return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
МЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЙТИ ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА
  УГРОЗА НОМЕР ОДИН
  ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
  ПОЛИТИКА
  Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ:
«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ДОЛЖНА НОСИТЬ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР»
  Депутат Московской городской Думы Кирилл ЩИТОВ:
НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКУ СТАЛО НЕВЫГОДНО БРАТЬ ВЗЯТКИ
  Александр ТОЛСТЫХ:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ОСОБЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
КОРРУПЦИОНЕРЫ НАНОСЯТ СТРАНЕ ФИНАНСОВЫЙ И РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД
  «НЕФТЬ И ГАЗ-2011»: ПЕРСПЕКТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  КОГДА РУЖЬЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ
  КОРРУПЦИЯ
  ОНА ЕЩЕ ПОБОРЕТСЯ
  НАРКОМАТ
  ЧУЖАЯ КОЛЕЯ
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  АНОМАЛИЯ ИЛИ КЛИМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ?
  СПОРТ
  РАВНЫЕ СРЕДИ ЧЕМПИОНОВ
  ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ
























КУДА ВЕДУТ МОСКВУ И РОССИЮ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ

Еще несколько лет назад Москва активно строилась. Усиленная застройка старых кварталов и точечное вкрапление новых домов в сложившиеся жилые микрорайоны были признаны неразумной политикой, и темпы столичного строительства стали резко уменьшаться. Экономический кризис также сильно сказался на строительном бизнесе в Москве. И если в каких-то отраслях экономики он сегодня отступил, то в строительстве своей хватки не ослабил. Для восстановления потребуются годы и хорошо продуманный комплекс мероприятий по воссозданию цепочки кооперации, важным звеном в котором является ГУП «Литейно-прокатный завод», выпускающий арматуру. Вот об этом предприятии мы и поведем речь.


База

Государственное унитарное предприятие города Москвы «Литейно-прокатный завод» (далее – ГУП «ЛПЗ») было создано в конце 2003 г. для реализации проекта строительства металлургического завода по производству проката строительного назначения в интересах строительного комплекса Московского региона. Базой для создания предприятия был выбран бывший чугунно-литейный завод, входивший в структуру ЗИЛа. Объект был приобретен в собственность города Москвы за 5 млн руб. 186 га промзоны, на которых располагается производственный комплекс, находится в собственности столицы. Позднее городом был выкуплен расположенный рядом "завод Двигатель". Соответственно теперь имущественный комплекс состоит из двух территорий и вынесенных за производственный периметр вспомогательных объектов. Почему так подробно говорим о собственности и правах владения? Да потому, что именно сейчас эти вопросы требуют своего решения.

Логистическая доступность, наличие серьезных мощностей по энергоносителям, универсальность площадки для размещения различных производств, отсутствие социальных обременений – все эти факторы делают завод, если так можно сказать, лакомым кусочком. Акционировать? Но как? Приватизировать? Но по какой цене? И в чью пользу? Не предпринимать же решительных мер по изменению ситуации, в которой оказалось предприятие, нельзя.
Положение

На данный момент в предприятие вложено более 10 млрд руб. государственных средств. Всего же Москва инвестировала в проект 14,7 млрд, с учетом вложений в основные средства, покупку земли, увеличения уставного фонда, бюджетных кредитов и субсидий. Здесь трудится 2200 человек, средняя заработная плата составляет 15 тыс. руб. За истекший 2010 г. произведено 200 тыс. т арматуры. 80% продукции поступило на стройки Московского региона.

Однако несмотря на полную загруженность заказами, предприятие находится в тяжелом положении из-за нехватки оборотных средств. Это связано с активным строительством второй очереди завода.

Руководство Москвы в курсе реального положения дел на предприятии. И мэр столицы С.С. Собянин дал поручение соответствующим структурам внести предложения по дальнейшей судьбе завода.
Фактор

Основным фактором для принятия решения по строительству завода была ситуация на рынке металлопроката, когда из-за дефицита наблюдался необоснованный рост цены. Сегодняшняя потребность Московского региона для нужд дорожно-мостового строительства, строительства метрополитена, социальных объектов и жилья составляет более 1 млн т в год.

Анализ слияний и поглощений на мировом рынке металлургии в последние пять лет имеет ограниченные примеры сделок по подобным активам. Это связано с тем, что строительство современных мини-заводов в отрасли началось сравнительно недавно. Однако по имеющимся данным можно прогнозировать, что стоимость аналогичных по технологии предприятий с потенциалом от 700 до 1 млн т проката в год, удовлетворительным экономическим состоянием и выстроенным сбытом колеблется от 500 млн до 1 млрд долл. США.

Есть ряд положительных факторов, влияющих на оценку данного предприятия. В первую очередь, это передовые технологии, примененные при проектировании литейно-прокатного комплекса, которые позволяют снизить себестоимость продукции по сравнению с конкурентами. Сформирована собственная сырьевая база – заготовительные производства, позволяющая снизить цену металлолома и создать гарантию сырьевой безопасности. Логистическая доступность к Московскому региону позволяет обойтись без услуг посреднических металлоцентров, увеличивающих конечную цену. Наконец, оборудование на предприятии в основном отечественное, что значительно снижает стоимость эксплуатации и ремонта комплекса.

Негативным фактором оценки стоимости актива может быть решение остановить начатые работы по строительству второй очереди.

Остановившись в запланированном развитии, предприятие сегодня выглядит как несбалансированный металлургический комплекс. Литейные и прокатные мощности составляют 220–250 тыс. т в год, а подготовленная инфраструктура, с минимальной модернизацией позволяет обеспечить до 750 тыс. т в год готовой продукции. Вся же площадка с потенциалом по сооружениям, энергетике и логистике способна принять производство 1 млн т в год. Несоответствие объема производимой продукции затратам на поддержание инфраструктуры и содержание персонала, безусловно, скажется на оценке бизнеса в целом.

В сегодняшнем состоянии стоимость бизнеса без учета всей промзоны, находящейся на балансе ГУП «ЛПЗ», формально может быть оценена в 5–7 млрд руб. исходя из объема производимой продукции.

Процедура акционирования предприятия займет около года. За этот период задача курирующих департаментов и менеджмента завода – максимально увеличить стоимость актива, для чего необходимо провести комплексную проверку предприятия с фиксированием экономической ситуации, контрактных обязательств, эффективности управления; разработать антикризисные мероприятия, предполагающие реструктуризацию задолженностей, прозрачное бюджетирование, сокращение административного аппарата, пересмотр контрактов по снабжению и сбыту в сторону улучшения эффективности; улучшить работу собственной сырьевой базы; провести собственными силами модернизацию оборудования; внедрить современные управленческие механизмы.
Вариант

Наиболее простой и прогнозируемый вариант продажи акций предприятия – поиск стратегического инвестора, способного заплатить за актив адекватные оценке средства. Но при сегодняшнем состоянии завода город, вероятнее всего, столкнется с попыткой инвестора приобрести актив по заниженной цене.

Если такой сценарий будет преобладать, целесообразно проведение IPO. В ходе размещения акций город имеет возможность реализовать блокирующий пакет, ориентировочно, от 26 до 49%. Предварительные расчеты показывают, что размещение 30% акций позволит привлечь не менее 4 млрд руб. Данные средства могут рассматриваться как частичный возврат в бюджет города инвестиций, затраченных при строительстве предприятия. Фактически возможно получение средств, эквивалентных минимальным предложениям от инвесторов, и одновременное сохранение в руках города контрольного пакета для последующей реализации его по адекватной цене. Это оптимальный вариант.

Используя современные инвестиционные механизмы, можно создать открытую компанию, подконтрольную Правительству Москвы. Дальнейшие шаги будут диктоваться экономическим состоянием предприятия и способностью менеджмента придать активу высокую привлекательность. Запланированные параметры прибыли: на 2012 г. – 300 млн, 2013 г. – 900 млн руб. – показывают, что положительная отчетность может существенно изменить стоимость оставшегося в Москве пакета акций.

Необходимо также учитывать, что сегодня металлургические активы России недооценены. А такие масштабные проекты, реализуемые в стране и в Московском регионе, как строительство олимпийских объектов, дорожно-мостовое и жилищное строительство, а также предстоящий в 2018 г. чемпионат мира по футболу, потребуют возведения не только новых стадионов и гостиниц, но и серьезных вложений в инфраструктуру. Крупные металлургические холдинги, предвидя увеличение спроса, активно увеличивают прокатные мощности. В этой ситуации Москва, получив в свое владение собственный завод, опередит других участников рынка на 2–3 года.
Аргументы

Непросто восстанавливать заводы, рухнувшие за последние два десятилетия, и создавать новые современные производства, осваивать актуальные технологии – на этом настаивает Президент РФ Д.А. Медведев, эти цели ставит и Правительство России.

Есть реальная перспектива тиражирования проекта ГУП «ЛПЗ» в других регионах страны. Семь субъектов РФ выразили заинтересованность в строительстве такого же предприятия на своих территориях. Основные причины – удешевление строительного металлопроката путем сокращения расходов на доставку от крупных комбинатов и использование в качестве сырья только металлолома, присутствующего, как правило, в большинстве регионов в достаточном количестве и «уходящего» с их территории практически бесконтрольно.

Положительными факторами для региональных строительных программ станут: снижение стоимости на саму продукцию завода за счет инновационных технических решений, примененных в проекте (до 10%), сокращение стоимости при получении проката строителями за счет снижения транспортных издержек (на 2–5%), уменьшение зависимости от металлотрейдеров (10–15%). В результате – увеличение объемов социального строительства и снижение цен по предоставлению жилья в рамках федеральных программам.

Решение по строительству региональных мини-заводов – это мировая тенденция, продиктованная освоением металлургами новых технологий и применением новых решений по автоматике и автоматизации производства. В Китае с 2006 г. ежегодно пускается 5–7 подобных предприятий, Россия пока значительно отстает по масштабам строительства, но на данном этапе важно хотя бы сохранить инжиниринговый задел для реализации таких программ и успешный опыт промышленной кооперации, накопленный в рамках строительства Москвой завода в городе Ярцево.

В случае запуска программы строительства Москва приобретет долгосрочные контракты на проектирование оборудования и тем самым оказывается в авангарде отечественного металлургического машиностроения. Ключевой сегмент комплекса – прокатный стан, произведен на мощностях завода ВНИИМЕТМАШ, который в настоящее время ориентирован в основном на зарубежные заказы. В кооперацию может быть привлечено более 30 отечественных предприятий.
Акцент

Сегодняшнее состояние строительного комплекса Москвы характеризуется рядом факторов, крайне негативно повлиявших на его состояние. Были предприняты колоссальные усилия по недопущению дефолта рынка недвижимости и сохранению объемов строительства. Однако смена руководства города, его основных команд привела к фактической остановке глобальных городских проектов, которые были локомотивами индустрии.

В результате из-за «схлопывания» объемов, пересмотра ранее начатых проектов наиболее пострадавшими оказались не компании генеральных подрядчиков, а реальные строительные организации. Даже немедленный перелом ситуации не позволит в 2012 г. выйти на объемы 2009–2010 гг. Потребуется целый комплекс мероприятий по восстановлению цепочки кооперации. Делать это трудно, но необходимо. Перед городской и федеральной властью поставлены масштабные задачи по оптимизации движения в Московском регионе, обустройству Столичного федерального округа, выноса субъектов исполнительной власти за пределы Москвы.

На этом фоне желание быстрее избавиться от активов, являющихся базовыми для решения глобальных инфраструктурных задач, не демонстрирует макроэкономического подхода Правительства Москвы. А попытка получить относительно быстрые деньги, не соответствующие реальной стоимости вложенных средств, без учета перспектив по выгодному использованию завода и повышению его капитализации дает сигнал для крупных частных промышленных групп о возможности «прихватить» актив по цене в разы ниже рыночной. На этом фоне появляются кулуарные попытки дискредитировать проект для создания благоприятного фона и установления контроля над заводом на период приватизации.

В целях обеспечения механизма прозрачности при определении судьбы одного из крупнейших промышленных активов, городским властям на этом этапе целесообразно дистанцироваться от переговоров со структурами потенциальных покупателей и провести квалифицированную независимую оценку. Особенно важным в этой ситуации будет решение кадрового вопроса по руководству предприятием. Такой подход позволит исключить теневые интересы и коррупционную составляющую, а также наиболее взвешенно подойти к решению судьбы завода.

Полина МАКАРОВА

Информационно-аналитическое издание jjjj№96 2011



ЭКОНОМИКА

  КУДА ВЕДУТ МОСКВУ И РОССИЮ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta