return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
ПРАВО - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ЧИСЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕУКЛОННО РАСТЕТ
  ЭКОНОМИКА
  Виктор БАСАРГИН, министр регионального развития РФ
МОНОГОРОДА: ВЕКТОР ГОСПОДДЕРЖКИ
  Валерий БУГАЕНКО, руководитель Федерального агентства связи
УСЛУГИ – ВСЕМ. ДОСТУП – ВЕЗДЕ. ДОСТУПНОСТЬ – ВСЕГДА
  ИННОВАЦИИ
  Наталья ЛЕВИНСОН, вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике
СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
  РОССИЙСКИМ ИННОВАЦИЯМ – РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ
  Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор СамГМУ, академик РАМН, лауреат Государственной премии, дважды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки
СамГМУ – ЯДРО КЛАСТЕРА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  Олег ИСАЙКИН, генеральный директор ЗАО «ИРТех»
ШКОЛА – МУНИЦИПАЛИТЕТ – РЕГИОН, построение единого информационно-образовательного пространства
  СТАНУТ ЛИ ТЕХНОПАРКИ И ОЭЗ ЦЕНТРАМИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ?
  ЭНЕРГЕТИКА
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ
  Международный салон
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Юрий ТАРАСОВ, генеральный директор и ведущий изобретатель ООО «Электромб»
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА МИНИМИЗАЦИИ МОЩНОСТИ В МАССЫ!
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  АРКТИКА: ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА
  ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЗЯТО НА ВООРУЖЕНИЕ
  КРУПНЕЙШИЙ ИКТ-СМОТР
  ГОСЗАКАЗ
  Валерий ШАНЦЕВ, губернатор Нижегородской области
СИСТЕМА ГОСЗАКАЗА – МАСШАБНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ БИЗНЕСА
  ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЕТ УЧИТЕЛЕЙ – 2011
  ВЫСТАВКИ
  МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  НЕБО, ДЕВУШКА И…ВЕРТОЛЕТ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ! – ПОД ЭТИМ ЛОЗУНГОМ РАБОТАЕТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА НИУ – ВШЭ
  МФПА: ПРОЕКТ «ВЫСТРЕЛИЛ»
  ВОЗВРАТ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Интервью с философом, политологом, кандидатом философских наук Азаматом ДЖЕНДУБАЕВЫМ
  ВЫЗОВУ ВРЕМЕНИ – АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ
  РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
  ДО ОЛИМПИАДЫ – 1000 ДНЕЙ
  КАЛЕЙДОСКОП ДОБРА
  КУЛЬТУРА
  ТАМ, ГДЕ ЖИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ДИНОЗАВРЫ АЗИИ













К МОДЕРНИЗАЦИИ – НА ОЛЕНЯХ

18 мая Президент РФ Дмитрий Медведев провел пресс-конференцию, на которой собралось более 800 российских и иностранных журналистов. Закономерное событие в виду приближающихся президентских выборов. Впрочем, Дмитрий Медведев предпочел сохранить интригу по главному вопросу – выдвижению своей кандидатуры, при этом ответив на ряд других важных вопросов.


В ходе пресс-конференции был затронут широкий спектр вопросов – от модернизации до оленей. Тема оленеводства прозвучала в специально выбранном Медведевым вопросе, и, судя по всему, он сделал это для демонстрации того, что политическая и экономическая ситуация в стране находится под его контролем и он способен решать любые вопросы, даже такие, казалось бы, второстепенные, как хозяйственная эффективность оленеводства. Но в целом вопросы оказались созвучны тому напряжению и интересам, которые имеют место быть в России.

Первый заданный Президенту РФ вопрос касался модернизации в России и проекта Сколково. В своем ответе Медведев отметил важность проведения в нашей стране модернизации, подчеркнув разность понимания этого термина им и Путиным: по его мнению, премьер-министр «считает, что модернизация – это такое спокойное, постепенное движение», президент же уверен, что «у нас есть шансы и силы для того, чтобы эту модернизацию провести быстрее».

Мы задали вопрос о проведении модернизации в России Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным нашим экспертам.

Ростислав ТУРОВСКИЙ, руководитель Департамента региональных исследований Центра политических технологий, доктор политических наук, профессор:

– Путин создавал, когда был президентом, институциональную инфраструктуру для проведения модернизации авторитарного типа. Но при этом собственно модернизационные усилия практически отсутствовали. Медведев, став главой государства, попытался, чтобы действительно актуальная тема модернизации ассоциировалась лично с ним, и в этом успеха добился. В то же время масштабная и всеобъемлющая программа модернизации отсутствует и вряд ли может появиться в условиях нынешнего политического режима, который опирается на более консервативные слои населения. Экономическая же модернизация, возможная при любом политическом режиме, сводится к точечным решениям, а небольшие политические преобразования, связанные со стимулированием конкуренции, не меняют основы сложившегося режима.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, заведующий отделением политологии, завкафедрой общей политологии, экополитологии и глобалистики, профессор Международного независимого эколого-политологического университета:

– Медведев на пресс-конференции четко сказал, что видит модернизацию более динамичной, чем Путин. Но, с другой стороны, он не совсем понимает суть данного явления и представляет модернизацию как вестернизацию, заключающуюся в технологическом развитии, поддерживаемом инвестиционным привлечением капиталов. У Медведева сложилась иллюзия форсированного развития, которое в реальности не проводилось где-либо в последние несколько десятков лет. Нужно ясно понимать, что никто не будет обеспечивать технологический рост России и поддерживать её развитие, и на самом деле проводимые Медведевым меры могут обернуться контрмодернизацией. Позиция Путина ближе к реальности, она подразумевает равномерное развитие, премьер-министр осознает, что ни рынок, ни инвестиции с Запада не обеспечат российскую модернизацию. Медведев еще верит в экономические рецепты прошлого столетия. Путин же в подобные наивности не верит.

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:

– Мне кажется, что у Путина была просто политика экономической и социальной стабилизации. Медведев поставил задачу модернизации, иными словами – перехода к качественно новому уровню развития. Но его подходы к этой задачи вызывают в лучшем случае недоумение. Ничего нового он, по сути, не предлагает. Да и вообще ничего не предлагает, кроме по-вторения того, что уже делалось и делается с хорошо известными результатами.

Андрей САВЕЛЬЕВ, доктор политических наук, экс-депутат Государственной Думы РФ:

– Не вижу никакой разницы между Медведевым и Путиным в том, что касается модернизации. У обоих политиков равный уровень непонимания того, что нужно России, чтобы преодолеть плачевное состояние, в котором она пребывает в последние 20 лет. Нет понимания в том, что национальное единство может быть восстановлено только на основе русской куль-туры и русского исторического наследия. Нет понимания того, что стране нужна кадровая революция, а через нее – уничтожение олигархии и обуздание бюрократии. А без этого не может быть и речи о какой-либо модернизации.

Из других вопросов, обсуждаемых на конференции, следует выделить следующие.

Медведев отметил необходимость заботы о ветеранах, и в особенности, удовлетворении их нужд в жилье. Такое решение мотивировано недавней просьбой петербургского ветерана Караванца к президенту США Обаме выделить ему жилье в США. Несомненно, что забота о ветеранах Великой Отечественной войны должна иметь место в общественной дискуссии и решениях правительства.

В очередной раз поднималась проблема развития сельского хозяйства. В ответ на вопрос журналиста о финансовой поддержке данной отрасли Медведев пообещал обратить внимание на продовольственную безопасность, но отметил, что в рамках «национально проекта» уже был сделан задел на развитие сельского хозяйства.

Отвечая на вопрос о том, не пора ли сделать губернаторов избираемыми, Медведев подчеркнул несостоятельность утверждения о позитивном характере избираемости населением губернаторов и счел процедуру назначения более приемлемой в данных условиях. Демократия в деле избрания губернаторов оказывается неэффективной, открывает дорогу на этот пост популистам – таково мнение Дмитрия Анатольевича. Следует отметить, что за время, пока Медведев является президентом, было снято с поста около 20 губернаторов, что свидетельствует о высокой ротации данной административной должности.

Снова была поднята проблема экономической политики на Северном Кавказе. Для Медведева является очевидной необходимость дотаций для развития данного региона: «Дотации – это временная мера, но они сохранятся до тех пор, пока там не начнёт работать конкурентоспособный частный или государственный промышленный сектор и не начнёт работать нормальная сфера услуг». Таким образом, приоритет поддержки в экономике по отношению к северокавказским республикам остается первостепенным для федерального центра, что в очередной раз подтвердил Президент.

Интересно узнать мнение экспертов на социально-экономическую политику федеральной власти при президенте Медведеве.

Ростислав ТУРОВСКИЙ:

– Медведев уделяет большое и искреннее внимание проблемам Северного Кавказа, относя их к числу важнейших для России в целом. Но главный вопрос в другом: означает ли выросшее внимание изменение самой кавказской политики Центра и какой могла бы стать эта новая политика? Пока такие изменения не созрели и их направленность не определилась. Налицо попытка изменить социально-экономическую ситуацию в регионе за счет вливания федеральных средств и привлечения инвестиций в туристический сектор. Но большие деньги идут на Кавказ уже давно. Что касается инвестиционных проектов, то их реалистичность покажет время, а пока она вызывает большие вопросы.

Андрей САВЕЛЬЕВ:

– Экономическая политика в отношении северокавказских республик не претерпела серьезных изменений со времен Ельцина. Попытка «купить» стабильность и приручить этнокриминальные структуры роднит нынешнее правление с ельцинским. По сути дела, экономической политики нет ни в стране, ни на Северном Кавказе. Есть олигархический грабеж, в котором активное участие принимают этнические кланы, среди которых северокавказские являются наиболее влиятельными и агрессивными. У этих кланов политика есть. И состоит она в том, чтобы не производить, а потреблять. К сожалению, это устраивает правящую бюрократию, которая не собирается создавать для России какие-либо перспективы.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ:

– Заявление Медведева о поддержке развития Кавказа стратегически правильно, но следует понимать, что одно дело – дать деньги власти, которая будет распоряжаться ими, как хочет, другое – решать конкретные задачи. Проблема состоит в том, что нужны не федеральные программы развития, а постановка и решение конкретных задач. Например, раз решили строить завод, то следует выделять деньги именно на строительство этого завода и контролировать исполнение этого плана. Медведев же поставил цели правильно, но не выработал технологию достижения данных целей путем решения задач. Он ориентируется на рыночные принципы, которые систему приведут в равновесие сами по себе. Но в мире действуют уже другие принципы и мы должны отходить от них, если желаем достичь каких-либо результатов.

Таким образом, мы можем подвести некоторые промежуточные итоги. Во-первых, очевидно, что общественность разделилась на две половины: одна ждет от Медведева перемен, хотя ясно, что время, отведенное ему, прошло, и что сделано, то и будет оцениваться в скором будущем. Другая часть общества критически подходит к деятельности Президента и считает обязательной смену курса власти в развитии страны, но тут уже появляются другие альтернативы. Самая ближайшая – это Путин, ведь, действительно, иногда умеренность в действиях полезнее радикальности. Кто-то видит преемственность курсов Медведева и Путина как деятелей, находящихся в рамках одной системы, выстраиваемой с 1991 г. По высказываниям Президента видно, что он не предлагает существенных изменений ни в одной из сфер общественной жизни, предпочитая сохранение существующей ситуации решительным мерам. Также, исходя из сказанного Медведевым, очевидно, что происходит «партизация» власти. Никто, впрочем, не утверждает, что раньше президентом мог стать

представитель любой, даже системной, силы. Но курс на постепенное «обпартирование» очевиден, отставка Сергея Миронова – тому подтверждение.

И снова, возвращаясь к оленям, задумка Медведева продемонстрировать озабоченность всеми вопросами общественной жизни таким экстраординарным образом на самом деле обернулась не тем, чего от него ожидали, – вопрос об оленях, увы, не самый важный в нашей стране.

Ярослав БЕЛОУСОВ

Информационно-аналитическое издание jjjj№94 2011



ПОЛИТИКА

  К МОДЕРНИЗАЦИИ – НА ОЛЕНЯХ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta