return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ДЕЙСТВОВАТЬ НУЖНО НА УПРЕЖДЕНИЕ!
  Сергей ИВАНОВ, заместитель Председателя Правительства РФ:
РОССИЯ ОБЯЗАНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ УНИКАЛЬНЫЕ ТРАНЗИТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  ТВОЙ БЛИЖНИЙ
  Владимир БОРЕВ:
«ДЕНЬГИ И ДОКУМЕНТЫ ДАВАТЬ НЕ СРАЗУ»
  НЕ ТЕРЯЙТЕ ВЕРУ В ЛУЧШЕЕ
  ПОД ЗАЩИТОЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ И ООН
  С ДОСТОИНСТВОМ К ЧЕЛОВЕКУ
  ГОЛОСА...
  ПРИНУДЛЕЧЕНИЕ. ДЕПОРТАЦИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?
  ВАС ЗДЕСЬ ЖДУТ
  ТЕХНОЛОГИИ
  УСПЕШНЫЙ СТАРТ ДЕЛОВОГО СЕЗОНА
  РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС – АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМУ КОМПЛЕКСУ
  ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ
  ИННОВАЦИИ: СТРАТЕГИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ
  МИИТ – КРУПНЕЙШИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
  ПАССАЖИРСКИЙ ФОРУМ-2011
  ЭРА ГЛОНАС
  "ПТА. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ"
  ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА
  ОБЩЕСТВО
  ФОРПОСТ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ










































































Инновационное развитие воздушного транспорта России


Александр НЕРАДЬКО, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ

В комплексе проблем инновационного развития транспортного комплекса России модернизация отечественной гражданской авиации и связанной с ней инфраструктуры на основе мировых стандартов и, прежде всего, практики и рекомендаций Международной организации гражданской авиации ИКАО, является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, выполнения важнейших авиационных работ, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, а также улучшения условий и уровня жизни населения.


Создание развитой национальной сети воздушных сообщений и обеспечение безопасного и надежного аэронавигационного обслуживания, реконструкция действующих и строительство новых аэропортов и аэродромов – способствуют решению транспортных проблем, а также созданию конкуренции и обеспечению экономически эффективной деятельности на территории Российской Федерации. Реализация инновационной стратегии устойчивого и безопасного развития гражданской авиации осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. и Концепцией создания и развития аэронавигационной системы России.

Автоматизированные системы на основе новых технологий

Среди многочисленных направлений инновационного развития отечественного авиационного комплекса хочу остановиться на качественно новых подходах к решению задачи обеспечения безопасности полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации. К этим инновациям в первую очередь относится создание автоматизированных систем организации воздушного движения нового поколения, содержащих элементы искусственного интеллекта в целях более правильного принятия решений диспетчером управления воздушным движением и сокращения времени на принятие этих решений в условиях увеличивающегося спроса на воздушные перевозки и увеличения интенсивности полетов в российском небе.

Достаточно сказать, что рост пассажирооборота в минувшем году вырос более чем на 30% по сравнению с 2009 г. Объем перевозок пассажиров превысил максимальный уровень, достигнутый в докризисном 2008 г. (49,804 млн. пассажиров) и составил 56,946 млн. пассажиров. Еще более значительными темпами росли в 2010 г. грузовые авиационные перевозки. Было перевезено более 925 тыс. т грузов и почты, увеличение грузооборота превысило 32% по сравнению с 2009 г.

Создание новых автоматизированных систем воздушного движения опирается на новые технологии, принятые концепцией Международной организации гражданской авиации – Связь, навигация, наблюдение и организация воздушного движения (CNS/АТМ). В основе этой принципиально новой концепции лежит использование цифровых линий передачи данных «диспетчер–пилот» и ведение диалога для связи между авиадиспетчером и пилотом воздушного судна, основанного на межкомпьютерном обмене данными. Наряду с этим, концепция предполагает использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS для навигации воздушных судов. Использование спутниковой навигации в гражданской авиации и при организации воздушного движения требует установления жестких параметров точности, целостности, непрерывности и готовности обслуживания. Это, в свою очередь, диктует необходимость создания новых инновационных технологий в этой сфере, что станет дополнительным стимулом развития отечественной промышленности.

Системы зависимого наблюдения

Важнейшим направлением развития автоматизированных систем организации воздушного движения стало решение задачи наблюдения за полетом воздушного судна, как с помощью современных радиолокационных средств, так и автоматического зависимого наблюдения. В основе этой технологии заложена идея передачи информации с борта воздушного судна точного местоположения, полученного, в том числе и с использованием глобальной навигационной спутниковой системы, по цифровым каналам авиационной связи «борт–земля». Сегмент автоматического зависимого наблюдения позволяет определять местоположение воздушных судов в любой точке с точностью «в пределах собственной тени». При этом их местоположение наблюдают не только диспетчер, но и сами экипажи. Это дает возможность своевременно обнаружить развитие опасной ситуации. Если используемая в настоящее время система ТКАС предупреждает о возможности столкновения воздушных судов в воздухе только за одну минуту, то спутниковая система – за десять. Разница в возможности предотвращения

опасного сближения и вероятного авиационного происшествия весьма существенна.

Деятельность Росавиации по внедрению и использованию систем автоматического зависимого наблюдения для обеспечения комплексного решения задач повышения безопасности полетов воздушных судов и эффективности аэронавигационного обслуживания пользователей российского воздушного пространства осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», рассчитанной на 2009–2015 гг.

Для обслуживания кросс-полярных полетов совместным приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации в «Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации» был введен Океанический сектор Магаданского районного центра единой системы организации воздушного движения. Наряду с применением традиционных методов управления воздушным движением, аэронавигационное обслуживание в этом районе предоставляется также с использованием контрактного автоматического зависимого наблюдения и связи «диспетчер–пилот» по линии передачи данных. Специалисты Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации накопили значительный опыт в использовании этих инновационных технологий, полностью подтверждающих повышение качества управления воздушным движением и, как следствие, повышение безопасности полетов в условиях заметного роста интенсивности воздушного движения на кроссполярных маршрутах. Обеспечивая

наблюдение и связь, технологии автоматического зависимого наблюдения позволяют в полной мере компенсировать ограниченные возможности традиционных средств наблюдения и связи в северных широтах. В целях безопасного и эффективного авиационного обеспечения разработки и эксплуатации газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации установила наземные станции автоматического зависимого наблюдения в аэропорту города Сургут и районе населенного пункта Бованенково.

Отечественный и международный опыт применения систем автоматического зависимого наблюдения показывает, что эти инновационные технологии востребованы, в первую очередь, в воздушном пространстве, где отсутствует радиолокационное наблюдение. На малых высотах и в труднодоступных местностях, в которых установка традиционных средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов невозможна или экономически не оправдана, а также в районах интенсивного движения воздушных судов, оборудованных средствами автоматического зависимого наблюдения. Технологии автоматического зависимого наблюдения создают такие дополнительные преференции, как предпосылки установления стандартных траекторий выхода и захода на посадку, позволяющих снизить количество задержек авиационных рейсов на 35–40%, повысить пропускную способность аэропортов, а также улучшить экологическую ситуацию, сокращая выбросы в атмосферу продуктов сгорания авиационного топлива и уменьшая уровень шумов авиационных двигателей.

Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России в 2006–2010 гг. реализовало поставку и ввод в эксплуатацию более 1750 новейших и перспективных систем и средств автоматизированного управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и связи, в том числе более 40 радиолокаторов, 15 систем инструментальной посадки, 19 радиомаяков ближней навигации и 18 контрольно-корректирующих станций ЛККС-2000 (GBAS).

Переход на RVSM

Значимым шагом в области внедрения инновационных технологий в сфере обеспечения безопасности полетов, а также для существенной оптимизации пропускной способности воздушного пространства России и сопредельных государств, в условиях постоянно возрастающей интенсивности воздушного движения, станет переход в ноябре текущего года к сокращенным минимумам вертикального эшелонирования (RVSM). Эти технологии организации воздушного движения эффективно используются мировым авиационным сообществом и направлены на повышение безопасности полетов. Применение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования увеличивает пропускную способность эшелонов, что позволяет оптимизировать вылеты воздушных судов на 40–45%, достичь экономии авиационного топлива до 5%, уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу на 3%.

Инновации в инфраструктуре аэропортов

Важнейшим направлением в деятельности Федерального агентства воздушного транспорта является разработка и введение инноваций в отечественную практику строительства аэропортов. Мы обладаем опытом применения уже созданных нанотехнологий для развития наземной инфраструктуры гражданской авиации. Широко используются современные материалы и технологии в проектах реконструкции и строительства аэродромных покрытий, позволяющие повысить надежность и долговечность сооружений, увеличить показатели их морозостойкости. Такие аэродромные покрытия построены в аэропортах Домодедово, Шереметьево, Пулково. При этом в аэропорту Домодедово, впервые в практике отечественного аэродромостроения, при реконструкции покрытий был применен прочный тканный геотекстиль в качестве разделяющей и армирующей прослойки, что позволило обеспечить плотность и устойчивость всей конструкции. Геотекстильные сетки использовались при реконструкции аэродромов Самара, Шереметьево, Внуково.

В практику аэродромного строительства внедряются нежесткие покрытия из асфальтобетона под нагрузки от тяжелых самолетов. Такие покрытия созданы в аэропортах Ханты-Мансийск и Геленджик. Ранее, как правило, практиковалось строительство покрытий только из цементобетона.

На участках аэродромных покрытий, где осуществляется противообледенительная обработка воздушных судов, в конструкции покрытий используются современные материалы из бетонных матов для предотвращения загрязнения нижележащих слоев грунта и грунтовых вод. На аэродромах с большой глубиной промерзания, что характерно для районов Крайнего Севера, предполагается применение в аэродромном покрытии термоизолирующих прослоек из пенополистирольных плит типа «Пеноплекс». Это далеко не полный перечень инновационных технологий и материалов, применяемых нами при создании аэропортов.

Новые стандарты

Отдельно хотел бы отметить, что в минувшем году вступили в действие новые федеральные правила использования воздушного пространства России, разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП). Эти правила стали действенным механизмом либерализации использования воздушного пространства для многочисленных любителей авиации, надежным гарантом развития отечественной авиации общего назначения. Специалистами Росавиации была разработана новая структура и классификация воздушного пространства России. В настоящее время воздушное пространство страны разделено на три класса – «А», «С» и «G». Для каждого из них определена высота полетов. В классе «А» она составляет от 8 тыс. 100 м и выше, полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров

обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе «С», высотой до 8 тыс. 100 м, выполняются два типа полетов – по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения.

Для полетов в классе «G» впервые был установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе выполняются без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «G» варьируется от 300 м в Ростовской области до 4500 м в районах Восточной Сибири. Для выполнения полетов в классе «G» пилотам достаточно уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полетов пользователям предоставляется вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация с использованием сети «Интернет».

Введение новых правил использования воздушного пространства, упрощение порядка использования авиации общего назначения, безусловно, служит действенным импульсом для повышения мобильности населения России, создает предпосылки для развития соответствующей инфраструктуры и создания новых рабочих мест, способствуя решению острой проблемы занятости в различных регионах страны.

У гражданской авиации помимо экономических целей, которые ставятся перед ней как составной частью транспортного комплекса, есть и особая миссия по обеспечению единственно возможной связи отдельных регионов с остальной территорией Российской Федерации. Повышение доступности услуг гражданской авиации для населения – на это делается основной акцент в подпрограмме «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», рассчитанной на 2010–2015 гг.

Информационно-аналитическое издание jjjj№90 2011

 

 

 

ТРАНСПОРТ РОССИИ

 

  Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, заместитель министра промышленности и торговли РФ
КООПЕРАЦИЯ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ АВТОПРОМА
  Александр НЕРАДЬКО, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
  Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «Российские железные дороги»
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА
  ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, ОТКРЫТАЯ ДЛЯ ПАРТНЕРСТВА
  Олег СИЕНКО, генеральный директор ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
«УВЗ» – БРЕНД КРУПНЕЙШЕГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И НАДЕЖНОГО ПАРТНЕРА
  Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ
  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕСТВА
  Евгений МОСКВИЧЕВ, президент Ассоциации международных транспортных перевозчиков («АСПАМ»)
НАМ НУЖНА ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА
  Александр ЗАЙЦЕВ, президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта («АПСРТ»)
КАК ОЗДОРОВИТЬ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
  Валерий МЕДВЕЦКИЙ, генеральный директор НТЦ «ТЕХИНДУСТРИЯ»
КАЧЕСТВЕННОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ – КАТАЛИЗАТОР ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta