return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
МЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЙТИ ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА
  УГРОЗА НОМЕР ОДИН
  ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
  ПОЛИТИКА
  Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ:
«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ДОЛЖНА НОСИТЬ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР»
  Депутат Московской городской Думы Кирилл ЩИТОВ:
НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКУ СТАЛО НЕВЫГОДНО БРАТЬ ВЗЯТКИ
  Александр ТОЛСТЫХ:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ОСОБЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
КОРРУПЦИОНЕРЫ НАНОСЯТ СТРАНЕ ФИНАНСОВЫЙ И РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД
  «НЕФТЬ И ГАЗ-2011»: ПЕРСПЕКТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  ЭКОНОМИКА
  КУДА ВЕДУТ МОСКВУ И РОССИЮ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ
  КОРРУПЦИЯ
  ОНА ЕЩЕ ПОБОРЕТСЯ
  НАРКОМАТ
  ЧУЖАЯ КОЛЕЯ
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  АНОМАЛИЯ ИЛИ КЛИМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ?
  СПОРТ
  РАВНЫЕ СРЕДИ ЧЕМПИОНОВ
  ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ
























КОГДА РУЖЬЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ

По данным ЮНЕСКО, сумма взяток в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 млн долл. И если раньше тема коррупции в образовании всплывала преимущественно при поступлении абитуриентов в вузы, то в последнее время, с активным распространением ЕГЭ, коррупция пронизала всю систему, начиная от самих школьников и их родителей до учителей и чиновников РОНО. Призванный искоренить взятки при поступлении в вузы, Единый государственный экзамен лишь «спустил» планку взяточничества на уровень школы. По сути ничего не изменилось: брали и продолжают брать. Только если раньше за нужные баллы при поступлении, то теперь – за высокие баллы по ЕГЭ.


Совсем недавно высокий резонанс в СМИ вызвала история с массовым интернет-списыванием ЕГЭ, когда контролирующие органы так и не нашли, кого же наказывать – социальные сети, в которых разместили варианты решений по математике, недобросовестных школьников или учителей, разрешивших пользоваться при сдаче ЕГЭ мобильными телефонами. Еще один показательный случай – группа студентов-математиков в Москве за умеренную плату сдавала ЕГЭ вместо школьников. Причем в одном случае за юношу-выпускника пришла сдавать экзамен девушка-студентка, и почему-то никто на экзамене не обратил на это внимание. И эти факты – лишь верхушка айсберга. Массовые махинации и подлоги при сдаче ЕГЭ – это и следствие коррупции в образовании, и организации самой системы власти и общества в целом.

164 млрд руб. – столько составил объем рынка бытовой коррупции в России в 2010 г. Эти и другие цифры 14 июня озвучил Олег Фомичев, заместитель главы Минэкономразвития, представляя совместное с фондом «Общественное мнение» социологическое исследование, направленное на определение уровня «неделового» взяточничества в стране. Наиболее коррумпированными сферами жизни оказались здравоохранение и образование, хотя высокие позиции в этом антирейтинге традиционно сохранили и ГИБДД в частности и полиция (бывшая милиция) в целом. Доля высшего образования в годовом объеме коррупции составила 20,8 млрд руб., при этом существенно вырос объем коррупции в дошкольных учреждениях (средняя взятка в детсадах в прошлом году составила 8025 руб.). Щупальца коррупции в образовании широкой паутиной раскинулись по России. По данным Transparency International, коррупция в образовании по среднемировым меркам стоит на девятом месте из 11 позиций тогда, как в России преподаватели-мздоимцы берут самые большие подношения. И это еще выпущены из виду начальная и средняя школы. А там платит практически каждый родитель – ежегодно и на протяжении 11 лет. Так что озвученная сумма сильно занижена.

Если вернуться к теме пресловутого ЕГЭ – в Интернете можно найти интересную информацию о расценках. Так, в Москве сдать один экзамен на 90–100 баллов можно за 60 тыс. руб., в регионах (прежде всего, в крупных городах) цена за один экзамен составляла около 30 тыс. руб. Основная точка продажи нужных результатов экзамена – это пункт приема ЕГЭ, т. е. школа. «Учителя фабрикуют нужный результат в двух случаях: по команде сверху и по личной инициативе, за деньги. Команда сверху идет от чиновников управлений и департаментов образования. Именно так обеспечиваются нужные результаты для своих людей, точнее, своих детей», – говорит заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Потеснив коррупцию при поступлении в вуз, ЕГЭ не искоренил эту проблему в системе высшего образования. Здесь как давали взятки за нужные оценки на экзамене и за «зачтено» в зачетной книжке, так и дают. Нередки и случаи, когда сдать предмет можно исключитель-но за дополнительную мзду. Примерами разоблачения таких педагогов-взяточников пестрит Интернет. При этом в редких случаях таким делам дают полноценный ход. Чаще всего студенты остаются один на один с недобросовестными преподавателями. Кто-то идет на поводу у сложившейся системы и за означенную сумму получает желаемый зачет, кто-то ищет пути решения с помощью таких же горе-взяточников. Так, на одном из популярных блогов в июне этого года было опубликовано обращение студента столичного вуза, в котором он просил помощи в решении проблемы с преподавателем – профессором, заслуженным учителем РФ. Преподаватель с более чем 20-летним стажем, написавший профильные учебники и публиковавший научные статьи в журналах, не стесняясь, для сдачи зачета предлагал своим студентам платный курс занятий стоимостью 20 тыс. руб. Дешево и со вкусом – три студента, соответственно, 60 тыс. руб., а десять студентов? Простая арифметика.

Еще один пример несложных математических расчетов, который, правда, привел преподавателя Омского вуза к реальному сроку в колонии-поселении. 11 июня 2011 г. бывший старший преподаватель государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет» Олег Рыжаков был признан виновным в получении взятки. С декабря 2008 по июнь 2010 г. Рыжаков получал от студентов университета взятки в размере от 500 до 3 тыс. руб. за выставление отметки о сдаче зачета или экзамена. Всего Рыжаков получил от студентов свыше 80 тыс. руб. – неплохая прибавка к зарплате преподавателя-омича. 10 июня 2011 г. в Волгограде по подозрению в получении взятки был задержан старший преподаватель Волгоградской академии МВД России. По версии оперативников, подполковник милиции получил 5 тыс. руб. от студента за положительную сдачу экзамена без фактической проверки знаний.

Еще один наглядный пример – из Республики Марий Эл. Доцент кафедры общеправовых дисциплин юридического факультета одного из вузов для получения зачета по дисциплине «Правоведение: актуальные вопросы» предлагал студентам заплатить деньги. Зачет оценивался в 250 руб. Чтобы все это выглядело «красиво», преподаватель передавал студентам свои авторские книги, которые якобы и покупались студентами. Таким образом, он «заработал» 5,5 тыс. руб. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде штрафа в размере 55 тыс. руб. В скором времени в суде Марий Эл будет рассмотрено еще одно дело о преподавателе-взяточнике. Преподаватель кафедры высшей математики МарГТУ обвиняется в получении взяток от студентов за выставление положительных оценок за сдачу экзамена.

Удивительно, но Москва не отличается подобными показательными процессами над преподавателями-взяточниками, хотя, очевидно, что в столичных вузах речь идет о совершенно иных суммах. А многие учебные заведения вообще перешли на законное получение взятки преподавателем, которое переквалифицировано в благотворительную помощь учебному фонду.

Общественная атмосфера, коррупционные настроения, но, прежде всего, ситуация в системе образования, ориентированная на увеличение платной составляющей, неприкрытая показуха – неполный перечень причин, объясняющих провал проводимой образовательной реформы. Рыбу по традиции чистят с хвоста, но гниет-то она с головы. Навязанный всем сверху единый государственный экзамен был призван стать барьером для коррупции в системе образования. По сути, он лишь усугубил и без того непростую ситуацию. Система взяточничества трансформировалась, но не исчезла. Мощное оружие против коррупции не выстрелило и, по-видимому, впору искать новые пути решения этой проблемы.

Светлана СУДАКОВА Россия занимает первое место в мире по числу взяток при поступлении в вузы. Один из высших чиновников Министерства образования В.А. Хлебников, директор Центра тестирования Министерства, создатель технологии пресловутого ЕГЭ, обвинен прокуратурой в присвоении 60 млн руб. В 2010 г. в отношении 186 руководителей российских учебных заведений возбуждены уголовные дела. Привлечены к ответственности восемь секретарей и членов приемных комиссий, семь ректоров, проректоров и деканов. Всего выявлено 3535 преступлений, в том числе 1438 по фактам должностных преступлений. Возбуждено 597 уголовных дел по фактам взяточничества, 869 – по фактам хищений и нецелевого использования средств. Ущерб составил более 100 млн руб. Однако, по данным ЮНЕСКО, сумма взяток в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 млн долл.

ИЗ БЛОГОВ:

ksunray

«Меня возмущают вовсе не халявщики-школьники, а «праведный гнев» тех, кто придумал и поддерживает систему ЕГЭ, при которой в разы выросли подтасовки, взятки, коррупция… Если серьезно, меня убивает то, что люди составляют тесты по гуманитарным (читай: творческим) предметам, искренне думая, что таким образом можно выявить эрудицию и ум человека. Какими же нужно быть плоскими и недалекими людьми, чтобы выявлять способность к творческому мышлению, предлагая выбрать один вариант из четырех! До сих пор я испытываю горячую благодарность к В.А. Садовничему и МГУ за их внутренние экзамены, которые действительно давали возможность проявить себя».

Nataly

«Раньше такой коррупции в вузах не было. Сейчас для преподавателей знания не нужны, им нужны только деньги. У меня старший сын уже отучился (слава Богу!), а вот младший еще учится. Страшно писать, во сколько это нам обходится. Хорошо, что он учится на бюджете (хоть за это не надо платить), но сессии... ужас. И правду искать бесполезно...»

russkay_zima

«Многие думают, что процедура ЕГЭ исключает факт взятки. Ничего подобного. Только теперь вместо взятки учителю и директору деньги несут чиновникам. Ну, учителя и так немного зарабатывают, а тут еще меньше будут… А чиновники еще больше, и кому лучше? Мне очень хочется задать вопрос Фурсенко: он действительно думает, что ЕГЭ проверяет знания? Или ему сказали модернизировать систему образования, вот он и работает в пределах своей фантазии? Почему-то чем выше по чину поднимается этот вопрос, тем сильнее желаемое воспринимается за действительное. При любой новой системе найдется тот, кто дает, и тот, кто берет, как бы ни ужесточали систему, человеку свойственно адаптироваться к условиям окружающей среды».

junetiger wrote:

«Вузы свое доберут в процессе учебы: у нас в институте есть полностью коррумпированные кафедры, где практически все преподаватели берут взятки. На нашей кафедре только половина – причем самые слабые преподаватели. Те, кто прекрасно знает язык, подрабатывают переводчиками или готовят старшеклассников к поступлению в гуманитарные университеты (наш вуз технический, английский не сдают). Я не понимаю, почему только детей наказали за то, что они воспользовались телефоном для получения подсказки. Надо завести уголовное дело против учителей, не заметивших мобильники, – понятно же, что они взяточники».

Информационно-аналитическое издание jjjj№96 2011



ОБРАЗОВАНИЕ

  КОГДА РУЖЬЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta