return_links(2); ?>
Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta

 

 

  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ЗАБОТА О ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ – ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
НАЦПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» В ЦЕЛОМ ПОКАЗАЛ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  Татьяна ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития РФ
Пенсионная политика государства: итоги и перспективы
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2010
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
Здравоохранение должно стать ведущей отраслью городского хозяйства
  КРУПНОМАСШТАБНЫЙ СМОТР ФОРМАТА B2B
  Юрий ХАЛИТОВ, директор ФГУП «Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины» ФМБА России
Ядерная медицина: ИННОВАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ
  Михаил ДАВЫДОВ, президент Российской академии медицинских наук, академик РАН и РАМН
МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФАРВАТЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА
  Ольга БОРЗОВА, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: ПРАВА ГРАЖДАН, ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА
  Максим МИЩЕНКО, депутат Госдумы РФ
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ НАЦИИ
  ООО Научно-производственное предприятие
МИКРОМОНТАЖ
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Андрей КОКОШИН, депутат Госдумы РФ, председатель правления «РАИР»
ИННОВАЦИИ – ЭТО ПРЫЖОК ВПЕРЕД
  Модернизация и инновационное развитие: глобальное партнерство
  НАРКОМАТ
  «КАНАЛ-2010» - ЗАСЛОН НАРКОКОНТРАБАНДЕ
  РЕЛИГИЯ
  ХРАМ АПОСТОЛА ЛЮБВИ
  ОБЩЕСТВО
  МОРСКАЯ ЖАНДАРМЕРИЯ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ФРАНЦИИ





























ЧЕМ ОБЕРНЕТСЯ МЕТОД RAB ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ































Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике

«Во избежание резкого роста тарифов целесообразно на 2011 г. принять решение об установлении предельных параметров роста тарифов ЖКХ на федеральном уровне», – заявил Ю.А.Липатов в своем выступлении на круглом столе «Перспективы формирования долгосрочных тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя» (22 ноября 2010 г.).


После реализации основных положений реформы электро-энергетики в отрасли совершен переход к рыночным отношениям, в частности в части перехода от тарифного регулирования к установлению рыночных цен на электроэнергию на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. Вместе с тем в конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся: стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка); стоимость услуг сетевых организаций; тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности. Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Новым механизмом регулирования является установление долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (RAB-регулирование), определенное Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу. Главным параметром метода RAB, определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» – инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB, «новый» – после.

Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.

С 1 января 2009 г. в «пилотном» режиме методику RAB начали применять первые восемь компаний, в 2010 г. на эту методику перешла ФСК, с 2011 г. по этому методу будут рассчитываться тарифы большинства распределительных сетевых компаний. Этот переход определяет существенный рост сетевых тарифов в первый год действия метода. Кроме этого в связи с запуском на оптовом рынке энергии и мощности (ОРЭМ) долгосрочного рынка мощности (ДРМ) планируется рост цен на мощность на оптовом рынке примерно на 6%. И, наконец, переход на розничном рынке элетроэнергии к свободной торговле (сектор свободной торговли) – возможен рост свободных цен до 24%.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что цена на электрическую энергию для промышленных предприятий будет расти гораздо быстрее, чем прогнозируемый индекс инфляции. Это внесет весомый вклад в общий рост цен в 2011 г.

Перечисленные выше параметры роста цен и тарифов в 2011 г. во многом обусловлены изначальным предположением, лежащим в основе разработки законодательных и нормативных актов по реформе электроэнергетики, о том, что государственное регулирование отрасли должно быть направлено на стимулирование роста производства электроэнергии и мощности.

Согласно прогнозу экономического развития РФ на 2011 г. и 2012–2013 гг., подготовленному Минэкономразвития, стоимость электроэнергии в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6 евро в 2013 г. за 100 кВт/час. В результате российские цены на электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и странах Евросоюза (отставание сократится с 1,7–1,8 раза в 2010 г. до 1,2–1,3 раза в 2013 г., притом что разрыв между ценами на потребляемый газ остается существенно выше – в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость электроэнергии в США уже в 2010 г. (где стоимость газа в 2 раза выше). Такая ситуация, по оценке этого документа, существенно сократит конкурентные преимущества российских производителей. Таким образом, рост тарифов, направленный на рост производства электрической энергии и мощности, влечет сокращение производства и, как следствие, сокращение спроса на электроэнергию и мощность.

Другим фактором, который делает модель линейного роста неприемлемой для прогнозирования развития энергетики, является степень интеграции экономики Российской Федерации в мировой экономический рынок. В случае кризисных явлений в мировой экономике Российская Федерация не сможет, как ранее Советский Союз, сохранить независимые тенденции развития, ее экономика будет испытывать в той или иной мере спад. Это наглядно продемонстрировал мировой кризис 2008–2009 гг.

Наконец, необходимо констатировать, что основным содержанием Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» является энергосбережение и повышение энергетической эффективности, то есть не увеличение или сокращение потребления и производства электроэнергии и других энергоресурсов.

Таким образом, нормативная и законодательная база государственного регулирования в электроэнергетике и ТЭК в целом должна предполагать механизмы корректировки и установления тарифов и цен при сокращении производства и потребления электроэнергии и отсутствии необходимости дальнейших инвестиций (что, в частности, не предусматривает метод RAB).

Принятый в июле 2010 г. Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает введение долгосрочных тарифов на тепловую энергию и мощность, аналогичных применяемым в электроэнергетике.

Первоначальный существенный рост тарифов, присущий методу RAB, в оплате услуг по передаче электрической энергии не привел к существенному росту конечной цены для потребителей из-за ограниченности величины сетевой составляющей в конечной цене. Так, рост тарифа ФСТ около 50% в 2010 г. привел к росту конечной цены для потребителя в 2–3%.

В области теплоснабжения рост тарифов при переходе к долговременным тарифам окажется существенно более болезненным

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 г. по тому же прогнозу Минэкономразвития в среднем по России составит 12–14%, в 2012 г. 10–12%, в 2013 г. 10–11% (без перехода к RAB-методу). В этом случае, по прогнозу Минэкономразвития и без учета возможного перехода на RAB-регулирование, доля оплаты услуг ЖКХ в общих расходах населения с 8% в 2009 г. возрастет до 9,5% в 2012 г.

Таким образом, при введении долгосрочных тарифов в теплоснабжении должна быть разработана, с учетом ошибок и опыта нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования в элект-роэнергетике, существенно более совершенная нормативная база.

 

Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ:
ДИАЛОГ РОССИЯ–ЕС: НОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЧЕМ ОБЕРНЕТСЯ МЕТОД RAB ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

ЭНЕРГЕТИКА

 

 

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№88 2010j