return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России
ИНЖЕНЕРНОЕ СОСЛОВИЕ ДОЛЖНО ВНОВЬ СТАТЬ УВАЖАЕМЫМ В РОССИИ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ – СТИМУЛ ДЛЯ ИННОВАЦИЙ
  Игорь ЩЁГОЛЕВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
ИДЕИ – ТЕХНОЛОГИИ – БИЗНЕС РЕШЕНИЯ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОВЕРИЕ БИЗНЕСА К ВЛАСТИ
  ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА – 2011
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
ОТ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ – К ИННОВАЦИОННЫМ СЕКТОРАМ
  МАП НА ФОРУМЕ «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА»
  Аслан ЦИВАДЗЕ, академик, директор Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
ИННОВАЦИИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И ЧЕЛОВЕКА
  Владимир ГОРБАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
РОССИИ ПОРА ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙТИ НА СВЯЗЬ 4G
  КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕСТВА СОСТОЯЛСЯ
  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  ПТЯ-2011:СОЮЗ УЧЕНЫХ И ПРОМЫШЛЕННИКОВ
  Евгений БАЛАШОВ, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы
ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕР, как преодолеть дисбаланс между спросом и предложением
  Игорь ГОЛУБЯТНИКОВ, д.т.н., профессор, ректор МГУПИ
ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
  ГОСЗАКАЗ 2011
  Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области
ЗАКАЗЧИК - ПОСТАВЩИК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ РЕШЕНИЯ
  НАЙТИ БАЛАНС МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
  ОБЩЕСТВО
  РОССИЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ!
  ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ЛОББИСТОВ?
  Федор САВЧЕНКО, первый товарищ атамана МКЦ по борьбе с наркоманией и наркобизнесом
КАЗАКИ ПРОТИВ НАРКОМАНИИ
  НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
  ОБЩЕСТВЕННИК НА ДОРОГЕ
  ЛИШНЕГО ОПЫТА НЕ БЫВАЕТ
  КАМЕРТОН ЖИВОПИСИ





































ОТ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ – К ИННОВАЦИОННЫМ СЕКТОРАМ


Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ


Государственная стратегия социально-экономического развития Российской Федерации направлена на формирование инновационной экономики. В частности, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. определено, что целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития.

Комплексная реализация социально-экономических задач позволит создать современную инновационную экономику, обеспечить научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность. На реализацию этих задач государство нацеливает всю бюджетную политику и создает условия (бюджетные, налоговые, тарифные, таможенные, нормативного регулирования) для опережающего развития инновационного сектора российской экономики.

Начиная с 2000 г., обеспечен рост расходов на науку за счет средств федерального бюджета: в 2006 г. на НИОКР гражданского назначения было выделено 77,1 млрд. руб., в 2007 г. – 105,5 млрд., в 2008 г. – 129,3 млрд., в 2009 г. – 166,2 млрд., в 2010 г. – 172,9 млрд., в 2011 г. – 227,8 млрд. руб. Мы видим, что объем расходов федерального бюджета в 2011 г. по сравнению с 2006 г. увеличился примерно в 3 раза.

Безусловно, экономический кризис 2008 г. внес корректировки в реализацию научно-технической политики, существенно повлияв не столько на объемы финансирования, сколько на его структуру. Ведь часть средств была направлена на решение проблем кризиса, сохранение жизненно важных для страны структур, а не на развитие нового. Поэтому в настоящее время закономерно, что одной из важнейших задач в ресурсном обеспечении научных исследований является расширение участия бизнеса в финансировании науки и увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования научных исследований и разработок.

Важным элементом развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере стали федеральные целевые программы.

В ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.» масштабные проекты с бизнесом реализуются в форме важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП-проектов); проектов коммерциализации технологий по тематике, предложенной бизнес-сообществом; а также комплексных проектов исследований и разработок, изначально имеющих перспективы коммерциализации и осуществляющихся с привлечением средств заинтересованных организаций.

Сейчас в рамках этой ФЦП реализуется пять важнейших инновационных проектов. Объем бюджетного финансирования по этим проектам только за 2009 г. составил 3,386 млрд. руб., бизнес же вложил в эти проекты 5,513 млрд. руб., а объем произведенной продукции превысил 37,5 млрд. руб. Все эти проекты решают комплексные научно-технологические, производственные и экономические задачи.

Например, проект Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов «Прометей» позволил впервые освоить производство в России труб большого диаметра, обладающих уникальными свойствами (сейсмостойкость, возможность сварки при низких температурах, увеличение срока службы в 2 раза), используемых при строительстве магистральных наземных и подводных нефте- и газопроводов («Бованенково-Ухта», «Ямал», «Сахалин-Хабаровск-Владивосток»). С использованием этих сталей сегодня строится три морских платформы по заказу Норвегии для работы в экстремальных условиях Арктики. В проект было вложено 1,1 млрд. руб. бюджетных средств, бизнесом – 3,33 млрд. руб. На сегодня только налоговые отчисления в бюджет от поставленной продукции составили более 3 млрд. руб.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» (Татарстан, г. Нижнекамск) разработана технология и организовано производство эластомеров для автомобильной, электротехнической и других отраслей промышленности, по своим параметрам и характеристикам не уступающим аналогам ведущих зарубежных производителей. Осваиваются рынки КНР, Швейцарии, США, Великобритании, Финляндии, Германии, Нидерландов и других стран.

Институтом молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН впервые разработаны и внедряются в медицинскую практику тест-системы на основе биочипов, позволяющие диагностировать возбудители туберкулеза, ВИЧ, гепатитов В и С, различных онкозаболеваний и пр. Тест-системы на основе биочипов для выявления лекарственно-устойчивых форм туберкулеза позволили сократить время анализа с 6–10 недель до 1 дня, что позволяет оперативно назначать адекватную заболеванию терапию. Внедрение биочип-диагностики дает экономический эффект на каждого больного более 50 тыс. руб.

Долгосрочные интересы России состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной во взаимовыгодное мировое экономическое сотрудничество. Для достижения этих целей государство предпринимает необходимые шаги, имеющие конкретную и понятную направленность:

1. Развитие среды генерации знаний, включая фундаментальные и прикладные исследования, предусматривающие:

- совершенствование научной инфраструктуры;

- повышение качества и улучшение возрастной структуры научных кадров;

- достаточность финансирования науки;

- эффективное участие в международных проектах, в том числе совместной эксплуатации крупных дорогостоящих исследовательских установок.

2. Развитие инновационной системы, включая:

- совершенствование инновационной инфраструктуры;

- развитие государственно-частного партнерства;

- повышение эффективности деятельности институтов развития.

3. Коммерциализация результатов исследований и разработок для выпуска высокотехнологической продукции. Максимальное развитие внутреннего спроса на инновационную продукцию.

Но особенно важно сегодня развитие университетской науки, где сосредоточены основные научные силы. Для превращения университетов в центры инноваций, Правительством Российской Федерации приняты специальные постановления (№№218,219,220). Они должны обеспечить развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий, создание инновационной инфраструктуры в российских вузах и привлечение ведущих ученых в российские вузы.

Сегодня мы делаем новый шаг – создаем технологические платформы, которые концентрируют ресурсы уже на экономической задаче – формировании инновационных секторов, отраслей экономики. Масштабная технологическая модернизация должна затронуть все сектора экономики.

Если в федеральных целевых программах, мы системно реализовали инновационную цепочку, то технологические платформы должны позволить нам сделать следующий шаг в направлении развития инноваций, в соединении их с реальными секторами экономики. По сути, это дополнение и масштабирование тех предпосылок инновационного развития, которые мы создали в предшествующие годы. Мы будем реализовывать технологические платформы по наиболее важным для современной экономики России приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Технологические платформы – это комплексные и масштабные научно-технологические и экономические проекты, которые будут реализовываться в течение 2–3 лет. Государство вкладывает в них большие средства. А чтобы не снижать темп развития, Минобрнауки России на этом этапе использует уже существующие ФЦП для формирования технологических платформ.

Сочетание того, что может дать наука и в чем нуждается бизнес, – хорошая основа для формирования технологических платформ, формирования инновационных кластеров в экономике. Думаю, что технологические платформы – это еще один сигнал со стороны государства для бизнес сообщества и реальная возможность принять участие и найти свое место в процессе технологического обновления России.

Технологические платформы – это только один из инструментов, который использует сегодня государство для повышения заинтересованности бизнеса в формировании наукоемких секторов экономики. Государственно-частное партнерство в этой сфере должно обеспечить решение ряда задач нашего развития: технологическую модернизацию и существенное повышение конкурентоспособности отдельных отраслей и секторов экономики; быстрое распространение некоторых передовых технологий в ряде отраслей и секторов экономики; разработку совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность появления новых рынков высокотехнологич

Информационно-аналитическое издание jjjj№92 2011



СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ 2011

  Илья МАССУХ, заместитель министра Минкомсвязи России
ФЛАГМАНСКИЙ ПРОЕКТ ДОСТИГ РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
ОТ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ – К ИННОВАЦИОННЫМ СЕКТОРАМ
  Евгений БОРИСОВ, коммерческий директор ЗАО «ДАТАТЕЛ»
ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ СВЯЗИ
  Александр ЯКУНИН, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России
РАДИОЭЛЕКТРОНИКА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  Надежда ВИЛКОВА, генеральный директор ЗАО «МНИТИ»
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВЫСОКОЙ ЧЁТКОСТИ
  Александр ВЫРЫПАЕВ, генеральный директор ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» (СОКК):
МЫ РАБОТАЕМ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СТРАНЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta