return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
МЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЙТИ ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА
  УГРОЗА НОМЕР ОДИН
  ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  КОГДА РУЖЬЕ НЕ СТРЕЛЯЕТ
  ЭКОНОМИКА
  КУДА ВЕДУТ МОСКВУ И РОССИЮ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛОКОМОТИВЫ
  КОРРУПЦИЯ
  ОНА ЕЩЕ ПОБОРЕТСЯ
  НАРКОМАТ
  ЧУЖАЯ КОЛЕЯ
  НАУКА. ИННОВАТИКА
  АНОМАЛИЯ ИЛИ КЛИМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ?
  СПОРТ
  РАВНЫЕ СРЕДИ ЧЕМПИОНОВ
  ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ


























«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ДОЛЖНА НОСИТЬ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР»


Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ:


– Александр Григорьевич, борьба с коррупцией – это такая тема, которая всегда актуальна. А сегодня особенно. Как вы можете прокомментировать антикоррупционные меры, которые предложил Дмитрий Медведев на Петербургском международном форуме?

– Проблема коррупции – не специфически российская проблема, как это иногда пытаются представить. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями еще в 1990 г. отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире. Особая опасность коррупции состоит в ее «системности», она поражает и приводит к необратимым изменениям весь государственный аппарат. Борьба с ней крайне сложна, тем более что у большой части населения – 54% по данным опросов – сложилось отношение к коррупции как к этически приемлемому способу решения своих личных проблем. Тем не менее бороться с коррупцией можно, и опыт многих государств показывает, что при системном и последовательном подходе к ней успех обязательно приходит.

Меры, озвученные Президентом Дмитрием Медведевым на Петербургском международном форуме, думаю, будут эффективными. Президент предложил увольнять нечистых на руку чиновников по широкому кругу оснований в связи с утратой доверия. В связи с высокой латентностью коррупционных преступлений, сложностью доказательств многие подозреваемые уходят от заслуженного наказания. Но, как заявил Президент, основанием для увольнения теперь могут служить данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования. Это, по сути, увольнение в связи с утратой доверия. Возможность более быстрого очищения государственных органов от коррупционеров – большой шаг вперед.

– Какой вклад вносят столичные законодатели в антикоррупционную борьбу?

– Москва является крупнейшим центром принятия решений, в ней сосредоточено множество чиновников, бизнесменов, лоббистов со всех концов страны, в ней «крутятся» огромные деньги и сталкиваются самые разные интересы. Создание столичного федерального округа, предложенного Президентом Дмитрием Медведевым, перенос за пределы Москвы федеральных правительственных структур, безусловно, помогут и в борьбе с коррупцией, однако Москва при всех обстоятельствах останется точкой, где перекрещиваются множество сил и интересов, и опасность коррупции здесь очень велика. Поэтому мы просто обязаны быть в авангарде антикоррупционной борьбы, быть своего рода полигоном для обкатки новых законов.

Мосгордума в 2009 г. приняла Закон «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях противодействия коррупции». Изменения внесены в пять законов, а именно: «О статусе депутата Московской городской Думы», «О мировых судьях в городе Москве», «О государственной гражданской службе города Москвы», «О государственных должностях города Москвы» и «О муниципальной службе в городе Москве». Тем самым создана система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений для государственной и муниципальной деятельности, направленных на предупреждение злоупотребления властными возможностями.

Необходимо также назвать Закон «О правовых актах города Москвы». В соответствии со ст. 16 «Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов» теперь перед принятием соответствующих документов проводится специальное исследование, направленное на выявление и устранение в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Кроме того, данный закон делает возможной и независимую антикоррупционную экспертизу.

Закон «О правовых актах города Москвы» определил общие требования к разработке, опубликованию, вступлению в силу законов столицы, установил юридико-технические требования к правовым актам и обязательность проведения экспертизы (антикоррупционной, финансовой, криминологической и др.) проектов правовых актов города. Принято Постановление Мосгордумы «О порядке проведения в Московской городской Думе антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов города Москвы и поправок к ним».

Уполномоченным органом по вопросу противодействия коррупции в Мосгордуме является Комиссия по законодательству. Все заключения, подготовленные по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, носят рекомендательный характер, прилагаются к проекту правового акта или поправкам к нему и подлежат обязательному рассмотрению на заседании Московской городской Думы.

Всего на заседаниях Комиссии по законодательству рассмотрено около 20 экспертных заключений и протестов, в том числе две независимые экспертизы.

– Мосгордумой принят в первом чтении проект закона «О системе мер противодействия коррупции в городе Москве». Каковы его основные положения?

– Главное – законопроект вменяет в обязанность всем должностным лицам государственных органов города Москвы ведение антикоррупционной борьбы. Более того, противодействие коррупции становится одним из элементов системы оценки деятельности государственного органа и конкретного государственного служащего.

С принятием данного законопроекта мы хотим создать работающую систему мер, направленных на устранение причин, порождающих коррупцию, способствовать формированию антикоррупционного общественного сознания и нетерпимости по отношению к коррупционным действиям. То есть главный метод борьбы с коррупцией – не ликвидация последствий уже совершенных преступлений, а превентивные, профилактические действия. Понятно, что мы отдаем себе отчет в том, что надо ставить только достижимые цели, поэтому говорим не о полной ликвидации коррупции, а о снижении ее уровня, обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией.

Поскольку коррупция является системным явлением, то и борьба с ней должна носить системный характер. Среди основных мер по реализации антикоррупционной политики следует назвать: разработку и реализацию городской и муниципальных антикоррупционных программ; антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов; антикоррупционные мониторинг, образование и пропаганду, а также антикоррупционные меры в рамках реализации законодательства о государственной и муниципальной службе и др.

Наконец, предполагается активизировать антикоррупционные усилия самих граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций с помощью в том числе и мер прямой государственной поддержки.

Информационно-аналитическое издание jjjj№96 2011



ПОЛИТИКА

  Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ:
«БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ДОЛЖНА НОСИТЬ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР»
  Депутат Московской городской Думы Кирилл ЩИТОВ:
НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЧИНОВНИКУ СТАЛО НЕВЫГОДНО БРАТЬ ВЗЯТКИ
  Александр ТОЛСТЫХ:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ОСОБЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ
  Константин ПОЗДНЯКОВ:
КОРРУПЦИОНЕРЫ НАНОСЯТ СТРАНЕ ФИНАНСОВЫЙ И РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД
  «НЕФТЬ И ГАЗ-2011»: ПЕРСПЕКТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta