return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
РОССИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В НАУЧНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
  Фарит МУХАМЕТШИН, руководитель Россотрудничества, специальный представитель Президента РФ по связям со странами СНГ
ФОРМИРОВАТЬ ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ В МИРЕ
  Вячеслав НИКОНОВ, исполнительный директор фонда «Русский мир»
РУССКИЙ МИР ОТКРЫТ ДЛЯ ДИАЛОГА И СОТРУДНИЧЕСТВА
  ТЕХНОЛОГИИ
  НАВИГАЦИОННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ
  МИР ЦОД ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ
  КИНОИНДУСТРИЯ: СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  ИНВЕСТОРЫ И ИННОВАТОРЫ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
  СКОЛКОВО
  СТАНЕТ ЛИ ПРОЕКТ ФЛАГМАНОМ МОДЕРНИЗАЦИИ
  КУЛЬТУРА
  Раиса ИПАТОВА
В ВЁДРАХ Я СЛОВА НЕСЛА. . .













































ЭФФЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫБОР ЛУЧШЕГО


Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ, д-р физ.-мат. наук, министр образования и науки Республики Татарстан

Какие ресурсы предоставляет глобализация национальным системам образования? В чем заключаются базовые направления республиканской политики по развитию международного сотрудничества в сфере образования? Как реализуется Программа грантов, и какие результаты дала ее модернизация? – Эти и другие вопросы освещает автор статьи, написанной специально для нашего издания.


Канадский философ Маршалл Маклюэн, определяя современный мир как «глобальную деревню», в первую очередь характеризовал одну его совершенно уникальную черту – интенсивное стирание государственных границ и сокращение расстояний. Мир действительно стал «маленьким». Мы достигаем атлантического побережья Северной Америки за десять часов, прилетая всего на два часа позже времени вылета. Некогда загадочные Австралия и Япония теперь близки и доступны для всех желающих их посетить. Очевидно, такая близость некогда далеких стран и культур влияет на многие сферы жизни человека. В повседневной жизни людей она ведет к увеличению числа разнообразных межличностных контактов и дружеских связей. В хозяйственной сфере она выражается в высочайшей степени мобильности ресурсов и капитала, их перетоке в места наиболее эффективного применения.

Ответ на вызовы современности

Существенно влияние этих изменений на систему образования. С одной стороны, общество начинает предъявлять к ней требования подготовки компетентных граждан, которые могут свободно осуществлять межкультурную коммуникацию и обучение квалифицированных специалистов, способных реализовывать научные, технические и гуманитарные проекты на высоком международном уровне. С другой стороны, глобализация предоставляет национальным системам образования существенные ресурсы, в первую очередь связанные с возможностью использования в образовательном процессе лучших мировых практик. Формирование удачной институциональной конфигурации, когда запрос на профессиональные компетенции со стороны общества и работодателей успешно реализовывался бы в рамках предлагаемых системой образования возможностей, является важнейшей задачей государственной политики на всех уровнях.

Развитие сотрудничества Республики Татарстан с зарубежными странами в сфере образования определяется не только современными мировыми тенденциями. Казань традиционно являлась образовательным и культурным центром. Связано это с выгодным геополитическим расположением города на границе Европы и Азии, и ранним приходом идей восточного просвещения. Важной вехой стало основание Казанского университета, первые ректоры и профессоры которого являлись видными европейскими учеными, сохранявшими международные научные связи.

Сегодня Республика Татарстан – одна из самых динамично растущих и инвестиционно-активных региональных экономик России, которая требует высококвалифицированных кадров, обладающих лучшими мировыми компетенциями. В связи с этим модернизация и развитие международных связей в сфере образования является одним из основных приоритетов правительства и Министерства образования и науки Республики Татарстан. Базовое направление реализации политики в этой сфере – организация условий талантливой молодежи республики для получения зарубежного образовательного опыта.

«Алгарыш» – значит «Прогресс»

С 2006 г. в Татарстане реализуется программа грантов правительства республики на подготовку, переподготовку и стажировку граждан в российских и зарубежных образовательных и научных организациях. Это первая региональная программа такого рода в России. В настоящее время она предусматривает финансирование на конкурсной основе следующих категорий грантополучателей из Татарстана: студенты, аспиранты и молодые ученые до 35 лет; профессорско-преподавательский состав вузов; работники общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования; учителя и преподаватели английского языка общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования; работники физкультуры, спорта и туризма.

Особое внимание в программе уделяется поддержке талантливой молодежи. На подготовку и стажировку специалистов, аспирантов и молодых ученых до 35 лет ежегодно вкладывается более 70% всего бюджета программы. Сам грант покрывает расходы на обучение, проживание, питание, учебную литературу, карманные расходы и проезд до места прохождения стажировки и обратно. За 4,5 года в программу вложено более 500 млн руб. На обучение и стажировку по приоритетным для экономики республики специальностям направлено более 2 тыс. человек. Из них более 600 человек – в ведущие образовательные и научные центры мира, расположенные в США, Канаде, Австралии, Великобритании, Ирландии, Германии, Франции, Швейцарии, Швеции, Италии, Китае и других странах.

28 декабря 2009 г. на заседании Республиканской комиссии по присуждению грантов было принято решение о модернизации грантовой программы. Цель модернизации – повышение эффективности администрирования программы и усиление качества отбора соискателей гранта. За программой было официально закреплено собственное имя – «Алгарыш», что в переводе с татарского означает «Прогресс».

Важно, что в результате изменений была введена новая категория соискателей гранта – «Работники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан». Решение о введении данной категории стало логическим продолжением тенденции роста внимания руководства республики к решению проблем и ликвидации дисбалансов в системах общего и профессионального образования. Разработанная и принятая Стратегия развития образования в Республике Татарстан до 2015 г. включает в себя большой комплекс мероприятий по подготовке новых высококвалифицированных учителей для школ и созданию разветвленной и прозрачной системы стимулов повышения своего профессионального уровня для нынешних учителей.

Кроме того, изменения были внесены и в условия участия в конкурсе на получение гранта «Алгарыш». В частности, конкурс на соискание гранта на обучение в магистратуре стал проводиться среди претендентов, самостоятельно поступивших в выбранный ими университет. Повысились требования к претендентам, планирующим обучение за рубежом, в отношении владения ими иностранными языками – претенденты за свой счет и своими усилиями сдают международные языковые экзамены. Эти меры позволили снизить долю участников отбора, которые преследовали скорее «туристические» нежели образовательные цели, а также повысить ответственность грантополучателей и осознанность принимаемых ими решений.

Перспективными видятся три основных направления развития грантовой программы. Во-первых, это целевая подготовка специалистов для экономики региона в рамках трехстороннего договора между предприятием, министерством и зарубежным образовательным центром. Во-вторых, перспективным является расширение возможностей софинансирования программы из различных источников. Например, со стороны грантополучателя, заинтересованного в тех или иных дополнительных опциях; работодателя, видящего будущего выпускника зарубежного вуза своим высококвалифицированным специалистом; различными отечественными и иностранными научными и образовательными фондами. В-третьих, активно ведется работа по обеспечению гарантий трудо-устройства выпускникам программы на предприятиях республики по полученной специальности.

Мировой опыт на национальной почве

Возможность изучать и применять лучшие в мире практики является, пожалуй, наиболее важным преимуществом, которое появляется у тех, кто включен в международное сотрудничество. Реализуя политику в сфере образования, министерство активно использует это преимущество.


В мае 2010 г. по поручению Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Министерство образования и науки организовало рабочую поездку своих сотрудников, а также руководителей управлений образования муниципальных образований и директоров инновационных школ республики в Республику Сингапур. Интерес к этой стране не случаен, поскольку ее система образования в соответствии с различными международными методиками оценивается как одна из лучших в мире. При этом по признанию самих сингапурцев, секрет их успеха – это особое внимание, которое они уделяют подготовке своих учителей.

Визит в Сингапур был насыщенным и включал в себя посещение школ, учреждений профессионального образования, школьного издательства, встречи в национальном Министерстве образования и организациях, действующих при нем.

В августе того же года сингапурские партнеры совершили ответный визит в Республику Татарстан и приняли участие в ежегодном учительском фестивале в г. Елабуге и традиционном августовском совещании работников образования республики в г. Нижнекамске. В г. Казани прошло подписание меморандумов о взаимопонимании между Министерством образования и науки и сингапурскими компаниями, работающими в сфере образования.

Практическими результатами взаимных визитов стало установление прямых связей между лучшими школами Сингапура и Казани, а также реализация совместных проектов с Сингапуром в сфере образования. Так, казанская гимназия №19 и сингапурская школа Hwa Chong Institution начали активно обмениваться заинтересованными группами учащихся, запустили несколько совместных школьных научных проектов, а в рамках выставки Первого всероссийского фестиваля науки, проходившей в Казани в апреле 2011 г., выступили с совместной экспозицией.

Важным этапом развития международного сотрудничества стало подписание Министерством образования и науки Республики Татарстан соглашения о реализации летом-осенью 2011 г. совместно с сингапурской компанией Educare программы повышения квалификации 240 татарстанских учителей. Программа подразумевает тренинг всего школьного коллектива, начиная от директора и заканчивая всеми учителями-предметниками, что ведет к формированию сплоченной команды, способной самостоятельно генерировать и применять инновации. Особенностью данной программы станет то, что реализуется она полностью на английском языке, поэтому кроме собственно новых знаний и умений, позволяющих использовать в обучении самые современные методики, у учителей появится уникальный опыт международной профессиональной коммуникации.

Первостепенная задача Министерства образования и науки Республики Татарстан при реализации международных проектов – это создание «критической массы» учащихся и преподавателей, способной использовать лучший международный образовательный опыт в нашей системе образования. Именно поэтому существенное значение придается установлению прямых международных контактов между образовательными учреждениями, и большинство подобных инициатив находит поддержку со стороны Министерства. Безусловно, привлечение международного опыта позволит существенно интенсифицировать те положительные изменения, которые уже происходят в республике, а также избежать ошибок, которые совершили в своих реформах другие страны, ведь у нас есть преимущество – мы можем учиться у лучших.

Информационно-аналитическое издание jjjj№95 2011



ВТОРОЙ КОНГРЕСС СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

  Светлана АФАНАСЬЕВА, генеральный директор ФГУ «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы»:
НАУКА, КАК И ДРУЖБА, НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ
  ДИАЛОГ СОСТОЯЛСЯ. ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  НАНОИНДУСТРИЯ: АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ
  Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ, д-р физ.-мат. наук, министр образования и науки Республики Татарстан
ЭФФЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫБОР ЛУЧШЕГО
  Ильшат ГАФУРОВ, ректор Казанского (Приволжского) федерального университета
КФУ – ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА
  Сергей ЧЕРЁМИН, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы:
ПОДДЕРЖИВАЕМ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, РАССЧИТЫВАЕМ НА ИХ ПОДДЕРЖКУ
  Петр ЧУБИК, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ)
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МИРОВОГО УРОВНЯ
  Олег ЕГОРЫЧЕВ, первый проректор МГСУ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МГСУ
  Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана
СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛИНОЮ… В 180 ЛЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta