return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
СКОЛКОВО – ЭТО НЕ ПРОСТО БРЕНД, ЭТО ИДЕОЛОГИЯ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ОБЕСПЕЧИТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
  Надежда СИНИКОВА, руководитель Рособоронпоставки
ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
  Николай КУТЬИН, руководитель Ростехнадзора:
АТОМНЫЙ НАДЗОР В РОССИИ – САМЫЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ В МИРЕ
  ТЕХНОЛОГИИ
  БОЛЕЕ 1000 ИЗОБРЕТЕНИЙ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
  II ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОНОГОРОДА: СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
  ВТ XXI – 2011
  ГОСУДАРСТВО И НЕДРА
  ПРОФЕССИОНАЛЫ ВЫБИРАЮТ «ПТА-СИБИРЬ»
  ГОСЗАКАЗ
  Александр ПИСКУНОВ, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
НА ПОДСТУПАХ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
  ОБЩЕСТВО
  ГВОЗДЬ КОРРУПЦИИ, ИЛИ ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ ОТ ИСТИНЫ К РЕЗУЛЬТАТУ
  ГРАЖДАНЕ РОССИИ УЖЕ НЕ ГРАЖДАНЕ?
  ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
  Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!
  ПАМЯТЬ НАРОДА ЖИВА
  ВТОРАЯ МИРОВАЯ В СОЗНАНИИ ПОКОЛЕНИЙ – ТРАНСФОРМАЦИЯ МНЕНИЙ
  ИМЕНА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
  ТВОЙ БЛИЖНИЙ
  РОССИЯН ПОДЕЛЯТ НА «БРОДЯГ» И «БЕЗДОМНЫХ»
  КУЛЬТУРА
  У ЛУЧШИХ ДЕЛ ЗЕМНЫХ НЕБЕСНАЯ ОСНОВА
  ТАГАНРОГ – СТРАСБУРГ: ВЕСНА ПО АНТОНУ ПАВЛОВИЧУ




































Радиомаяки системы КОСПАС-САРСАТ –гарант безопасности



Юрий КОРОЛЕВ, генеральный директор, главный конструктор ОАО «НИИ космического приборостроения»

Реализация Транспортной стратегии России до 2030 г. предусматривает достижение шести основных целей. Одна из них – повышение уровня безопасности транспортной системы. Это позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб. Какие же требования предъявляются к обеспечению безопасности на воздушном транспорте?


Хорошо известно, что воздушный транспорт – ведущее средство перевозок пассажиров и грузов во всем мире. И Россия здесь – не исключение. Одним из основных направлений развития гражданской авиации в стране является малая авиация. Это большая перспективная отрасль, способная дать существенный социально-экономический эффект в развитии субъектов Российской Федерации. Спрос на малую авиацию неуклонно растет: по мнению специалистов, уже сегодня востребована работа небольших воздушных судов в объеме до 1.800.000 часов в месяц. Стремительно развивается деловая авиация (часть малой авиации). Этот бизнес может стать одним из двигателей экономического прогресса страны и серьезной частью национальной экономики практически без привлечения государственного капитала.

Авиация остается самым безопасным видом транспорта. Вероятность гибели одного человека в воздухе характеризуется величиной 1:500 000 полетов.

Время оперативного реагирования – 3 минуты

Авиация – единственная массовая отрасль экономики, которая работает, как говорится, в отрыве от земли. Скорости полетов и условия эксплуатации техники предъявляют совершенно особые требования к воздушным судам и их экипажам. Одно из таких требований – оснащение воздушных судов аварийными радиомаяками, которые в критических ситуациях остаются, как правило, единственным средством спасения.

Аварийные радиомаяки являются основным техническим средством доведения сигнала бедствия (аварийной информации) через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ. Эта система, разработанная для оповещения о бедствии, обнаружения и определения координат морских судов, самолетов, терпящих, бедствие в любой точке земного шара, с сентября 1982 г. по декабрь 2009 г. помогла спасти более 28 375 человек при проведении 7746 поисково-спасательных операций с использованием радиомаяков различных типов. Благодаря КОСПАС-САРСАТ минимизируется время на предоставление аварийных сообщений службам поиска и спасания, определение места бедствия и оказание помощи, что напрямую влияет на вероятность выживания человека.

Подтверждением служат события осени 2010 г., когда бортовые радиомаяки на российских самолетах спасли жизнь многих людей. Аварийная посадка самолета Ту-154М в Ижме: сообщение о срабатывании аварийного радиомаяка 406 МГц в Международный координационный вычислительный центр (МКВЦ) в г. Москве поступило от Испанского КЦС через 3 минуты. Центры управления имели координаты бедствия и соответственно приводили в готовность авиационные силы и средства поиска и спасания. При аварийной посадке Ан-2 в районе тундры был задействован бортовой аварийный радиомаяк (АРМ-406П), поступивший сигнал которого позволил спасателям безошибочно обнаружить место аварийной посадки и успешно эвакуировать всех пассажиров и пилотов. Благодаря сообщению в МКВЦ о срабатывании АРМ-406П на борту вертолета МИ-8МТВ-1, который потерпел аварию в Пакистане, удалось своевременно оказать помощь и избежать жертв.

Шесть тысяч радиомаяков «НИИ КП»

В России на настоящий момент ОАО «НИИ космического приборостроения» единственное предприятие, которое разрабатывает и серийно выпускает авиационные радиомаяки, морские радиобуи, персональные радиомаяки и радиомаяки для специального применения системы КОСПАС-САРСАТ.

Специалистами подразделения ОАО «НИИ КП», возглавляемого заместителем генерального директора, главного конструктора С.М. Морозом, разрабатываются новые варианты авиационных и персональных радиомаяков, которые должны улучшить характеристики имеющихся аналогов и в минимально короткие сроки обеспечить поисково-спасательные службы более достоверной информацией о бедствии, географических координатах объекта в воздухе, на море или на суше.

Предприятием разработаны авиационные аварийно-спасательные радиомаяки АРМ-406П (П1), АРМ-406АС1, АРМ-406Н1, их производство сертифицировано. Изделия АРМ-406П1 (ELT(АР)) и АРМ-406Н1 (ELT(АF)) совместимы с вычислительной системой воздушного судна ВВС-95-1(в) ГЛОНАСС/GPS приемниками, соответствуют международным требованиям ARINC-429-2 и национальным РТМ 1495-75 и при передаче сигнала «АВАРИЯ» в информационной посылке передают координаты места аварии.

Продукция ОАО «НИИ космического приборостроения» успешно используется более чем на 20 типах самолетов и вертолетов Вооруженных сил РФ, силовых структур и гражданской авиации. В настоящее время на воздушных судах в России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья установлено более 6 тыс. радиомаяков.

В мировой практике при решении задач, связанных с обеспечением безопасности людей, находящихся в отдаленных районах, труднодоступной местности или попавших в аварийную ситуацию, для оперативного вызова спасательных служб через международную систему поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ используются персональные аварийные радиомаяки. В настоящее время в мире используется более 250 тыс. персональных радиомаяков. Разработанные ОАО «НИИ КП» персональные радиомаяки полностью соответствуют требованиям КОСПАС-САРСАТ и имеют ряд преимуществ перед аналогами зарубежного производства.

ПАРМ-406А: уникальные преимущества

Одним из перспективных направлений работы предприятия является разработка и серийное производство авиационного аварийно-спасательного радиомаяка индивидуального применения ПАРМ-406А (ELT(S)). В зарубежных авиакомпаниях данным типом радиомаяков оборудуется большинство воздушных судов.

Радиомаяк ПАРМ-406А имеет свидетельство о годности комплектующего изделия, сертификат одобрения КОСПАС-САРСАТ и разрешен к применению на всех типах самолетов и вертолетов, в том числе сверхлегкой авиации, в качестве аварийного средства спасания системы КОСПАС-САРСАТ.

Разработка данного радиомаяка была проведена после системного анализа статистических данных опыта эксплуатации аварийных радиомаяков на воздушных судах России и мировой практики, а также анализа технических решений в разработке аналогичных радиомаяков. Результатами последовательного подхода принятия решения по разработке аварийного радиомаяка ПАРМ-406А и проведения экспериментальных исследований явились применение ряда новых технических решений, разработка специального программно-математического обеспечения, которые позволили получить преимущество перед аналогичными радиомаяками зарубежных производителей и повысить надежность изделия.

Преимуществами настоящего типа радиомаяка являются:

– наличие в его составе ГЛОНАСС/GPS приемника и жидкокристаллического индикатора, что позволяет пользователю определить свое местоположение с точностью не менее 20 м;

– наличие координат местоположения в аварийной посылке позволяет поисково-спасательным службам определить место аварии с высокой точностью;

– высокая оперативность передачи аварийных сообщений через геостационарные спутники КОСПАС-САРСАТ позволяет значительно сократить время поиска пострадавших и существенно снизить затраты на проведение поисково-спасательных операций;

– в радиомаяк включено радиопереговорное устройство (радиостанция) для двухсторонней связи с экипажем поисковых средств на аварийной частоте 121,5 МГц;

– рабочий температурный диапазон от -40°С до +55°С, что соответствует 1-му классу радиомаяков по классификации КОСПАС-САРСАТ;

– наличие герметичного тубуса в составе изделия позволяет защитить радиомаяк от разрушающих внешних воздействий, что повышает живучесть изделия в аварийной обстановке.

Впервые в мировой практике применен принцип раздельного энергопитания (для передачи аварийной информации на спутники КОСПАС-САРСАТ и обеспечения работы аварийной радиостанции и навигационного ГЛОНАСС/GPS приемника).

Авиационный аварийно-спаса-тельный радиомаяк ПАРМ-406А может применяться: в качестве аварийно-спасательного радиомаяка на сверхлегкой авиации; в составе аварийно-спасательного оборудования (неприкосновенный запас, спасательные плоты); для оснащения экипажей воздушных судов.

ОАО «МВЗ им. М.А. Миля» провело испытания и приняло решение об установке ПАРМ-406А на своих вертолетах. Остальные ОКБ заканчивают отработку документации для установки ПАРМ-406А на бортах своих самолетов и вертолетов.

ПАРМ-406А заинтересовал владельцев малой авиации, имеющих воздушные суда иностранного производства. В настоящее время ПАРМ-406А оснащаются самолеты В-300 производства компании Howker Beechcraft Corporation, США (торговая марка King Air 350). Решается этот вопрос и по другим типам воздушных судов иностранного производства.

Испытания прошли успешно

С целью подтверждения возможностей системы КОСПАС-САРСАТ по обработке аварийного сигнала, включающего в себя навигационные данные, полученные от системы ГЛОНАСС, были успешно проведены испытания опытного образца ПАРМ-406А на Южном и Северном полюсах.

19 февраля 2010 г., Антарктида, научная станции «Беллинсгаузен», о. Ватерлоо. Координаты, соответствующие истинному местоположению радиомаяка, ПАРМ-406А определены с высокой точностью (62о 11/46// ю.ш. 58о57/36// з.д.).

15 апреля 2010 г. ледовая полярная станция, Борнео (в 80 км от Северного полюса). Координаты, соответствующие истинному местоположению радиомаяка, определены с точностью до 10 метров.

В режиме «АВАРИЯ» сигнал от авиационного аварийно-спасательного радиомаяка был принят геостационарными низкоорбитальными ИСЗ и через несколько минут обработан станциями приема и обработки информации России, Америки, Испании и Франции.

Высокая точность определения местоположения маяка (условного места аварии) по координатам в широтах Южного и Северного полюсов достигнута с помощью встроенного приемника ГЛОНАСС/GPS и переданного сигнала через систему КОСПАС-САРСАТ.

Авиационный аварийно-спасатель-ный радиомаяк подтвердил свои технические характеристики и на совместных учениях авиационных поисково-спасательных служб России и Монголии.

21–25 июня 2010 г. в г. Горно-Алтайск на базе филиала ФГУ «Сибирский авиационный поисково-спасательный центр» – Горно-Алтайская региональная поисково-спасательная база состоялись совместные учения. В ходе учений отрабатывались вопросы организации взаимодействия сторон при аварийном оповещении и выполнение совместных поисково-спасательных работ с практическим применением авиационного аварийно-спасательного радиомаяка ПАРМ-406А.

По замыслу учений радиомаяк дважды активировался на местах условных «аварий» воздушных судов. Включенный в режиме «АВАРИЯ» ПАРМ-406А безошибочно через систему КОСПАС-САРСАТ определил и выдал сообщение с координатами условного места «бедствия» (51°49'42" с.ш.; 85°48'38" в.д. аэропорт Горно-Алтайск и 51°49'38"с.ш.; 85°48'20"н.п. Манжерок), что вызвало огромный интерес у участников учений.

Оперативность и высокая точность определения географических координат места «бедствия» и получения этой информации через систему КОСПАС-САРСАТ позволили авиационным поисково-спасательным службам России и Монголии выполнить поставленные перед ними задачи в установленные сроки.

ОАО «НИИ КП» Тел./факс: +7 (495) 673-4719 / 673-3463 e-mail: oaoniikp@mail.ru www.oaoniikp.ru

Информационно-аналитическое издание jjjj№93 2011



БЕЗОПАСНОСТЬ

  Анатолий СЕРДЮКОВ, министр обороны РФ
СОЗДАНИЕ НОВОГО ОБЛИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
  Михаил ДМИТРИЕВ, директор ФСВТС России:
ТЕМАТИКА САЛОНА – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АКТУАЛЬНА
  СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
  Николай МАСЛЯЕВ, генеральный директор ОАО «КБАЛ им. Л.Н.Кошкина»
ПАТРОННАЯ ОТРАСЛЬ: КАК ВЕРНУТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ?
  Юрий УРЛИЧИЧ, генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы», генеральный конструктор ГЛОНАСС
ГЛОНАСС – НОВЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ, НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
  Юрий КОРОЛЕВ, генеральный директор, главный конструктор ОАО «НИИ космического приборостроения»
РАДИОМАЯКИ СИСТЕМЫ КОСПАС-САРСАТ – ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta