return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
ПРАВО - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ЧИСЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕУКЛОННО РАСТЕТ
  ЭКОНОМИКА
  Виктор БАСАРГИН, министр регионального развития РФ
МОНОГОРОДА: ВЕКТОР ГОСПОДДЕРЖКИ
  Валерий БУГАЕНКО, руководитель Федерального агентства связи
УСЛУГИ – ВСЕМ. ДОСТУП – ВЕЗДЕ. ДОСТУПНОСТЬ – ВСЕГДА
  ИННОВАЦИИ
  Наталья ЛЕВИНСОН, вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике
СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
  РОССИЙСКИМ ИННОВАЦИЯМ – РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ
  Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор СамГМУ, академик РАМН, лауреат Государственной премии, дважды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки
СамГМУ – ЯДРО КЛАСТЕРА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  Олег ИСАЙКИН, генеральный директор ЗАО «ИРТех»
ШКОЛА – МУНИЦИПАЛИТЕТ – РЕГИОН, построение единого информационно-образовательного пространства
  СТАНУТ ЛИ ТЕХНОПАРКИ И ОЭЗ ЦЕНТРАМИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ?
  ЭНЕРГЕТИКА
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ
  Международный салон
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Юрий ТАРАСОВ, генеральный директор и ведущий изобретатель ООО «Электромб»
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА МИНИМИЗАЦИИ МОЩНОСТИ В МАССЫ!
  ПОЛИТИКА
  К МОДЕРНИЗАЦИИ – НА ОЛЕНЯХ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  АРКТИКА: ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА
  ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЗЯТО НА ВООРУЖЕНИЕ
  КРУПНЕЙШИЙ ИКТ-СМОТР
  ГОСЗАКАЗ
  Валерий ШАНЦЕВ, губернатор Нижегородской области
СИСТЕМА ГОСЗАКАЗА – МАСШАБНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ БИЗНЕСА
  ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЕТ УЧИТЕЛЕЙ – 2011
  ОБРАЗОВАНИЕ
  СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ! – ПОД ЭТИМ ЛОЗУНГОМ РАБОТАЕТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА НИУ – ВШЭ
  МФПА: ПРОЕКТ «ВЫСТРЕЛИЛ»
  ВОЗВРАТ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Интервью с философом, политологом, кандидатом философских наук Азаматом ДЖЕНДУБАЕВЫМ
  ВЫЗОВУ ВРЕМЕНИ – АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ
  РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
  ДО ОЛИМПИАДЫ – 1000 ДНЕЙ
  КАЛЕЙДОСКОП ДОБРА
  КУЛЬТУРА
  ТАМ, ГДЕ ЖИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ДИНОЗАВРЫ АЗИИ













Модернизация российского образования: особенности и перспективы

Интервью с врио ректора МАТИ – Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского Артемием НИКИТОВЫМ


– Артемий Владимирович, Вы возглавляете фундаментальный технологический вуз с богатой историей. В условиях модернизации российского образования, какие нововведения и преобразования ждут МАТИ?

– МАТИ – это российский государственный технологический университет, ориентированный на подготовку технологов, инженеров-технологов для производства. В первую очередь, для авиационно-космической отрасли. Тем не менее, наши специалисты работают и в других отраслях промышленности.

Считаю, что развитие образования нужно рассматривать в двух областях. С одной стороны, модернизация образования зависит от модернизации экономики и поэтому является частью общеэкономического модернизационного процесса. Соответственно, под новые потребности экономики должны меняться и учебные заведения, в частности и наш университет. Задачи модернизации экономики всем известны – необходимо обновлять производство, внедрять инновационные технологии, развивать прикладную науку и повышать производительность труда. Эти задачи требуют активного участия образовательных учреждений. Все эти направления уже активно развиваются в МАТИ.

Вторая часть связана с непосредственной интеграцией российской образовательной системы в мировую, в частности, так называемый Болонский процесс. В этом году всей системе предстоит переход на двухуровневую систему образования, новые образовательные стандарты, которые, с одной стороны, дают вузам некую свободу в определении содержания программ, с другой стороны – предъявляют новые требования, в том числе по мультимедийно-интерактивному контенту. А это – новые образовательные технологии, новые учения и навыки для преподавателей.

– Как Вы в целом относитесь к реформе образования, проводимой сегодняшним руководством страны?

– С одной стороны, реализуемая сегодня Министерством образования и науки РФ реформа – правильная, по крайней мере, если говорить о сфере высшего профессионального образования. Идея определения ведущих вузов и вовлечения вузов в кооперацию с производством для выполнения конкретных задач дает возможность другим вузам получить какой-то ориентир, цель, к которой нужно стремиться. Практика функционирования уже созданных национальных исследовательских университетов свидетельствует, что реформа задумана правильно. Другое дело, что, как и в любой реформе, все не может идти гладко. Тем не менее курс верный, а его реализация – в том числе и наша задача.

– Популяризация технических и инженерных специальностей, безусловно, нужна. Но насколько, по Вашему мнению, принимаемые правительством меры реально повысят престиж этих профессий? И не вызовет ли такая искусственная популяризация нега-тивного отношения со стороны студентов, выбравших гуманитарное направление?

– Действительно, популяризация инженерных специальностей важна. И то, что руководство страны поставило перед собой такую задачу – большое дело. Потому что во многом студенты выбирают гуманитарные специальности лишь потому, что образ успешного инженера, технолога, рабочего давно исчез из СМИ. А дети, выбирающие свой путь, ищут своих героев в окружающем их обществе, в средствах массовой информации. И я надеюсь, что такой сигнал руководства страны будет правильно воспринят и ретранслирован дальше. Но помимо популяризации, нужны еще и конкретные шаги. Люди пойдут учиться в тот вуз, закончив который, они смогут устроиться на нормальную работу с конкурентной заработной платой. До тех пор, пока зарплаты и условия работы выпускников гуманитарных и технологических направлений будут различаться в разы, говорить о долгосрочном эффекте от популяризации несерьезно. Тем не менее на некоторых предприятиях уже наблюдаются определенные позитивные тенденции в этом отношении. Так что цель вполне может быть

достигнута.

– Сейчас идет повсеместный переход к двухуровневой системе образования. Расскажите, как идет этот процесс в МАТИ?

– Основная проблема перехода заключается в непонимании и преподавателями, и заказчиками (производств) того, что программу подготовки бакалавров невозможно сделать из программы подготовки специалистов путем механического отсечения какой-то ее части. Программа подготовки бакалавров совсем другая, ее практически нужно разрабатывать заново. Также нужна большая просветительская работа среди профессорско-преподавательского состава. В МАТИ эта работа ведется уже давно, и первого сентября мы начнем подготовку бакалавров, но согласование и утряска программ (учебных) с предприятиями ещё предстоит в процессе их дальнейшей оптимизации.

– Какие инновации нужно непременно внедрять в российское образование?

– Российскому высшему профессиональному образованию нужно решить три основные проблемы. Первая связана с содержанием образовательных программ, в которые нужно внедрять новые технологии – мультимедиа, электронный контент, новые средства общения преподавателя со студентами. Все это дает возможность студенту оперировать большим объемом информации.

Второе – управление научной и инновационной деятельностью. Многие вузы сейчас в области науки делают только то, что могут, а не то, что нужно конечному заказчику. Смена психологии, переориентация на требования заказчика – еще одна задача, требующая скорейшего решения.

Третья задача – это в целом система управления вузами. Сегодня не так много вузов могут похвастаться эффективной системой управления. В каждом вузе есть большой задел для оптимизации, а оптимизация – это ресурсы, которые могут быть потрачены на развитие вуза. Все эти три элемента в совокупности могут дать очень мощный импульс для развития российского высшего профессионального образования.

– Как Вы считаете, что, в самом деле, стоит нам позаимствовать у западного образования, а что сохранить от традиционного российского образования?

– Вопрос очень неоднозначный, потому что западное образование неоднородно. Мы сегодня заимствуем очень много у американской модели управления наукой. Западное образование очень сильно ориентировано на конечного потребителя. Но и советское образование было ориентировано на производство. Поэтому я бы не говорил о каком-то заимствовании. Просто нужно вспомнить то хорошее, что у нас было, и им воспользоваться.

– Артемий Владимирович, каким вы видите МАТИ через год?

– МАТИ должен стать ведущим вузом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В идеале – это Национальный исследовательский университет с развитым научным сектором, оптимизированным учебным процессом и крепкими связями с производственными предприятиями.

Информационно-аналитическое издание jjjj№94 2011



ВЫСТАВКИ

  МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  НЕБО, ДЕВУШКА И…ВЕРТОЛЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta