return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Малый и средний бизнес в глобальной экономике
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Энергетика: российско-болгарское сотрудничество расширяется
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
  Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ
ТРАНСПОРТ: ВЕКТОР НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  АТОМЕКС 2010
  Андрей ШИШКИН, заместитель министра энергетики РФ
Государственная политика в области энергобезопасности
  Владимир ГОРБАЧ, генеральный директор ОАО «ЦТСС»
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
  Алексей СОРОКИН, директор ЗАО «Энерготекс»
Компания, устремленная в будущее
  ДИАЛОГ АТОМЩИКОВ: ЗАКАЗЧИК – ПОСТАВЩИК
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
О проекте «Атомекс», укреплении безопасности и стратегическом планировании
  Между МАГАТЭ и Росатомом сложилось плодотворное сотрудничество
  Николай КУПРИЯНОВ, директор ФГУП «ОКБ КП»
КАБЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
  Евгений ЛУПОЛОВ, генеральный директор ОАО «Электроцентроналадка»
ОАО «Электроцентроналадка»: 35 лет в атомной энергетике
  Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: законодательное обеспечение государственных приоритетов России
  Валерий ЛИМАРЕНКО, директор ОАО «НИАЭП»
Прорыв в атомной энергетике
  ЭКОНОМИКА
 

Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по строительству и земельным отношениям
ПРОЦЕДУРЫ ВАЖНЫ, НО РЕЗУЛЬТАТ – ВАЖНЕЕ

  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации ФС РФ
Приветствую открытие IV Международного форума и выставки «Транспорт России»!
  Интеллектуальные транспортные системы
  МОДЕРНИЗАЦИЯ
  Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству
УЧЕНЫЕ – ЭТО ГОСПОДА МИРА?
  МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНА
  Россия – в инновационном мире
  «Интерполитех» формирует комплексный образ технологий безопасности настоящего и будущего
  Как повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в сфере промышленности и инноваций
  ОБЩЕСТВО
  БАТА
























Изобретательство в России: правовое регулирование




























Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, председатель Московской городской организации изобретателей и рационализаторов, президент Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед»

Провозглашенный руководством Российской Федерации курс перехода на инновационный путь развития отечественной экономики невозможен без развития изобретательской деятельности. Инновации не появляются сами по себе, основу их создают изобретатели. Эти по-настоящему одаренные и высокообразованные люди – создатели национального богатства России – живут и работают в далеко не комфортных условиях. Между тем именно интеллект российских изобретателей всегда выводил отечественную науку и технику на передовые позиции.


Как это было

В СССР создание, правовая охрана и использование изобретений составляли важную часть правовой и экономической системы страны и рассматривались как инструмент ускорения научно-технического прогресса. Это позволяло создавать машины, приборы, материалы и технологические процессы, превосходящие по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые достижения. Изобретательское дело было одним из элементов социалистической системы хозяйствования. Его задача заключалась в обеспечении планомерного роста и совершенствования производства на базе научно-технического прогресса. Понятия «интеллектуальная собственность» в СССР не существовало. В административно-командной системе изобретение не считалось товаром, и поэтому его создание и правовая охрана не порождали у создателя изобретения или иного субъекта хозяйственной деятельности прав собственности на него. Исключительное право на изобретения автоматически закреплялось за государством и поступало в общественное пользование.

Это выражалось и в формах охранных документов, главной из которых было авторское свидетельство на изобретение. При этом такое изобретение не закреплялись в собственности за предприятием (организацией), его создавшим. Последнее выступало только в качестве заявителя, на имя которого выдавалось свидетельство о создании изобретения. Предприятия (организации)-пользователи наделялись правом простого использования изобретения. Предоставляя право на неограниченное и беспрепятственное использование любому и каждому предприятию (организации), государство не наделяло их исключительными правами. Поэтому для использования таких изобретений не требовалось какого-либо разрешения (лицензии).

К патентной форме охраны государство относилось отрицательно. Патенты, как правило, получали иностранные заявители. Государство также продавало лицензии за рубеж. При этом авторы изобретения и организации, в которых они работали, получали скромные премии.

В конце 1980 годов стало ясно, что социалистическая система хозяйствования дает сбои, потребовалось создание новой правовой среды, в том числе и для ускорения внедрения изобретений. Поэтому 31 мая 1991 г. был принят Закон «Об изобретениях в СССР», который заложил правовую основу для перехода к рыночным механизмам в сфере создания и использования промышленной собственности. Главное нововведение состояло в переходе на единую патентную форму охраны изобретений. Закон в основном по существу был гармонизирован с основными положениями патентных законов промышленно развитых стран. В его основе лежал патент как охранный документ исключительного права, который предоставлял его собственнику-патентообладателю «возможность использовать изобретение по своему усмотрению, а также запрещать использование изобретения … без согласия патентообладателя».

Вместо внедрения – использование

Закон также регламентировал правоотношения по служебным изобретениям, когда «патент на изобретение, созданное работником, выдается работодателю, если между ними заключен соответствующий договор», который определяет обязанности работодателя по обеспечению условий материального, производственного характера, необходимые для эффективной творческой деятельности работника, и выплате ему в случае создания изобретения вознаграждения, предусмотренного законом. Автор такого изобретения получал право на безвозмездную неисключительную лицензию.

Вместо административного понятия «внедрение» впервые было введено понятие «использование» изобретения, под которым стало пониматься введение в хозяйственный оборот продукта, изготовленного с применением запатентованного изобретения, а также применение способа, охраняемого патентом. Также внутри страны было введено понятие «лицензионный договор». Все эти нормы в той или иной степени вошли впоследствии в Патентный закон Российской Федерации.

Кроме них следует отметить комплекс экономических стимулов, которые должны были способствовать введению изобретений в хозяйственный оборот. Так, наибольший интерес представляли следующие меры налогового стимулирования: прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием-патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи на него лицензии, не подлежат налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии; прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием от использования изобретения в результате покупки лицензии, не подлежат налогообложению в течение пяти лет с начала использования изобретения. Эти сроки могут быть продлены по отношению к изобретениям, имеющим важное народно-хозяйственное значение и требующим более длительного времени для освоения в производстве, и, в первую очередь, относящимся к экологии и медицине. Прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием или новым производством,

которые создаются специально для изготовления новой техники с применением запатентованного изобретения, не облагаются налогом в течение пяти лет с даты ввода предприятия или нового производства в эксплуатацию. Экономия ассигнований по смете, полученная госбюджетной организацией от использования изобретений, а также доходы по лицензионным договорам в течение пяти лет с начала использования изобретения или продажи лицензии целиком остаются в распоряжении госбюджетной организации.

Что теперь

Действующее в настоящее время патентное законодательство Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, разработано для рыночной экономики. Его основные положения закреплены в четвертой части ГК РФ. Патентная форма охраны согласно ст. 1358 ГК РФ наделяет исключительным правом использования объектов промышленной собственности самого патентообладателя, что обязывает его самостоятельно оценивать рыночные перспективы своих разработок по сравнению с аналогичными предложениями и находить пути по вовлечению изобретений в хозяйственный оборот. Период от создания объекта до получения конкретной социально-экономической отдачи для самого автора весьма трудоемкий этап, составной частью которого, безусловно, является активная деятельность автора, направленная на то, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов своими разработками. В случае успеха патентообладатель сам получает все выгоды от реализации изобретения.

Кроме того, ГК РФ предоставляет самим патентообладателям возможность заинтересовать потенциальных инвесторов в новейших разработках, охраняемых патентами Российской Федерации. Для этого в соответствии со ст. 1368 ГК РФ можно подать в Роспатент заявление о предоставлении любому лицу права на использование изобретения (открытая лицензия). Сведения о таких заявлениях публикуются Роспатентом, что повышает информированность третьих лиц, проявляющих интерес к новым изобретениям. Лицо, изъявившее желание использовать это изобретение, обязано заключить с патентообладателем лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии.

Согласно ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогообложению подлежит доход, полученный от реализации изобретения, на которое был получен патент. Полученный доход облагается налогом в размере 13% (ст. 224 НК РФ).

Также следует указать, что согласно п. 2, 3 ст. 221 НК РФ налогоплательщики, получающие доход от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, а также налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений и промышленных образцов, могут применять право профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы нельзя подтвердить документально, они принимаются к вычету в пределах установленных в настоящей статье нормативов.

Налогоплательщик реализует право на получение профессионального налогового вычета подачей письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента – подачей письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Под защитой закона

Относительно поощрения изобретателей и защиты их интересов от возможных посягательств авторам разъясняется, что в соответствии с законодательством только наличие патента, удостоверяющего исключительные права патентообладателя на объекты промышленной собственности, может гарантировать их защиту на территории Российской Федерации в течение времени действия патента. Защита заявки на выдачу патента на изобретение на период ее подачи и рассмотрения обеспечена указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», согласно которому сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации отнесены к конфиденциальным. За незаконное разглашение указанных сведений без согласия автора или заявителя до официальной публикации в соответствии со ст. 147 УК РФ предусмотрено наказание. После официальной публикации сведений о заявке, осуществляемой согласно ст. 1385 ГК РФ, до момента публикации сведений о

выдаче патента заявленным объектам промышленной собственности предоставляется временная правовая охрана в соответствии со ст. 1392 Кодекса.

В соответствии с законом права на объекты промышленной собственности, в частности, на изобретение, подтверждаются патентом, удостоверяющим приоритет, авторство изобретения и исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Предоставленное законом право на использование изобретения патентообладатель может реализовать по своему усмотрению, организовав собственное производство продукции с использованием изобретения, либо предоставив любому физическому или юридическому лицу исключительную или неисключительную лицензию на основе лицензионного договора, или уступив патент. В любом из указанных случаев в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов является коммерческая значимость изобретения.

За использованное работодателем изобретение автор имеет право на вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяются договором между ним и работодателем. В случаях несанкционированного использования изобретения патентообладатель может потребовать от нарушителя возмещения причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, обратившись с исковым заявлением в суд. Отечественная законодательная база в области охраны прав промышленной собственности соответствует международным нормам патентного права и в последние 10 лет оказывает положительное влияние на рост изобретательской активности и числа изобретений, ежегодно включаемых в хозяйственный оборот. Так, в 2008 г. российскими заявителями было подано заявок на получение патентов изобретения почти в 1,7 раза больше, чем 1998 г., и в 2,5 раза больше изобретений было включено в хозяйственный оборот.

mail@archimedes.ru

Информационно-аналитическое издание jjjj№87 2010

 

 

 

ЗАКОН

 

  Дмитрий ЗЕЗЮЛИН, председатель Московской городской организации изобретателей и рационализаторов, президент Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед»
Изобретательство в России: правовое регулирование
  Фарс или тупик?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta