return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
ПРАВО - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ЧИСЛО ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕУКЛОННО РАСТЕТ
  ЭКОНОМИКА
  Виктор БАСАРГИН, министр регионального развития РФ
МОНОГОРОДА: ВЕКТОР ГОСПОДДЕРЖКИ
  Валерий БУГАЕНКО, руководитель Федерального агентства связи
УСЛУГИ – ВСЕМ. ДОСТУП – ВЕЗДЕ. ДОСТУПНОСТЬ – ВСЕГДА
  ИННОВАЦИИ
  Наталья ЛЕВИНСОН, вице-губернатор, заместитель председателя правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике
СТАВКА НА ИННОВАЦИИ
  РОССИЙСКИМ ИННОВАЦИЯМ – РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ
  Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ, ректор СамГМУ, академик РАМН, лауреат Государственной премии, дважды лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки
СамГМУ – ЯДРО КЛАСТЕРА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  Олег ИСАЙКИН, генеральный директор ЗАО «ИРТех»
ШКОЛА – МУНИЦИПАЛИТЕТ – РЕГИОН, построение единого информационно-образовательного пространства
  СТАНУТ ЛИ ТЕХНОПАРКИ И ОЭЗ ЦЕНТРАМИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ?
  ЭНЕРГЕТИКА
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТЭК РОССИИ
  Международный салон
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  Юрий ТАРАСОВ, генеральный директор и ведущий изобретатель ООО «Электромб»
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА МИНИМИЗАЦИИ МОЩНОСТИ В МАССЫ!
  ПОЛИТИКА
  К МОДЕРНИЗАЦИИ – НА ОЛЕНЯХ
  ГОСЗАКАЗ
  Валерий ШАНЦЕВ, губернатор Нижегородской области
СИСТЕМА ГОСЗАКАЗА – МАСШАБНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ БИЗНЕСА
  ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЕТ УЧИТЕЛЕЙ – 2011
  ВЫСТАВКИ
  МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  НЕБО, ДЕВУШКА И…ВЕРТОЛЕТ
  ОБРАЗОВАНИЕ
  СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ! – ПОД ЭТИМ ЛОЗУНГОМ РАБОТАЕТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА НИУ – ВШЭ
  МФПА: ПРОЕКТ «ВЫСТРЕЛИЛ»
  ВОЗВРАТ К ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Интервью с философом, политологом, кандидатом философских наук Азаматом ДЖЕНДУБАЕВЫМ
  ВЫЗОВУ ВРЕМЕНИ – АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ
  РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
  ДО ОЛИМПИАДЫ – 1000 ДНЕЙ
  КАЛЕЙДОСКОП ДОБРА
  КУЛЬТУРА
  ТАМ, ГДЕ ЖИЛИ ПОСЛЕДНИЕ ДИНОЗАВРЫ АЗИИ


















АРКТИКА:ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА

Юрий ГЕРАСИМОВ,д-р экон.наук, профессор Академии военных наук, президент АНО АТМЦ

Сергей ФАТУЕВ,вице-президент АНО АТМЦ, рекордсмен Европы по парашютному спорту

Василий ТАРАКАНОВ, генеральный директор ОАО «Международный морской порт Печенга»


Активный процесс создания государственных корпораций и встраивания их в экономику страны начался в 2007 г., хотя правовая основа для их создания существовала задолго до этого. Еще в 90-х годах. был разработан и принят Федеральный закон №7-Ф3 «О некоммерческих организациях», предусматривающий такую форму некоммерческой организации, как «государственная корпорация». Это стало возможным отчасти и потому, что стабилизировалась финансово-экономическая ситуация в стране, снизились политические риски ведения предпринимательской деятельности. Российское государство таким путем фактически начало возвращаться к управлению стратегическими процессами в экономике, высокодоходными отраслями и связанными с ними видами предпринимательской деятельности.
Госкорпорации: Проблемы становления

По прошествии трех лет с тех пор, как были созданы Российская корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», «Олимпстрой», «Ростехнологии», Объединенные судостроительная, авиастроительная корпорации и др., стало очевидно, что становление нового управленческого механизма идет с большими сложностями. Каждая госкорпорация создавалась на основании отдельного федерального закона, что, с одной стороны, позволяло учесть особенности конкретной сферы деятельности, а с другой – породило ряд проблем.

Новые структуры оказались не столь эффективными и динамичными, как предполагалось, в ряде случаев взяв не лучшее как из системы госуправления, так и из корпоративной практики. Госкорпорации по отдельным вопросам оказались вне правового поля, что не позволяло осуществлять контроль за их деятельностью. Фактически единственным органом, который законодательно был уполномочен контролировать госкорпорации, после внесения соответствующих уточнений в ст. 12 Федерального закона №4-ФЗ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» стала Счетная палата РФ.

Еще одним из недостатко в работы государственных корпораций стали недостаточные активность и результативность в плане привлечения частных инвестиций для решения стоящих перед ними масштабных задач. До сих пор не выработаны индикаторы эффективности партнерства государства и частного сектора в рамках осуществления конкретных проектов и исполнения взаимных обязательств. Здесь важно не только эффективно вести мониторинг крупных инвестиционных проектов и программ, но и количественно и качественно измерять все возникающие риски, распределяя их между собой.
На контроле Президента

В этих условиях Президентом России было принято решение о реорганизации в ближайшие годы созданных госкорпораций, часть из них и вовсе прекратит свое существование. При этом все определяется, в первую очередь, решаемыми задачами и спецификой сферы деятельности той или иной структуры. Это позволяет сделать вывод о том, что потенциал государственных корпораций до конца не исчерпан и эта правовая форма хозяйственной деятельности имеет право на жизнь.

В частности, Дмитрий Медведев высказал крайнее недовольство тем, что большинство госкорпораций по остаточному принципу финансируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и даже предложил ввести ответственность для руководителей госкомпаний за неудовлетворительную деятельность по НИОКР. Во всяком случае, это процесс поддается управлению, и госкорпорации в отличие от частных компаний могут и должны реализовывать государственную политику в научной сфере. То же относится, к примеру, к области геологоразведки, где нужны значительные ресурсы и осмысленная государственная политика. Отечественные компании не очень активно занимаются изучением недр, а пускать иностранных крупных игроков на это поле достаточно рискованно.

Одним из направлений, где уже в ближайшем будущем будут необходимы последовательная государственная политика и концентрация значительных инвестиций, будет освоение Арктики. России принадлежит половина побережья Ледовитого океана, в арктическом секторе залегают около 80% российских запасов нефти и 90% запасов газа и угля. Одно только Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, содержит 3800 млрд. м3 газа – эквивалент объема газопотребления Франции за 80 лет. Россия намерена подать заявку в ООН на расширение своих северных владений еще на 1,2 млн. км2 (по территории – три Германии). В перспективе арктический шельф может стать основным источником углеводородного сырья. Кроме того, в Арктике открыты значительные залежи руд, включая редкоземельные металлы.

Притяжение Севера

Интерес арктических держав к разработке недр Северного Ледовитого океана растет по мере таяния полярных льдов. В 2008 г. о разработке новой полярной политики сообщил Евросоюз. В 2009 г. президент России утвердил нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Российской Федерации в Арктике и закрепляющую границы российского континентального шельфа. Свой стратегический план развития Арктического региона обнародовал Белый дом. С собственными инициативами выступили Канада, Дания и Норвегия.

Таким образом, каждое из приарктических государств разрабатывает собственную программу освоения оттаивающих территорий, в которых далеко не последнее место занимает военная составляющая. Например, в правительственном докладе Канады (2009) о ее северной стратегии говорится о создании армейского тренировочного центра в городе Резолют Бей, увеличении численности подразделений арктических рейнджеров и строительстве ледокола для береговой охраны. Параллельно принимаются поправки к закону о предотвращении загрязнения арктических вод, согласно которым юрисдикция Канады распространится еще на 100 миль морской акватории архипелага для освоения его ресурсов.

Площадь российского шельфа составляет 6,2 млн. км2, из них 4,0 млн. км2 являются перспективными на нефть и газ. Из общего числа лицензий на освоение участков континентального шельфа более 98% связаны с нефтегазовыми месторождениями и только 2% – с прочими минерально-сырьевыми ресурсами. Россия, испытывающая острую потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для освоения этих труднодоступных месторождений, вынуждена работать совместно с иностранцами и на стратегически важных объектах.

Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев отмечал: «Мы должны определить границы на севере нашей страны, где проходит Арктика. 18% – наша территория. Но мы понимаем, что арктические государства: Канада, Норвегия, Дания и США – также будут отстаивать свои интересы». В итоговом документе Совбеза по данным проблемам было сказано, что граница должна быть защищена, но конфликты нужно решать в русле международного права.

Единая организация, единая программа

Одним администрированием весь комплекс вопросов, связанных с созданием информационно-аналитической системы, очевидно, решить невозможно. Необходимо создание единой государственной организации, не только выполняющей хозяйственно-управленческие функции в данной отрасли, но и в комплексе решающей вопросы освоения шельфа с перспективой дальнейшего освоения Арктики.

Важными стратегическими условиями при этом являются разработка и реализация единой государственной программы социально-экономического развития зоны Арктики и шельфа Северно-Ледовитого океана, а также разработка Генеральной схемы пространственного развития зоны Арктики.

Основная задача состоит в проведении функционального зонирования, в том числе:

– обозначение типов территорий и регионов с целью формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;

– описание функционального устройства и прогноз социально-экономического развития основных геостратегических регионов Арктики, включая описание южных границ Арктики и границ шельфа Северно-Ледовитого океана, принадлежащих России;

– формирование основных направлений развития системы расселения Российской зоны Арктики;

– обозначение направлений миграционных потоков и создание условий для разработки механизмов управления миграционными потоками;

– осуществление территориальной синхронизации основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).

При этом плацдармом для освоения арктической зоны должны стать определение и законодательное закрепление опорных регионов и стратегии их социально-экономического развития. Только наличие современной транспортной инфраструктуры позволит осваивать территорию и развивать международное сотрудничество. Необходимость опережающего развития эффективной транспортной системы требует, в том числе, строительства новых крупных объектов.

Приоритеты Печенги

Одним из таких проектов на стратегически важном направлении – на Крайнем Северо-Западе России – может стать Международный морской порт «Печенга» (ММП «Печенга»), занявший 1-е место на Всероссийском конкурсе «Лучший инвестиционный проект» за 2009–2010 гг., проведенном под эгидой Сенаторского клуба Совета Федерации ФС РФ.

Найденные в Баренцевом море нефть и газ могут стать главными источниками энергоресурсов для России, Европы и Северной Америки. Кроме того, Кольский полуостров обладает богатыми природными ресурсами, такими как рыба, лес и апатитовый концентрат. Теперь словосочетание «Крайний Север» обретает новое экономическое значение, а Мурманская область, на территории которой находится Печенга, оказывается экономическим центром этого региона.

Географически выгодное расположение ММП «Печенга» позволяет создать новый полнофункциональный транспортно-логистический центр в бухте Печенга-Лиинахамари, в 150 км к северу от Мурманска. Уже сформирован пакет первоначальных документов по строительству морского порта: проведена экспертиза проекта профильными научно-исследовательскими институтами, осуществлены работы по выбору, согласованию и формированию земельных участков для строительства, создан архив научно-технических документов, состоялись публичные обсуждения проекта среди населения Печенгского района и т.д.

Хотелось бы, чтобы такие проекты развивались по всему Крайнему Северу, тогда можно будет говорить о целенаправленной и эффективной политике в освоении Арктики. И, конечно же, нужна структура, организующая и направляющая весь комплекс работ. Например, в форме госкорпорации.

Информационно-аналитическое издание jjjj№94 2011



БЕЗОПАСНОСТЬ

  АРКТИКА: ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА
  ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЗЯТО НА ВООРУЖЕНИЕ
  КРУПНЕЙШИЙ ИКТ-СМОТР

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta