return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Малый и средний бизнес в глобальной экономике
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Энергетика: российско-болгарское сотрудничество расширяется
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
  Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ
ТРАНСПОРТ: ВЕКТОР НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  ЭКОНОМИКА
 

Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям
ПРОЦЕДУРЫ ВАЖНЫ, НО РЕЗУЛЬТАТ – ВАЖНЕЕ

  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации ФС РФ
Приветствую открытие IV Международного форума и выставки «Транспорт России»!
  Интеллектуальные транспортные системы
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
УЧЕНЫЕ – ЭТО ГОСПОДА МИРА?
  МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНА
  Россия – в инновационном мире
  «Интерполитех» формирует комплексный образ технологий безопасности настоящего и будущего
  Как повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в сфере промышленности и инноваций
  ЗАКОН
  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, председатель Московской городской организации изобретателей и рационализаторов, президент Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Изобретательство в России: правовое регулирование
  Фарс или тупик?
  ОБЩЕСТВО
  БАТА










































































ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: законодательное обеспечение государственных приоритетов России

Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике

10 ноября 2010 г. председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике провел круглый стол «О развитии нормативно-правовой базы по реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В своем выступлении Юрий Липатов отметил: «Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности в области теплоснабжения, относятся к числу важнейших государственных приоритетов России».


Что можно сказать об этом нормативном акте? Если при рассмотрении в первом чтении он представлялся законом об энергосбережении для ЖКХ, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Законом предусмотрен четкий график введения в действие норм в области энергосбережения. На первом этапе это разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения (в этом году).

На втором этапе (до конца 2011 г.) – повсеместная установка приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета, а не утвержденных нормативов потребления.

В этот же период планируется введение управляющими организациями многоквартирных домов планов проведения обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенных перечнями, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также добровольных мероприятий в этой области.

Следующим этапом (до конца 2012 г.) должно стать повсеместное введение системы обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики, компаний, органов государственной власти, учреждений и создание государственной информационной системы учета данных таких обследований в масштабе всей страны.

Следующие по срокам исполнения положения закона могут быть реализованы только при условии строгого соблюдения сроков реализации предшествующих положений.

Однако реализация уже первого по срокам положения указанного Федерального закона – составление региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (июль 2010 г.) – прошла в отсутствие необходимых нормативных актов, в частности Требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В результате указанные программы в лучшем случае переписывались с аналогичных документов прошлых периодов (составленных до принятия закона), а в худшем переписывались с подходящей заменой слов «республика» и «область».

В настоящее время требуется скорейшая разработка нормативных актов, регулирующих вопросы: разработки и реализации федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; определения перечня товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации; установления правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; определения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; установления принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; установления порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении

и о повышении энергетической эффективности; установления правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования; установления требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти.

…Необходимо отметить, что наряду с регулированием в сфере ЖКХ, которое прописано достаточно подробно, в Федеральном законе № 261-ФЗ содержится ряд положений лишь намеченных законодателем. Данные положения можно определить как вопросы повышения эффективности и просто рационального использования энергоресурсов. Эти вопросы традиционно находятся в сфере деятельности Комитета Государственной Думы по энергетике.

Общеизвестно, что на тонну продукции в черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии в России тратится в два раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах, из тонны нефти производится в два раза меньше бензина, чем на Западе, удельный расход топлива на российских тепловых станциях в полтора раза выше, чем в Европе и Америке, и это не касаясь вопроса о потерях в тепловых и электросетях, затрат на перекачку нефти и газа по трубопроводам из Сибири в Европу и многих других фактов отечественного бесхозяйственного отношения к топливно-энергетическим ресурсам.

В Федеральном законе № 261?ФЗ определено базовое понятие энергетических ресурсов, к которым, в частности, относятся все виды энергии и одновременно энергоносители… Закон содержит ряд норм по повышению эффективности использования энергоресурсов. В частности, все лица, осуществляющие производство, добычу и транспортировку энергоресурсов, обязаны проводить обязательное энергетическое обследование и составлять энергетические паспорта, в которых должна содержаться информация об объеме используемых энергетических ресурсов и его изменении, о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих их передачу), о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении.

…Необходимо законодательно определить, что понимать под энергосбережением для линий электропередач и трубопроводов, как рассчитывать энергосбережение при производстве электрической и тепловой энергии, как, например, оценивать эффективность использования попутного нефтяного газа, вторичных источников энергии.

Эти базовые положения должны быть урегулированы на законодательном уровне. Кроме разработки нормативной базы требуется дополнение самого Федерального закона № 261-ФЗ в части повышения эффективности использования энергетических ресурсов и энергоносителей. Требуется закон об энергоэффективности и энергосбережении в ТЭК.

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» содержит норму об обязательном включении в число целевых показателей и перечня обязательных мероприятий региональных и муниципальных программ в области энергосбержения и повышения энергетической эффективности число случаев использования возобновляемых источников энергии. Реализация этих положений закона также затруднена отсутствием нормативных актов, которые должны были быть приняты в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в 2007 г.

Несколько лет на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», авторами было подготовлено несколько редакций законопроекта. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость его принятия, однако ведомственная разобщенность мешает подготовить действительно работоспособный закон… Новая концепция законопроекта должна включать реализацию следующих положений Федерального закона № 261-ФЗ, касающихся расширения использования альтернативных видов моторного топлива.

1. В соответствие с частью 6 статьи 14 указанного Федерального закона транспортным средствам, использующим газомоторное топливо, необходимо присваивать более высокий класс энергетической эффективности.

2. В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включающие увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа.

3. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.

4. Среди показателей энергетического обследования в случае обязательности его проведения в составе перечня типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны содержаться сведения о количестве транспортных средств, переведенных на использование газомоторного топлива. Количество транспортных средств, переведенных на использование газомоторного топлива, должно фиксироваться в энергетическом паспорте предприятия (организации).

5. При размещении заказов на поставки транспортных средств для государственных или муниципальных нужд при равных прочих условиях органы государственной власти и местного самоуправления обязаны закупать транспортные средства, использующие газомоторное топливо.

Подчеркиваю, что Комитет Государственной Думы по энергетике намерен всерьез заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это касается как работы с Правительством РФ по принятию необходимых для реализации базового закона подзаконных актов, так и по развитию самого закона, реализации заложенных в нем механизмов энергосбережения во всех областях экономики, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе.

Информационно-аналитическое издание jjjj№87 2010

 

 

 

АТОМЕКС 2010

 

  Андрей ШИШКИН, заместитель министра энергетики РФ
Государственная политика в области энергобезопасности
  Владимир ГОРБАЧ, генеральный директор ОАО «ЦТСС»
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
  Алексей СОРОКИН, директор ЗАО «Энерготекс»
Компания, устремленная в будущее
  ДИАЛОГ АТОМЩИКОВ: ЗАКАЗЧИК – ПОСТАВЩИК
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
О проекте «Атомекс», укреплении безопасности и стратегическом планировании
  Между МАГАТЭ и Росатомом сложилось плодотворное сотрудничество
  Николай КУПРИЯНОВ, директор ФГУП «ОКБ КП»
КАБЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
  Евгений ЛУПОЛОВ, генеральный директор ОАО «Электроцентроналадка»
ОАО «Электроцентроналадка»: 35 лет в атомной энергетике
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: законодательное обеспечение государственных приоритетов России
  Валерий ЛИМАРЕНКО, директор ОАО «НИАЭП»
Прорыв в атомной энергетике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta