return_links(2); ?>
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2010
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
Здравоохранение должно стать ведущей отраслью городского хозяйства
  КРУПНОМАСШТАБНЫЙ СМОТР ФОРМАТА B2B
  Юрий ХАЛИТОВ, директор ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» ФМБА России
Ядерная медицина: ИННОВАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ
  Михаил ДАВЫДОВ, президент Российской академии медицинских наук, академик РАН и РАМН
МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФАРВАТЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА
  Ольга БОРЗОВА, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: ПРАВА ГРАЖДАН, ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА
  Максим МИЩЕНКО, депутат Госдумы РФ
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ НАЦИИ
  ООО Научно-производственное предприятие
МИКРОМОНТАЖ
  ЭНЕРГЕТИКА
 

Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ:
ДИАЛОГ РОССИЯ–ЕС: НОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЧЕМ ОБЕРНЕТСЯ МЕТОД RAB ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Андрей КОКОШИН, депутат Госдумы РФ, председатель правления «РАИР»
ИННОВАЦИИ – ЭТО ПРЫЖОК ВПЕРЕД
  Модернизация и инновационное развитие: глобальное партнерство
  НАРКОМАТ
  «КАНАЛ-2010» - ЗАСЛОН НАРКОКОНТРАБАНДЕ
  РЕЛИГИЯ
  ХРАМ АПОСТОЛА ЛЮБВИ
  ОБЩЕСТВО
  МОРСКАЯ ЖАНДАРМЕРИЯ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ФРАНЦИИ
































Пенсионная политика государства: итоги и перспективы
















Татьяна ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития РФ

Выступая на III Российском пенсионном форуме «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», министр отметила: «Мы считаем, что решив проблемы бедности и восстановив страховые механизмы функционирования пенсионной системы, нам предстоит сосредоточить усилия на решении не менее важных как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина проблем, тормозящих позитивное развитие пенсионной системы».


Целевые ориентиры достигнуты

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Реализация его, а также Федерального закона № 213-ФЗ обеспечила достижение следующих целевых ориентиров пенсионной системы, поставленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны («КДР-2020»).

1. Ликвидация бедности среди пенсионеров. Для этого начиная с 2010 г. реализован механизм минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации и повышения среднего размера трудовых пенсий по старости к 2023 г. до величины, обеспечивающей не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера;

2. Создание объективных экономических условий для повышения коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, за весь трудовой период в реальном выражении, пенсией по старости не менее 40%.

Валоризация пенсионных прав

В условиях глобального финансового кризиса ключевой задачей-приоритетом стало поддержание уровня жизни пенсионеров. Экономический механизм радикального улучшения материального обеспечения пенсионеров реализован в форме валоризации пенсионных прав дореформенного периода на основе полного учета трудового стажа до 1 января 2002 г., а также продолжительности «советского» стажа до 1 января 1991 г.

Валоризация пенсионных прав граждан была ответственным, осознанным решением, принятым руководством страны...И, самое главное, жизнь доказала, что это был абсолютно оправданный и необходимый шаг с социальной точки зрения. Совершенно очевидно, что без принятия программ валоризации и социальных доплат пенсионерам государству не удалось бы поддержать жизненный уровень людей старшего поколения в условиях финансового кризиса.

…Меры по валоризации пенсионных прав позволили увеличить пенсии у 36 млн. пенсионеров. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии в России составил 7334 руб., в том числе трудовой пенсии по старости – 7692 руб. С 1 апреля 2010 г. страховая часть трудовых пенсий дополнительно увеличена на 6,3%. В результате этого увеличения средний размер трудовой пенсии по старости вырос с указанной даты до 8169 руб. в месяц, т. е. увеличился на 477 руб. Размеры трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца увеличились соответственно до 5204 руб. и 4712 руб. В результате этого, по состоянию на 3 квартал т.г. средний размер трудовой пенсии по старости составил 8182 руб. Также в 2010 г. повышались социальные пенсии и производились социальные доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров.

Совершенствование механизма пенсионных накоплений

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан…продолжает действовать программа государственного софинансирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

…В апреле 2010 г. запланированные средства федерального бюджета на софинансирование поступили в бюджет Пенсионного фонда РФ, объем этих средств составил 2,5 млрд. руб. Указанные средства отражены в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, участвующих в программе софинансирования, с учетом удвоения уплаченных пенсионных накоплений.

По нашему мнению, принципиальным моментом для реализации страховых принципов является радикальное изменение с 2010 г. государственной тарифной политики. Для этого в порядке реализации Федерального закона № 212-ФЗ с 1 января 2010 г. осуществлен переход от налогового к страховому механизму формирования доходов пенсионной системы и обязательного социального страхования путем упразднения единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу независимо от принадлежности к той или иной сфере экономической деятельности.

Однако с учетом мероприятий государственной антикризисной программы для поддержки бизнеса и смягчения пенсионной нагрузки на него сохранены на 2010 г. ставки тарифа страховых взносов на уровне ставки единого социального налога: 20% на обязательное пенсионное страхование, 2,9% в Фонд социального страхования РФ, 3,1% в фонды обязательного медицинского страхования (с 1 января 2011 г. предусматривается установление страхового тарифа в размере 34%, в том числе 26% – на обязательное пенсионное страхование, 2,9% – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 5,1% – на обязательное медицинское страхование).

Одновременно установлен льготный переходный период, в течение которого для страхователей, имеющих налоговые льготы по уплате единого социального налога, предусматривается сохранение пониженного тарифа страхового взноса.

При этом в целях государственной гарантии пенсионных прав застрахованных лиц реализован экономический механизм компенсации части страхового взноса и выпадающих в этой связи доходов системы обязательного пенсионного страхования за счет средств федерального бюджета для страхователей с льготным режимом уплаты страховых взносов. Дополнительно, начиная с 2011 до 2019 г., введен льготный режим уплаты страховых взносов для определенных категорий страхователей, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и учреждениями высшего профессионального образования, а также для организаций и предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

…Другим звеном новой тарифной политики мы считаем отказ от регрессивной шкалы базы начисления страховых взносов и введение предельного размера выплат работнику для начисления страховых взносов в 2010 г. в размере 415 тыс. руб. с последующей ежегодной индексацией этого предельного размера в соответствии с ростом средней заработной платы. С 1 января 2011 г. данный предельный размер составит 463 тыс. руб.

Таким образом, пенсионная система, развивающаяся на основе принципов социального страхования, несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса, позволила успешно решить все стоящие перед ней задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения.

Проблемы, требующие решения

Среди проблем, тормозящих позитивное развитие пенсионной системы, следует выделить в первоочередном порядке проблему реформирования досрочных пенсий... Финансирование досрочных периодов отвлекает из пенсионного бюджета около четверти всех финансовых ресурсов и резко снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте.

Незаконченным до настоящего времени остается и реформирование накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает ее функционирование малоэффективным и приводит к девальвации пенсионных прав застрахованных лиц, включенных в эту систему. За многолетний период функционирования накопительного механизма абсолютное большинство застрахованных лиц так и остались пассивными участниками пенсионной системы. Из 70 млн. человек, имеющих пенсионные накопления, 63 млн. человек (свыше 90%) по-прежнему остаются в государственной управляющей компании… Напомним, что добровольные пенсионные накопления у нас узаконены еще в 1990-х годах, а обязательные пенсионные накопления имеют 9-летнюю историю. В то же время в отличие от международной практики экономически развитых стран активное внедрение накопительной составляющей трудовой пенсии было начато без создания полноценной правовой базы ее реализации, начиная с экономического регулирования взаимоотношений застрахованных лиц с негосударственными страховщиками и заканчива

я механизмами установления, исчисления и выплаты самой накопительной части. В то время как практика требует ее выплаты досрочникам, а через год-два – многомиллионной армии первого поколения участников пенсионных накоплений.

При этом возникает большой блок правовых и экономических вопросов, среди которых наиболее острыми являются актуарная обеспеченность выплаты пожизненных пенсий, поскольку в условиях «правового вакуума» существует риск, что вся полнота экономической ответственности за пожизненную выплату накопительной части пенсии ляжет на федеральный бюджет. Помимо этого до сих пор не находит решения проблема гарантии сохранности пенсионных накоплений, не говоря уже об ответственности негосударственного страховщика за минимальный уровень доходности пенсионных накоплений.

…Замечу, что в период финансового кризиса Министерством не вносились предложения по сокращению или «замораживанию» накопительного компонента, в отличие от ряда западных пенсионных систем, имеющих обязательную накопительную составляющую, в которых такие решения были приняты. Так например, в Эстонии накопительный компонент был временно отменен, в Литве – резко снижен размер обязательных отчислений (с 5,5 до 2%), в Сербии, Чехии произошло «замораживание» введения соответствующего закона. Во Франции, Швейцарии и др. резко ужесточены условия даже добровольных пенсионных накоплений.

Говоря о перспективных задачах, которые должны найти отражение в долгосрочной стратегии, нельзя отмолчаться по проблеме пенсионного возраста. Учитывая социальный ажиотаж вокруг данной проблемы, решения должны быть особенно четко просчитаны и обоснованны, и популярно объяснены общественности.

Предлагается обсуждать в обществе проблему возможного повышения пенсионного возраста с учетом реально складывающейся демографической ситуации в стране. При этом изменение возрастной границы выхода на пенсию должно рассматриваться не столько в контексте преодоления дефицита ПФР, сколько в качестве меры, позволяющей обеспечить населению социально приемлемый уровень пенсий в условиях увеличения продолжительности получения пенсии.

Реализовать идею повышения пенсионного возраста в случае принятия подобного решения будет невозможно и экономически нецелесообразно без предварительного решения трех основных проблем:

1.Выделение из общей системы пенсионного страхования института досрочно назначаемых пенсий по условиям труда с обязательным сохранением сформированных пенсионных прав.

2. Оптимизация порядка выплаты в период работы пенсий, назначаемых ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

3. Определение адекватной «пенсионной формулы», которая при увеличении пенсионного возраста не приводила бы к непропорциональному росту обязательств ПФР, не обеспеченному действующим тарифом страховых взносов.

В любом случае обсуждение вопроса о пенсионном возрасте и принятие решений должно осуществляться взвешенно, с постепенным переходом к новым возрастным границам и прежде всего с учетом интересов будущих пенсионеров… Для нас принципиально важно, чтобы те решения, которые будут вынесены на рассмотрение руководства страны, понимались и воспринимались подавляющим большинством населения Российской Федерации.

Пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№88 2010

 

 

 

ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

 

  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ЗАБОТА О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
НАЦПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» В ЦЕЛОМ ПОКАЗАЛ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Татьяна ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития РФ
Пенсионная политика государства: итоги и перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta