return_links(3); ?>
Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta

 

 

  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ВЫВЕСТИ МОСКВУ НА УРОВЕНЬ ВЕДУЩИХ ФИНАНСОВЫХ СТОЛИЦ!
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗНАНИЙ
  ЭКОНОМИКА
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ЕВРОПА
  ДОРОГА – ЭТО ОПАСНО
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  НА ОДНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ДОБРОВОЛЬЦЕВ
  ЭРА-ГЛОНАСС – СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ГЛАВНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СМОТР СТРАНЫ
  ИСКУССТВО НАУКИ – 2011
  Пассажирский Форум: КАК, КТО, ГДЕ?
  Международный Салон
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - 2011
  МИР
  Наталья НЫРОВА, к.ю.н., китаевед, ООО «Агентство международных экономических и правовых поверенных»
РОССИЯ – КИТАЙ: ЗОНА ОСОБЫХ ОТНОШЕНИЙ
  ОБЩЕСТВО
  САША, КАТЯ И ДРУГИЕ
  Алексей КОЛЕСНИК актер:
ЛИКБЕЗ
ПО ЗАКОНУ СС
СОЦИАЛЬНЫЙ МИРАЖ





















































































ПЛАНИРОВАНИЕ – ИСПОЛНЕНИЕ – РЕЗУЛЬТАТ



Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России

ВСЕ СТАДИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА НЕОБХОДИМО УВЯЗАТЬ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ


Реформа госзаказа

В 2005 г. был принят Закон 94 ФЗ «О размещении заказов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», который заложил основы для новой системы организации госзакупок в России.

Реформа госзаказа в нашей стране не имеет аналогов в мире. В сфере размещения госзаказов, обеспечения их прозрачности и доступности наша страна продвинулась намного дальше, чем страны ЕС и США. Во время многочисленных встреч с нашими коллегами из антимонопольных органов Европы и Америки неизменный интерес вызывает тема госзакупок. Российский опыт размещения госзаказа берется на вооружение так называемыми «развитыми странами».

Отмечу, что по данным аналитического доклада «Неправильные» госзакупки», в 2003–2004 гг. доля честных конкурсов (когда победитель не был известен заранее) в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%.

С 1 января 2006 г. – с момента вступления в силу закона 94-ФЗ, – ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась. Новое законодательство пришло на смену неэффективному и практически на 99% коррупционному порядку проведения процедур размещении заказов.

Основными задачами реформы системы размещения заказов стало обеспечение закупки продукции, соответствующей по качеству требованиям заказчика, устранение коррупции и достижение экономии бюджетных средств, обеспечение равного доступа предпринимателей к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.

В целом, предпринятые благодаря действию закона 94-ФЗ меры позволили:

1. Добиться информационной прозрачности в сфере госзаказа (с 1 января 2011 г. начал работать единый общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране, в том числе региональных и муниципальных).

2. Обеспечить предпринимателям равный доступ к госзаказу за счет исключения возможности со стороны заказчика выставления произвольных требований к участникам размещения заказа, зачастую описывающих «своего» участника.

3. Значительно повысить качество исполнения контрактов за счет полного исключения со 2 августа 2010 г. некачественного обеспечения обязательств по контрактам (страхования ответственности), а также за счет более квалифицированного установления заказчиками требований к закупаемой продукции.

4. Создать в стране в сфере госзаказа единое экономическое пространство путем централизованного (на пяти площадках) проведения электронных аукционов, как наиболее эффективного способа размещения заказов. При этом в настоящее время на площадках зарегистрировались уже более 70 тыс. предпринимателей.

5. Добиться за время реформы (2006–2010) значительной экономии бюджетных средств (за пять лет – более 1 трлн. 68 млрд руб.) – это новые возможности по приобретению необходимых товаров и строительству инфраструктуры. Под экономией понимается разница между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой заключенных контрактов.

Существует миф, что достигнутая экономия – это просто завышение начальной цены контракта. Действительно, часто начальная цена контракта завышена. Однако, если бы не применялись нормы 94-го Закона «О размещении заказов…», если бы не было конкуренции между поставщиками, заказ исполнялся бы по завышенной цене, а бюджет терял бы огромные деньги.

6. Исключить возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов, в том числе, в сторону увеличения их цены, что до закона 94-ФЗ являлось распространенной практикой и изначально порождало коррупцию при принятии решений о необходимости таких изменений, а также практически исключало возможность победы в торгах неаффилированных с заказчиком участников.

7. Предоставить предпринимателям возможность в сфере госзаказа оперативно защищать свои права всего за пять рабочих дней, что невозможно сделать ни в одной из других сфер в экономике страны. За 2010 г. предпринимателями подано более 28 тыс. жалоб. Половина из них признаны обоснованными. В арбитражных судах в 80% случаях решения ФАС России, как контролирующего органа в сфере госзаказа, были оставлены в силе, что свидетельствует о возможности принимать качественные решения за столь короткий срок.


Закон 94-ФЗ – как проект по модернизации страны

До введения с 1 января 2011 г. единого общероссийского портала в стране действовали сотни разрозненных информационных систем, используемых субъектами РФ и муниципальными образованиями для целей размещения заказа. У недобросовестных заказчиков была возможность неразмещения или размещения задним числом информации о размещении заказа. Введение единого общероссийского портала для предпринимателей означает возможность ознакомления с информацией о размещении заказа в масштабах всей страны.

Одним из главных преимуществ единого общероссийского портала является придание юридической значимости всем операциям, проводимым пользователем на портале, путем использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) на всех этапах работы (количество ЭЦП, полученных должностными лицами заказчиков, составляет более 300 тыс.). При этом общее количество зарегистрированных на едином общероссийском портале заказчиков составляет в настоящее время более 170 тыс. из 200 тыс. общего их количества в стране. В настоящее время количество запросов интернет-пользователей к единому общероссийскому порталу составляет более 2,5 млн запросов в день.

Общее предполагаемое количество человек, которые получат ЭЦП (сотрудники предпринимателей и заказчиков в совокупности) может составить более 1,5–2 млн человек.

Проведена интеграция единого общероссийского портала с пятью электронными площадками, что позволяет заказчикам, зарегистрировавшись на едином общероссийском портале, работать на любой из площадок. Для участников появилась возможность быстрого поиска закупки, проводимой на любой из площадок (количество аккредитованных участников на электронных площадках в настоящее время – более 70 тыс. компаний. Ожидаемое в течение года количество зарегистрированных компаний составит до 300–500 тыс.). Это означает создание в сфере госзаказа единого экономического пространства (уход от «домашних» торгов со своими компаниями в регионах), высокую ликвидность торгов, а следовательно, и создание высоко конкурентной среды.

Появился единый общероссийский реестр контрактов – все контракты собраны в одном месте, что предоставляет новые возможности для публичности процедур и исполнения контрактов, и их анализа.

Совершенствование системы госзаказа

В феврале 2011 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) подготовила поправки в Закон 94-ФЗ «О размещении заказов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с поручением Президента России Д. Медведева и Председателя Правительства РФ В. Путина.

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства о размещении заказов обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы размещения заказов, с другой – имеющимися разрывами между стадиями планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.

При разработке поправок в законодательство ФАС России исходила из того, что необходимо законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок. Система планирования может состоять из долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного периодов.

В целях повышения профессионализма заказчиков и качества конечного результата необходимо централизовать функции по размещению заказов на уровне уполномоченных органов субъектов РФ и федеральных министерств по подведомственным учреждениям, что приведет к сокращению количества «непрофильных» сотрудников, исключит закупку некачественной продукции и позволит ввести инновационные требования.

Для исключения возможности закупки некачественной продукции и «затачивания» требований под продукцию конкретного производителя или поставщика необходимо обязать отраслевые федеральные ведомства разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя.

Указанные типовые требования должны быть размещены на едином общероссийском портале и быть обязательными к применению при размещении заказов на типовые товары, работы и услуги.

Для обеспечения инновационного направления госзакупок отраслевым федеральным ведомствам необходимо определить инновационные требования в своих отраслях (например, закупка автомобилей экологического класса не ниже Евро-3) и заложить эти требования в типовые контракты при закупке заказчиками товаров, работ и услуг. Указанные инновационные требования должны ежегодно пересматриваться, а также размещаться в публичном доступе на едином общероссийском портале.

Для корректного формирования начальной цены контракта необходимо установление требования об обязательном составлении должностными лицами протоколов, содержащих обоснование установления начальной (максимальной) цены контракта, в том числе с указанием источников получения такой информации, и их размещение в составе документации о торгах. Обязательными источниками указанной информации должны быть сведения с единого общероссийского портала и сайтов производителей.

Необходимо предусмотреть публичную процедуру защиты потребностей заказчиков. При этом должны быть установлены определенные ограничения по максимальной стоимости закупаемой продукции, а также ограничения по возможности закупки продукции «премиум класса».

ФАС России выступает за замену запроса котировок процедурой короткого (7 дней) электронного аукциона, уже предусмотренного законом 94-ФЗ.

Часть предложений ФАС России касается решения проблем на стадии исполнения контракта. Подготовленные ФАС России поправки предполагают, что для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении необходимо предусмотреть упрощенную (в течение десяти дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных межведомственных комиссий с участием как федеральных контролирующих органов, так и финансовых и правоохранительных органов власти.

Также необходимо предусмотреть, что часть полученной экономии бюджетных средств должна направляться соответствующим решением Правительства Российской Федерации на инновационное развитие страны. При этом в целях создания мотивации должностных лиц заказчика вторая часть полученной экономии при корректности определения начальных цен должна направляться заказчику, в том числе и на определенное ограниченное увеличение его фонда оплаты труда.

Эти и другие поправки позволят обеспечить целостность законодательства Российской Федерации о размещении заказов и в то же время позволят увязать в единое целое все стадии размещения заказов, начиная от стадии планирования закупок, заканчивая стадией исполнения контрактов и комплексным анализом полученных результатов.

В результате реализации законопроекта будут усовершенствованы существующие и введены новые механизмы регулирования сферы размещения заказов, что позволит существенно повысить результативность осуществления закупок, в том числе качество поставляемой продукции, а также значительно снизить уровень коррупции за счет создания высоко конкурентной среды и повышения публичности закупок.

Законопроект обеспечит закупку для государственных и муниципальных нужд современной инновационной продукции, а также создаст необходимую мотивацию должностных лиц заказчиков к эффективному расходованию бюджетных средств.

  Роман АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства
НОВЕЙШИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИГАЮТ СИСТЕМУ ГОСЗАКУПОК
  Андрей САДОФЬЕВ, Вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства МОО «Московская Ассоциация Предпринимателей»
КОНСОЛИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
  Седьмой Всероссийский Форум-выставка
ГОСЗАКАЗ - 2011
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
ПЛАНИРОВАНИЕ – ИСПОЛНЕНИЕ – РЕЗУЛЬТАТ
  Юрий МАКАРЕНКО, генеральный директор Группы компаний «СТРОЙТЕХНОКОНТАКТ»
СТРОЙТЕХНОКОНТАКТ: ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
  Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям
СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСЗАКУПКАХ: ПУТИ РЕШЕНИЯ
  Геннадий ДЁГТЕВ, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике
ГОСЗАКАЗ В МОСКВЕ: ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СИСТЕМУ
  Александр КАНЕВСКИЙ, генеральный директор ОАО «Советская звезда»
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ДИАЛОГЕ С ЗАКАЗЧИКОМ
  Николай ВИНОГРАДОВ, губернатор Владимирской области
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Александр КОЗЛОВ, губернатор Орловской области
ЦЕНА – КАЧЕСТВО: НЕОБХОДИМ ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС
  Анатолий АРТАМОНОВ, губернатор Калужской области
ТОРГИ ПО ПОНЯТНЫМ ПРАВИЛАМ
  Александр КАРЛИН, губернатор Алтайского края
ЗАКАЗЧИК-ПОСТАВЩИК: ДИАЛОГ РАСШИРЯЕТСЯ
  «АЛТАЙВИТАМИНЫ» — ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТРАНЫ
  Никита БЕЛЫХ, губернатор Кировской области
РЫВОК НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСЗАКАЗА
  Любовь КОППАС, начальник департамента государственного заказа Тверской области
ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

ГОСЗАКАЗ - 2011

 

 

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№91 2011j