return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
РОССИЯ – ОТКРЫТАЯ СТРАНА, ЧАСТЬ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
  Владимир ПУТИН, председатель правительства РФ
В РЕЖИМЕ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
  Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и торговли РФ
ТОРГОВЛЯ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ФОРМАТЕ
  Евгений ФЕДОРОВ, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
МЫ ВСТУПИЛИ НА СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
  Александр БОРИСОВ, генеральный директор ММБА, член правления ТПП РФ, председатель межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка
32 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
  ТВОЙ БЛИЖНИЙ
  «ТВОЙ БЛИЖНИЙ» – НАШ ПРОЕКТ
  КАК ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ
  КАКОЙ МЕРОЙ МЕРИТЕ?
  ЗАПИСКИ БЕЗДОМНОГО
  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ИННОВАЦИОННЫЕ ЗОНЫ РОСТА
  Кирилл СОЛОВЕЙЧИК, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга
МАЛЫЙ БИЗНЕС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  Анатолий ТУРЧАК, президент союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга
РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
  Феликс ЧЕРНОУСЬКО, академик, директор института проблем механики им. А.Ю.Ишлинского российской академии наук (ИПМЕХ РАН)
ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ НА ИННОВАЦИОННОМ ПУТИ
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
КАК УЛУЧШИТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
  Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ: СЕМЬ АНТИТЕЗИСОВ
  Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ
ТЭК РОССИИ СЫГРАЛ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике
ЗАДАЧА МИНЭНЕРГО – ОПЕРАТИВНО РЕАГИРОВАТЬ НА ВСЕ ПРОБЛЕМЫ
  ТЕХНОЛОГИИ
  СМОТР ФОРМАТА В2В УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН
  НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ: ЗАКОН И ПРАКТИКА
  КАК УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННОСТЬЮ?
  Андрей ПУШКИН, управляющий партнер Tenzor Consulting Group, к.э.н.
ПОКУПКА И ПРОДАЖА БИЗНЕСА В РОССИИ
  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕСТВА
  СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ: НАУКА И ЭКОНОМИКА
  ПТА - СИБИРЬ 2011
  ОБЩЕСТВО
  ЦЕНА ПОБЕДЫ – СПАСЕННАЯ ЖИЗНЬ




















































ФАС России – не бюро по регулированию цен. Наша задача – контроль за соблюдением закона


























Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России


Ситуация под контролем


Ситуация с ценами на продукты питания первой необходимости вот уже несколько лет находится под постоянным контролем Федеральной антимонопольной службы. Еженедельно территориальные органы ФАС России осуществляют контроль соблюдения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках. Вместе с тем, отмечу, что ФАС России может применять меры антимонопольного регулирования только в отношении компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. Сдерживание цен на продукты питания должна быть основной задачей региональных и местных властей, ответственных за развитие бизнеса и конкуренции в регионе и муниципалитете.

По выявленным признакам нарушения законодательства территориальные органы ФАС России с августа 2010 г. по январь 2011 г. возбудили более 510 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию, экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен и т.д.

Так, например, в 68 территориальных управлениях ФАС России возбуждено 223 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (60 дел), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (128 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (34 дела), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (1 дело), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.

Наибольшее количество дел возбуждено в Башкортостанском управлении ФАС (более 15 дел), Алтайском краевом, Амурском, Кемеровском, Курском, Новгородском, Пензенском, Тверском, Челябинском, Чувашском, Ханты-Мансийском УФАС – 6 и более дел.

Регулирование торговой деятельности как способ сдерживания роста цен

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступивший в силу в 2010 г., устанавливает справедливые правила работы на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами. До принятия закона о торговле в 2009 г. торговые сети могли устанавливать для поставщиков неограниченные ничем требования, которые вынуждали их увеличивать цену на свой товар. При проведении проверок мы видели, что требования торговых сетей к поставщикам применительно к обороту товара выросли за пять лет с пяти процентов на оборот товара до 50% на отдельные виды товаров. Именно поэтому маховик, который раскручивал цены, заставляя поставщика либо снижать качество товара, либо поднимать цену, либо делать и то и другое, необходимо было остановить.

ФАС России – не бюро по регулированию цен. Разрабатывая этот закон, Правительство РФ не хотело вводить прямое ценовое регулирование торговой деятельности. Задача была создать условия справедливой конкуренции и справедливых отношений между поставщиками продуктов питания и торговыми сетями, которые исключали бы необоснованное постоянное вымогательство с одной стороны и соответственно повышение цены, и снижение качества с другой стороны.

Каждый год мы начинаем с роста цен, который обусловлен, в том числе увеличивающимися требованиями торговых сетей к поставщикам. Это кстати подтверждают и европейские исследования. Так более четырехсот депутатов европарламента подписали обращение к странам Евросоюза, обратив внимание на то, что «супермаркеты используют свою «покупательную способность» для навязывания производителям (как европейским, так и заграничным) неоправданно низкого уровня цен и несправедливых условий работы». А это в свою очередь в среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к увеличению цен и ухудшению качества товаров.

Ответственным за разработку и принятие закона был Минпромторг, задача ФАС России при разработке этого закона состояла в том, чтобы сформулировать и отстоять четыре крупных блоков закона. Если коротко – то это 9-я статья, устанавливающая абсолютные запреты на определенные действия участников торговли, антимонопольные требования к участникам торговли, органам власти и местного самоуправления и одно из самых дискуссионных положений закона, устанавливающее предельную долю торговой сети в границах муниципального района или городского округа в 25%.

Все четыре идеи удалось сохранить. Правда, в несколько измененном, компромиссном состоянии. Я считаю это успехом, поскольку в отсутствии отраслевого законодательства, истории его применения, крайней слабости российской экономической школы – это было неизбежно. Но закон заработал. Антимонопольные нормы закона вступили в силу 1 августа 2010 г. Самое главное, что появилось отраслевое законодательство о торговле и начала накапливаться практика его применения. ФАС России по поручению Правительства РФ проводит ежемесячный мониторинг реализации закона о торговле. В целом, в 2010 г. территориальными органами ФАС России проведено 464 проверки торговых сетей на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. В ходе этой работы было проанализировано более 15000 договоров поставки, заключенных с поставщиками продовольственных товаров.По итогам контрольных мероприятий, проведенных территориальными управлениями ФАС России до 31.07.2010 (в рамках переходного периода), антимонопольными органами было выявлено 5695 несоответствий Закона о торговле. При этом из них 3979 несоответствия статьи 9 Закона о торговле, 1716 – статьи 13 Закона о торговле.

За период с 01.08.2010 по результатам мониторинга территориальные органы ФАС России возбудили 101 дело по признакам нарушения Закона о торговле.

При этом из 101 возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства: 77 – возбуждено в отношении розничных торговых сетей, 7 в отношении поставщиков продовольственных товаров; 17 дел возбуждено в отношении и розничных торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.

Закон установил перечень практик, которые абсолютно запрещены и не могут использоваться ни поставщиками, ни торговыми сетями. В законе о торговле была выделена отдельная 9 статья, в которой прописаны антимонопольные требования к торговым сетям. В этой статье и требования, связанные с информированием об условиях заключения договоров, и требования, которые связаны со сроками расчетов за поставленную продукцию. Ведь манипулировать можно и сроками расчетов. Если я сильный поставщик, то могу себе позволить деньги получить не через 30 дней, а через 100. В то время как другие поставщики такого себе позволить не могут.

Сейчас после принятия Закона о торговле и тем более поправок в КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения требований Закона, некоторые недобросовестные ритейлеры начали лихорадочный поиск способов обойти законодательные ограничения. Сейчас, например, бонусы пытаются замаскировать под оказание каких либо услуг, которые сеть якобы оказывает поставщикам. К примеру, услуга по предоставлению каких-либо статистических данных о движении товаров в сети. Суду определить притворная это услуга или нет, является ли она прикрытием противоправных отношений либо действительно востребована поставщиком, крайне тяжело. В настоящее время мы ведем дискуссии и с торговыми сетями и с поставщиками об этом, накапливаем практику и формируем методические подходы. Кстати, помогают нам в этом, в том числе и нормы закона, которые отделили договор о поставке товара от договора оказания какой либо услуги. Раньше такие договора были переплетены. Нельзя было заключить договор поставки, не заключая договор на оказание услуги.

Самое главное в том, что сегодня появилась возможность проводить мониторинг более целенаправленно. Закон о торговле задал определенную конструкцию, в рамках которой проявляются многие нарушения. И сейчас в ходе проверок мы привязываемся не к гипотетическим понятиям о добре и зле, а к нормам закона. А это в свою очередь позволяет уйти от дискуссии – нужен ли он вообще, и сосредоточиться на поправках к нему. Поправки, которые в ближайшие год-два родятся из правоприменительной практики, будут уточнять и объективизировать отдельные нормы. Мы планируем уточнить и определение торговых сетей, торговой деятельности, стандарты осуществления торговой деятельности, дополнять 9-ю статью новыми запрещенными практиками, которые реализуются сейчас торговыми сетями на рынке для обхода действующих норм закона. Будем уточнять положения 13-й статьи «Антимонопольные правила», связанные с навязыванием услуг, дискриминацией. И самое главное: будем уточнять 14-ю статью, в которой речь идет о предельной доле на рынке – 25%.

Это принципиальнейшая статья, которая задает инфраструктурные требования к развитию розничной торговли в нашей стране. В целом Закон о торговле ждет судьба динамично развивающегося законодательства.

Информационно-аналитическое издание jjjj№89 2011

 

 

 

ПРОДЭКСПО - 2011

 

  Владимир ГУТЕНЕВ, вице-президент союза машиностроителей России, руководитель межкомиссионной рабочей группы оп РФ по вопросам модернизации промышленности РОССИЙСКОМУ АПК - ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ
  СТАРТ ДЕЛОВОГО СЕЗОНА на отечественном продовольственном рынке
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
ФАС РОССИИ – НЕ БЮРО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН. НАША ЗАДАЧА – КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНА
  Евгений ИСАЕВ, генеральный директор ООО "Русский Рыбный Мир"
ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ, ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Михаил ОРЛОВ, руководитель департамента торговли и услуг города Москвы
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
  РУССКАЯ ВОДКА – ЧАСТЬ БРЕНДА РОССИИ
  Павел СКУРИХИН, президент "Национального Союза Зернопроизводителей" (НСЗ)
ЗЕРНО И ЗАКОН
  Александр АЛЕКСЕЕНКО, зам. директора по научной работе ФГУ "ДАЛЬНИИЛХ", кандидат c/х наук
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  Андрей КЛЕПАЧ, заместитель министра экономического развития РФ:
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА СИТУАЦИЮ ВНЕШНЕГО РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta