return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Малый и средний бизнес в глобальной экономике
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Энергетика: российско-болгарское сотрудничество расширяется
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
  Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ
ТРАНСПОРТ: ВЕКТОР НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  АТОМЕКС 2010
  Андрей ШИШКИН, заместитель министра энергетики РФ
Государственная политика в области энергобезопасности
  Владимир ГОРБАЧ, генеральный директор ОАО «ЦТСС»
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
  Алексей СОРОКИН, директор ЗАО «Энерготекс»
Компания, устремленная в будущее
  ДИАЛОГ АТОМЩИКОВ: ЗАКАЗЧИК – ПОСТАВЩИК
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
О проекте «Атомекс», укреплении безопасности и стратегическом планировании
  Между МАГАТЭ и Росатомом сложилось плодотворное сотрудничество
  Николай КУПРИЯНОВ, директор ФГУП «ОКБ КП»
КАБЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
  Евгений ЛУПОЛОВ, генеральный директор ОАО «Электроцентроналадка»
ОАО «Электроцентроналадка»: 35 лет в атомной энергетике
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: законодательное обеспечение государственных приоритетов России
  Валерий ЛИМАРЕНКО, директор ОАО «НИАЭП»
Прорыв в атомной энергетике
  ЭКОНОМИКА
 

Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям
ПРОЦЕДУРЫ ВАЖНЫ, НО РЕЗУЛЬТАТ – ВАЖНЕЕ

  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации ФС РФ
Приветствую открытие IV Международного форума и выставки «Транспорт России»!
  Интеллектуальные транспортные системы
  ЗАКОН
  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, председатель Московской городской организации изобретателей и рационализаторов, президент Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Изобретательство в России: правовое регулирование
  Фарс или тупик?
  ОБЩЕСТВО
  БАТА

 

 

 






























УЧЕНЫЕ – ЭТО ГОСПОДА МИРА?



























Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству


– В своем выступлении на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по образованию и науке, посвященном обсуждению вопроса формирования законодательной базы, регулирующей процесс создания суперсовременного научного центра «Сколково», вы назвали проект ФЗ гениальным. Почему?

– Потому, что он действительно открывает принципиально новую страницу дискуссии о структуре российской экономики. И не случайно мы собрались, чтобы разобраться, а чем же типовая инновационная экономика большинства развитых стран отличается от экономики российской, которую мы называем сырьевой. На самом деле у нас примитивная рыночная экономика.

В чем, на мой взгляд, гениальность сколковского проекта? В том, что мы можем выйти из заколдованного круга: когда промышленность не имеет возможности купить у науки технологии, которых у нее нет, а наука не производит технологии, так как отсутствуют заказы промышленности. В Сколково впервые создается механизм формирования бизнеса на базе мирового рынка технологий, мирового рынка интеллектуальной собственности. Мы научимся получать деньги с мирового рынка технологий, за счет этого поднимем зарплаты ученым. Увеличатся финансовые потоки в прикладную науку (о фундаментальной науке – другой разговор). Российская наука трансформируется в рыночную, в исследовательский бизнес, как это происходит во всем мире, что позволит создать рабочие места. Ученые и нобелевские лауреаты получат в Сколково условия для работы, аналогичные тем, что существуют в западных государствах. Там рынок финансирует науку, наша наука не работает по правилам мировой рыночной экономики.

– Какие проблемы существуют в инновационной экономике? В чем главное ее отличие от экономики сырьевой, как вы считаете?

– С точки зрения современной инновационной экономики такой проблемы, как деньги или технологии, нет. Есть проблема защиты собственности, есть проблема организации экономики, есть проблема действенности экономических инструментов. И если они работают хорошо, то деньги вам с огромным желанием принесут конкуренты всего мира. Есть три главных отличия инновационной экономики от экономики сырьевой.

Первое – это наличие прикладного научного бизнеса. В законопроекте «Сколково» этот бизнес называется «исследовательский бизнес». Впервые в российском законодательстве появился этот термин, за которым огромное будущее. Потому что на этом термине вырастет целое поколение самых богатых людей не только в России, но и в мире.

Второе, что характерно для экономики инновационной, – это наличие инструментов и механизмов рынка промышленно-интеллектуальной собственности, в том числе нематериальных активов. Мы подходим к этому с точки зрения макроэкономической: рыночная экономика – это рынки, а рынки – это продажи, а продажи – это деньги. Рынок – это инструменты и среда. И впервые эта среда заявлена проектом «Сколково». Почему-то она называется льготами, но я не согласен с этим, это просто экономическая среда, благоприятная для исследовательского бизнеса. Это модель будущей среды, которая должна быть создана в России, потому что является частью инновационной экономики. И, кстати, не только в «Сколково». До 2014 г. этой средой могут пользоваться все компании, которые будут заниматься «исследовательским бизнесом» в России, неважно, где они находятся.

Третья часть – на самом деле самая сложная. Это так называемая постиндустриальная промышленность, на которую весь мир переходил очень болезненно. Вспомните реформы Маргарет Тэтчер, когда миллионы людей были выброшены на улицу, так как осуществлялась очень болезненная трансформация промышленных предприятий.

В чем суть постиндустриальной промышленности? Первое – это промышленность на базе технологий, т.е. интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Это означает высокую капитализацию технологий в балансах предприятий совершенно конкретно. Вот балансы российских предприятий сравните с балансами, допустим, немецких или американских, или французских. Разница в капитализации интеллектуальной собственности в 100 раз. То есть там, где у нас доля процента, там у них 50, 60, 70 процентов в зависимости от отрасли.

Второе отличие – это предприятия малого и среднего бизнеса. И третье отличие постиндустриальной промышленности – это предприятия коротких циклов. То есть гибкие, быстро реагирующие на новые технологии, придуманные в «исследовательском бизнесе» и купленные на рынке.

Короткий цикл, это понятно. Вот наш «АвтоВАЗ» полного цикла – от болта до конечного автомобиля. Бессмысленно от предприятия, где 80 тысяч работников, ждать высокую производительность труда. Значит, эти предприятия придется со временем (не сразу, это самый сложный вопрос) трансформировать в конгломерат предприятий малого и среднего бизнеса. Кстати, отсюда и малый бизнес, который заложен в «Стратегию-2020», который должен увеличиться в четыре раза, а по деньгам – в восемь раз. Не за счет того, что он разовьется невиданно, а за счет того, что у него появится сегмент промышленного малого бизнеса. Тот сегмент, которого у нас сейчас всего 20 процентов. Вся китайская промышленная продукция, поступающая на прилавки во всем мире, это производство малого бизнеса. В России малый бизнес представлен в промышленности весьма скромно. Поэтому нам предстоит осуществить нормальные трансформационные процессы.

Ну и, соответственно, наш расчет показывает, что запуск инновационной экономики даст науке 10-15 трлн. руб. в год рыночных средств.

– А как обстоит дело с законодательной базой, которая обеспечит функционирование центра «Сколково»?

– Для функционирования центра «Сколково» необходимая законодательная база сформирована. Но вот для экономики в целом, для её перехода на инновационный тип надо поменять 113 законов, но не следует принимать закон об инновациях. Инновации, с точки зрения стандартной рыночной экономики, это деньги, потраченные на покупку технологий. Но у нас просто нет ни технологий, ни денег, которые на них тратятся, поэтому для нас этот термин является пока диким.

113 законов касаются абсолютно всей экономической среды. Ясно, что сразу это сделать нельзя, это революция. Значит, нам придется постепенно их принимать. Банки должны научиться кредитовать технологии, страховые компании – страховать, правоохранители – защищать, суды – понимать, что такое «оборот технологий». Налоговая и таможенная системы, бухучет – вся экономическая среда получает новое качество своего развития, исходя из логики инновационной экономики.

Следующий момент – первоочередные меры, которые мы считаем необходимым оперативно запустить. Начать с проведения оценки и постановки на баланс предприятий имеющейся на предприятиях интеллектуальной собственности, в том числе и директивными методами. Затем буквально сейчас запустить механизм залога под обеспечение промышленной интеллектуальной собственности, предоставить государственные гарантии под обеспечение интеллектуальной собственности предприятий – на первом этапе до 1 трлн. рублей. Есть специальные инструменты для запуска рынка. Ни в коем случае никакие деньги безвозмездно. Такие деньги угробят любое экономическое дело в рыночной экономике. Поэтому только кредиты.

Следует распространить на госфинансирование НИОКР принципы контроля механизмов государственных капитальных вложений. То есть за НИОКР должны спрашивать как за капитальные вложения. Кстати, правительство выпускает постановление, которое позволит реализовать этот тезис. Эти направления формируют новый тип экономического законодательства. Еще более объемная работа предстоит на уровне разработки подзаконных актов. Для перехода к новому типу экономики России потребуется 8-10 лет. Финляндия прошла этот путь за 6 лет, Израиль – за 5 лет. Финляндия опиралась на промышленность постиндустриальную, в результате у них получилась Nokia.

Мы понимаем, что само по себе формирование нового класса собственников не произойдет, значит, потребуется высокая политическая воля. Уверен, что мы справимся с поставленной задачей.

Беседовала Роза ДЖАНДОСОВА, канд. хим.наук

Информационно-аналитическое издание jjjj№87 2010

 

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

  Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
УЧЕНЫЕ – ЭТО ГОСПОДА МИРА?
  МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНА
  Россия – в инновационном мире
  «Интерполитех» формирует комплексный образ технологий безопасности настоящего и будущего
  Как повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в сфере промышленности и инноваций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta