.



Игорь БОГАТЫРЕВ, журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда»:


– Для реального, объективного надзора и борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, было бы необходимо создание некоей новой, возможно, временной структуры по их «чистке» (про ужесточение наказаний за коррупцию в органах я уже просто не говорю). В состав структуры входили бы люди не только честные и принципиальные, но, что важно, по возможности, не отягощённые семейными узами, ибо методы давления на «непокорных» нам хорошо известны. Во всяком случае, это было бы первым шагом на пути борьбы.

В послевоенной Японии из-за высокой коррупционной составляющей полиции властям пришлось трижды полностью (и с ощутимыми репрессиями) менять её состав, пока они не добились выработки более-менее удовлетворяющих закон «привычек» в этой структуре.



Юрий ЮРЬЕВ, политконструктор (Украина):


– У преследующих коррупцию правоохранительных органов должны быть следующие права. Право на провокацию по типу медицинской: реакция Вассермана или реакция Манту; право на народных заседателей-присяжных в суде и право на защиту заявителей-свидетелей. И должна быть обязанность отстранять от службы взятого с поличным взяточника без права вернуться до решения суда. Тогда потенциальные заявители-свидетели не будут опасаться заявлять о коррупции, потенциальные взяточники будут опасаться оперов-провокаторов, а по итогам в суде присяжные будут голосовать «по совести», т.е. учитывая сложившиеся в народе мнения о персонажах, и не только по материалам дела решая – вымогатель перед ними или жертва подкинутых денег.



Елена МАТРОСОВА, директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок компании «БДО»:


– Боюсь, что полностью коррупцию у нас не искоренить, так как отдельные сферы экономики как места работы без коррупции не интересны. Взятки чиновникам представляют собой дополнительный коррупционный налог на бизнес, который перекладывает выросшие издержки на конечного потребителя, что приводит к дополнительному росту цен. Коррупция также тормозит экономическое развитие, особенно если взятки, откаты и вырученные в результате «распила» бюджетных средств деньги вывозятся за рубеж. Помимо этого коррупция создает изъяны в распределении доходов в экономике в пользу сегментов с коррупционной составляющей.



Олег ФОМИЧЕВ,заместитель главы Минэкономразвития России:


– Средний размер бытовой взятки в России за последние пять лет вырос более чем в два раза и составил 5285 руб. Об этом свидетельствуют исследования по бытовой коррупции в России, проведенные для Министерства Фондом общественного мнения. Общий объем рынка коррупции в 2010 г. составил 164 млрд руб., увеличившись за пять лет на 35 млрд руб. Доля граждан, которые не знают, как давать взятки: с 2005 г. этот показатель снизился с 24 до 9% опрошенных. Доля же тех, кто не дает взяток принципиально, выросла за пять лет всего на 3% – до 23%. Не дают взяток, опасаясь уголовного наказания, лишь 1% опрошенных. Согласно обнародованным данным, в 2010 г. госструктуры получили около 31 млн руб. взяток, в то время как в 2005 г. эта цифра составляла 46 млн руб.



Елена РУМЯНЦЕВА, профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ:


– Людские потери из-за вредных или некомпетентных решений чиновников, а также из-за невыполнения должностных инструкций в России составляют около 300 тыс. человек в год. По европейским стандартам, жизнь трудоспособного человека оценивается по его вкладу в ВВП примерно в 1 млн евро. Таким образом, 300 тыс. смертей из-за коррупции ежегодно – это примерно 1,2 трлн руб. ущерба для российского ВВП.

Бороться с коррупцией необходимо проведением гласного аудита эффективности работы всего госаппарата, всесторонним обсуждением показательных судебных процессов, сокращением числа госслужащих. Десятки тысяч работающих в госаппарате правонарушителей легко отличить по разнице между их доходами и официальной зарплатой.



Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:


– Многие чиновники превратили строительство и ремонт автотрасс в доходный бизнес. Только коррупционная компонента стоимости строительства оценивается в России в среднем в 25%. К этому надо добавить завышение смет и хищения. Из-за некачественной работы и «экономии» материалов 5-километровая дорога в образцово-показательный Сколково развалилась за девять месяцев. А ведь при стандарте стоимости дороги в 10 млн руб. за 1 км, о котором информировал премьера Путина министр транспорта Левитин, стоимость ее километра превышала миллиард рублей.

По данным Всемирного банка, Счетной палаты и Росавтодора, дороги в России в 2,6 раза дороже европейских, в 3 раза – американских и в 7 раз – китайских. Союз инженеров-сметчиков зафиксировал, что в США 1 км трассы стоит от 2,28 млн до 8,85 млн долл., а в России – от 32 млн до 180 млн долл.



Анатолий ГОЛУБЕВ, основатель и руководитель Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией»:


– Учитывая, что коррупция уже признана в большинстве развитых стран одной из серьезнейших угроз как национальному, так и международному развитию, принимая во внимание многочисленные глобальные и локальные международные инициативы в этой сфере, было бы целесообразным создание на базе ООН центра или бюро – единого наднационального специализированного органа. Для разработки единой международной программы защиты свидетелей, а также уполномоченного проводить на территории любой страны доследственную проверку заявлений о коррупции высокопоставленных должностных лиц, включающих в себя информацию о наличии у таких лиц необоснованных денежных средств и имущества за пределами соответствующих стран. Если изложенные заявителем факты найдут подтверждение, соответствующие материалы должны передаваться национальным правоохранительным службам всех вовлеченных стран для принятия мер согласно национальному законодательству каждой из них. Этот же орган должен быть наделен правом предоставлять на

период проверки (а в необходимых случаях – и на более длительный срок) международную правовую защиту и иммунитет от уголовного преследования лицам, заявляющим именно о таких проявлениях коррупции.

Мы убеждены, что противодействие коррупции, доходы от которой хранятся и используются за пределами национальных границ, уже не является ни внутренним делом соответствующей страны, ни даже предметом исключительных отношений тех стран, где живет высокопоставленный чиновник. Хотя бы потому, что преступно нажитые капиталы впоследствии свободно и легально перемещаются из этих стран по всему миру.

Представляется, что Россия и США, как постоянные члены Совета Безопасности ООН, имеют все возможности предложить мировому сообществу соответствующую совместную инициативу, например, в форме международной конвенции.

Информационно-аналитическое издание jjjj№96 2011



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
МЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЙТИ ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА
  УГРОЗА НОМЕР ОДИН
  ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta