return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
РОССИЯ – ОТКРЫТАЯ СТРАНА, ЧАСТЬ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
  Владимир ПУТИН, председатель правительства РФ
В РЕЖИМЕ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
  Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и торговли РФ
ТОРГОВЛЯ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ФОРМАТЕ
  Евгений ФЕДОРОВ, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
МЫ ВСТУПИЛИ НА СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
  Александр БОРИСОВ, генеральный директор ММБА, член правления ТПП РФ, председатель межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка
32 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
  ПРОДЭКСПО - 2011
  Владимир ГУТЕНЕВ, вице-президент союза машиностроителей России, руководитель межкомиссионной рабочей группы оп РФ по вопросам модернизации промышленности РОССИЙСКОМУ АПК - ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ
  СТАРТ ДЕЛОВОГО СЕЗОНА на отечественном продовольственном рынке
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
ФАС РОССИИ – НЕ БЮРО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН. НАША ЗАДАЧА – КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНА
  Евгений ИСАЕВ, генеральный директор ООО "Русский Рыбный Мир"
ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ, ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Михаил ОРЛОВ, руководитель департамента торговли и услуг города Москвы
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
  РУССКАЯ ВОДКА – ЧАСТЬ БРЕНДА РОССИИ
  Павел СКУРИХИН, президент "Национального Союза Зернопроизводителей" (НСЗ)
ЗЕРНО И ЗАКОН
  Александр АЛЕКСЕЕНКО, зам. директора по научной работе ФГУ "ДАЛЬНИИЛХ", кандидат c/х наук
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  ТВОЙ БЛИЖНИЙ
  «ТВОЙ БЛИЖНИЙ» – НАШ ПРОЕКТ
  КАК ПОДАТЬ МИЛОСТЫНЮ
  КАКОЙ МЕРОЙ МЕРИТЕ?
  ЗАПИСКИ БЕЗДОМНОГО
  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ИННОВАЦИОННЫЕ ЗОНЫ РОСТА
  Кирилл СОЛОВЕЙЧИК, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга
МАЛЫЙ БИЗНЕС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  Анатолий ТУРЧАК, президент союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга
РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
  Феликс ЧЕРНОУСЬКО, академик, директор института проблем механики им. А.Ю.Ишлинского российской академии наук (ИПМЕХ РАН)
ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ НА ИННОВАЦИОННОМ ПУТИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  СМОТР ФОРМАТА В2В УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН
  НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ: ЗАКОН И ПРАКТИКА
  КАК УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННОСТЬЮ?
  Андрей ПУШКИН, управляющий партнер Tenzor Consulting Group, к.э.н.
ПОКУПКА И ПРОДАЖА БИЗНЕСА В РОССИИ
  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕСТВА
  СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ: НАУКА И ЭКОНОМИКА
  ПТА - СИБИРЬ 2011
  ОБЩЕСТВО
  ЦЕНА ПОБЕДЫ – СПАСЕННАЯ ЖИЗНЬ




























МОДЕРНИЗАЦИЯ: СЕМЬ АНТИТЕЗИСОВ



















Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ

Что конкретно включается в понятие модернизации в российских условиях, какова последовательность мер в ее осуществлении – по этим вопросам пока нет устоявшегося мнения в стране. Не претендуя на определение стратегии и тактики модернизации в России, ограничусь изложением своих взглядов по поводу того, чего следует избежать и от чего нельзя абстрагироваться.


Антитезис первый. История многих стран учит тому, что перевод экономики на инновационные рельсы, а это – сердцевина модернизации, нельзя осуществить методом единичных научно-технологических прорывов без мощной конкурентоспособной промышленности. Мы часто говорим о необходимости перехода к постиндустриальному обществу. Такая задача не может быть решена без реиндустриализации, иными словами, без восстановления в России индустрии на сугубо современной основе.

Антитезис второй. Модернизация в экономике не может осуществляться изолированно, без демократизации общественной жизни. В нашей стране процесс демократизации развивается зигзагообразно. До сих пор не обрела независимость судебная система. Законодательная власть, как правило, беспрекословно выполняет волю руководства, даже в тех случаях, когда не очевидна правильность поступающих установок. На низком уровне находится политическая конкуренция...Свобода слова, гарантированная Конституцией, распространяется на возможность публикации в СМИ материалов, критикующих руководство, но одновременно сохраняется «руководящий жезл», особенно в отношении телевизионных каналов – государственных и основных частных...В целом ряде принципиальных случаев игнорируется общественное мнение. …Все перечисленное, а о многом в этом плане можно сказать гораздо больше, требует серьезных мер в области демократизации. Без таких мер прорыв в экономике затруднен, если вообще возможен. В этом не должно быть никаких сомнений.

Антитезис третий. Учитывая специфику России, демократизация ни в коем случае не должна приводить к ослаблению государства. Нужны, безусловно, порядок, устойчивость, стабильность, безопасность. Ослабление силы закона противопоказано модернизации. Многие ассоциируют сильное государство с авторитарным правлением, иногда даже с тоталитарным. Категорически не согласен. Для осуществления модернизационного рывка с целью обретения исторической перспективы России нужна сильная государственная власть плюс демократизация, которая направляет эту власть исключительно на служение интересам народа.

Антитезис четвертый. Правильный вывод, что без демократизации невозможна модернизация экономики, не должен интерпретироваться как заключение о необходимости сначала провести политическую модернизацию, воспользовавшись хорошей конъюнктурой цен на экспортируемое сырье, и только затем приступить к модернизации экономики. Не согласен и с другой последовательностью, что следует, дескать, заморозить демократизацию общественной жизни до того момента, пока не будут достигнуты ощутимые результаты в области экономики. Начиная с этапа экономической модернизации, очевидно, необходимо одновременно сосредоточиться на защите человека и его собственности от произвола, установлении верховенства закона, обязательного для всех, и независимости правосудия.

Антитезис пятый. Модернизация, которая ставит своей целью выведение России на уровень производительных сил и высших достижений общественного развития, свойственных нынешнему технико-технологическому укладу, не означает необходимости «раствориться» нашей стране в западном мире, который в целом достиг этого уклада. Существует также близкая к ней, но несколько другая идея – выбора Европейского союза в качестве единственного союзника в деле модернизации, что противопоставляется всем иным направлениям, в частности Китаю. Считаю, что многовекторная политика намного плодотворнее для модернизации России.

Антитезис шестой. Невозможно проводить модернизацию, отгородившись от остального мира и углубившись в чисто российские реалии. На процесс модернизации в нашей стране должна, несомненно, воздействовать российская политическая культура. Но полагать, что она способна определять основные черты этого процесса, не приходится.

Принижение общечеловеческих ценностей, даже их игнорирование, – это мы уже проходили, когда утверждали, что над всем превалирует классовый подход. Неужели плодотворно ныне противопоставлять общечеловеческим уже не классовые, а национальные ценности?

Антитезис седьмой. Идеология необходимой России модернизации не должна быть «пристегнутой» к тому или иному человеку, каким бы способным ни был такой политический лидер. Этот антитезис родился, сознаюсь, когда я прочел текст независимого экспертного доклада, презентация которого состоялась в Институте современного развития (ИНСОР). В докладе предлагалось формирование двух структур власти: одна из них полностью замыкает весь процесс модернизации, в том числе отдельные модернизационные проекты, на президента, обеспечивая все это параллельной вертикалью власти». Другая вертикаль – «регулярная бюрократия», функция которой «сводится к поддержанию и обслуживанию уже существующих, сложившихся социальных систем».

Из доклада на заседании
«Меркурий-клуба»
13 января 2011 г.

Информационно-аналитическое издание jjjj№89 2011



МОДЕРНИЗАЦИЯ

  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
КАК УЛУЧШИТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
  Евгений ПРИМАКОВ, президент ТПП РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ: СЕМЬ АНТИТЕЗИСОВ
  Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ
ТЭК РОССИИ СЫГРАЛ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике
ЗАДАЧА МИНЭНЕРГО – ОПЕРАТИВНО РЕАГИРОВАТЬ НА ВСЕ ПРОБЛЕМЫ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta