return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Малый и средний бизнес в глобальной экономике
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Энергетика: российско-болгарское сотрудничество расширяется
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
  Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ
ТРАНСПОРТ: ВЕКТОР НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  ЭКОНОМИКА
 

Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям
ПРОЦЕДУРЫ ВАЖНЫ, НО РЕЗУЛЬТАТ – ВАЖНЕЕ

  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации ФС РФ
Приветствую открытие IV Международного форума и выставки «Транспорт России»!
  Интеллектуальные транспортные системы
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
УЧЕНЫЕ – ЭТО ГОСПОДА МИРА?
  МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНА
  Россия – в инновационном мире
  «Интерполитех» формирует комплексный образ технологий безопасности настоящего и будущего
  Как повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в сфере промышленности и инноваций
  ЗАКОН
  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, председатель Московской городской организации изобретателей и рационализаторов, президент Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Изобретательство в России: правовое регулирование
  Фарс или тупик?
  ОБЩЕСТВО
  БАТА










































































Государственная политика в области энергобезопасности



Андрей ШИШКИН, заместитель министра энергетики РФ

29 октября 2010 г. в Москве состоялся Форум «ТЭК России: курс на безопасность?». Главными темами обсуждения стали государственная политика в области безопасности топливно-энергетического комплекса, резервы и стимулы обеспечения безопасности в энергетике, человеческий капитал как стратегический фактор ее повышения. С докладом на Форуме выступил заместитель министра энергетики РФ Андрей Шишкин. Предлагаем выдержки из доклада.


Государственная политика в сфере электроэнергетики заключается в обеспечении энергетической безопасности страны посредством повышения эффективности работы отрасли и ее модернизации.

Вопросы повышения надежности энергосистемы жизненно важны для всей экономики страны. За последние 15 лет ввод новых и реконструируемых электроэнергетических объектов сократился в несколько раз и составил в среднем около 1,5 млн. кВт в год (в 60 – 80-х годах прошлого столетия – 6-7 млн. кВт в год). Доля морально и физически устаревшего оборудования в современной электроэнергетике составляет более 50%.

В настоящее время высокая степень изношенности оборудования электростанций и сетевого хозяйства приводит к снижению надежности и эффективности работы предприятий отрасли. Для сравнения, усредненный КПД крупных ТЭС в России составляет 36%, а на зарубежных станциях – 39-41,5%.

Что же касается надежности, то по итогам работы восьми месяцев 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. на объектах генерирующих компаний рост аварийности составляет 13%, на объектах электросетевого хозяйства 220 кВ и выше – 34%.

К основным причинам высокого уровня аварийности можно отнести: несвоевременное принятие мер по устранению дефектов оборудования и низкое качество как проведения ремонтных работ, так и приемки оборудования из ремонта.

Кроме того, по экспертным оценкам, само недофинансирование ремонтных программ от нормативно необходимых величин составляет от 10 до 30%, с ухудшающейся динамикой.

В энергетике существует отработанный системный подход к обеспечению безопасной и надежной работы оборудования, который основывается на поддержании технического состояния активов, техническом перевооружении и строительстве новых энергообъектов с более высоким технологическим уровнем эффективности и безопасности.

В настоящий период в связи с высокой изношенностью энергетического оборудования основные стратегические ресурсы в электроэнергетике направлены именно на новое строительство. Следует отметить, что 67% от общих отраслевых затрат составляют затраты на реализацию инвестиционных программ по строительству новых энергообъектов. Такой подход к структуре затрат в системе повышения надежности планируется сохранить до 2016 г.

Нам жизненно необходимо модернизировать имеющиеся мощности. Необходимо совершенствование наиболее эффективных и внедрение новых технологических и управленческих процессов по ремонту, реконструкции оборудования и новому строительству.

Перед нами стоит задача реконструкции и модернизации оборудования мощностью более 200 000 МВт, которое составляет основу нашей энергосистемы и окажет в дальнейшем максимальное влияние на развитие энергетики и национальной экономики.

Необходимо отметить, что модернизация и перевооружение существующего оборудования – это менее затратный процесс по сравнению со строительством новых объектов. На первом этапе необходимо вывести из оборота старое оборудование, запретить его использование техническими нормами или рыночными механизмами. Часть старого оборудования планируется вывести из оборота уже в 2011 г. Отбор неэффективных мощностей электростанций для вывода из эксплуатации предлагается осуществлять на основе следующих критериев: нахождения оборудования в холодном резерве, консервации непрерывно в течение более одного года; начальных параметров свежего пара; срока службы оборудования и выработки паркового ресурса; оценки состава и возможности вывода из эксплуатации оборудования с учетом обеспечения электрических режимов в энергоузлах.

Другая важная задача – повышение надежности эксплуатируемого оборудования. Не все компании имеют четкий подход к организации ремонтных компаний и систему планирования ремонтов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вместе с тем эта работа должна быть выстроена на годы вперед. Компании должны внедрять систему планирования ремонтов на основе применения современных диагностических систем и качественной реализации ремонтной программы.

В настоящий момент Министерство энергетики разрабатывает условия по стимулированию компаний к проведению модернизации оборудования. В Министерстве создана отраслевая система контроля за выполнением инвестиционных программ, и в стадии разработки находится отраслевая система контроля за техническим состоянием оборудования и проведением ремонтов.

Предоставление объективной информации о техническом состоянии оборудования и системы в целом по отрасли позволит принимать правильные управленческие решения как в вопросах повышения надежности действующего оборудования, так и в вопросах своевременного ввода новых энергетических объектов.

В настоящий момент достаточно успешно проходит кампания по подписанию ДПМ, и в целом все компании признали, что создание отраслевой системы использования нормативно-технической документации с учетом внедрения новых технологий – важный элемент энергоэффективности. Тем более что мы сталкивались с некоторыми нестыковками в проектах в рамках ДПМ.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость вовлечения в процесс организации работ по повышению надежности отраслевых научно-исследовательских проектных институтов, а также необходимость создания в регионах постоянно действующих технических центров обучения строительно-монтажного и ремонтного персонала. Без квалифицированных кадров невозможно реализовать стратегические задачи, поставленные государством. А мы планируем, что в период 2010–2016 гг. в ЕЭС России будет введено 42,9 ГВт новых генерирующих мощностей. К 2016 г. установленная мощность электростанции ЕЭС России должна составить 246,3 ГВт.

В заключение хотелось бы добавить: несмотря на кажущуюся неподъемность задачи и вмешательство в процессы функционирования отрасли тех или иных негативных внешних факторов, мы знаем наши сильные и слабые стороны. Мы не замалчиваем наши проблемы, а ищем и находим пути выхода, и со всей уверенностью можно сказать, что энергетическая безопасность страны будет обеспечена.

При содействии Пресс-службы министерства энергетики РФ

Информационно-аналитическое издание jjjj№87 2010

 

 

 

АТОМЕКС 2010

 

  Андрей ШИШКИН, заместитель министра энергетики РФ
Государственная политика в области энергобезопасности
  Владимир ГОРБАЧ, генеральный директор ОАО «ЦТСС»
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
  Алексей СОРОКИН, директор ЗАО «Энерготекс»
Компания, устремленная в будущее
  ДИАЛОГ АТОМЩИКОВ: ЗАКАЗЧИК – ПОСТАВЩИК
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
О проекте «Атомекс», укреплении безопасности и стратегическом планировании
  Между МАГАТЭ и Росатомом сложилось плодотворное сотрудничество
  Николай КУПРИЯНОВ, директор ФГУП «ОКБ КП»
КАБЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
  Евгений ЛУПОЛОВ, генеральный директор ОАО «Электроцентроналадка»
ОАО «Электроцентроналадка»: 35 лет в атомной энергетике
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: законодательное обеспечение государственных приоритетов России
  Валерий ЛИМАРЕНКО, директор ОАО «НИАЭП»
Прорыв в атомной энергетике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta