return_links(2); ?>
Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta

 

 

  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Научные достижения должны давать практический результат
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
России нужны умные инвестиции
  Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и торговли РФ
ОТ АНТИКРИЗИСА - К ПОСТРИЗИСНОМУ РАЗВИТИЮ
  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ:НОВАЯ КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Михаил КОВАЛЬЧУК, директор ФГУ РНЦ «Курчатовский институт»
НИЦ «КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ» – базовый элемент новой наукоемкой экономики России
  RUSNANOTECH-2010
  Игорь Прудников
ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
  Нано – значит надо!
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
НАНОИНДУСТРИЯ – ЭТО НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
  Константин СКРЯБИН, академик РАН,Директор Центра «Биоинженерия» РАН, заместитель директора РНЦ «Курчатовский институт»
Цель – геном раковой клетки
  Евгений ВЕЛИХОВ, Хусейн ЧЕЧЕНОВ, Олег АЛЕКСЕЕВ
«СКОЛКОВО» – СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  Борис ЯКИМОВИЧ, ректор ИжГТУ:
ГОТОВИМ КАДРЫ, ПРОДВИГАЕМ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
  Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, глава группы компаний «Ренова»,президент Фонда «Сколково»
Поддержка государства – это принципиальный фактор
  Солнечная долина:300 гектаров высоких технологий
  Валерий РУКАВИШНИКОВ, директор филиала Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН «Выставочный центр РАН», к.т.н.
Выставочная деятельность РАН: продвижение инноваций
  Юрий КОЛОБОВ, руководитель Центра НСМН БелГУ, проф., д.ф.­м.н.
От научных разработок – к производству
  Александр ПЕТРИКОВ, статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ
ПОТЕНЦИАЛ ПЛЮС НАУКА И ПРАКТИКА
  ИННОВАЦИОННЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АПК РОССИИ
Нанокомпозиты серебра и висмута дают высокий эффект
  Андрей СВИНАРЕНКО, заместитель генерального директора ГК «Роснанотех»
КАДРЫ ДЛЯ НАНОИНДУСТРИИ
  РОССИЙСКИЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ НА БАЛКАНАХ
  ОБЩЕСТВО
  АНТОН ПАВЛОВИЧ: ЕЩЕ ОДНО ТАИНСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОЗЬМЕМ В СВОИ РУКИ
  КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ































ВЫБИВАТЬ НАЛОГИ НЕ НАДО. НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ИХ ПЛАТИТЬ

 

 























Любовь ШАТОХИНА - финансист

Государство не может существовать без денег. Главным и постоянным источником пополнения бюджетов федерального, региональных и местных уровней, несомненно, являются налоги. Как повысить их собираемость, каким образом наиболее полно обеспечить доходы территорий – об этом говорит опытный финансист Любовь ШАТОХИНА. Любовь Александровна – заместитель главы администрации Курского района Курской области, курирует вопросы экономики и финансов. Она неравнодушный, заинтересованный человек, которого волнует все, что происходит на родной земле.



Ищем инвесторов Наполнение местных бюджетов, за счет которых содержатся социальная и культурная сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, производятся выплаты работникам образования, здравоохранения, полностью зависит от налогооблагаемой базы муниципальных образований. Курский район – сельскохозяйственный. От того, сколько мы вырастим и соберем зерна, овощей, заготовим кормов, сколько получим молока и мяса, зависят благосостояние, уровень социальной защищенности нашего населения. В этом году ему, как и всей центрально-европейской части России, сильно не повезло – засуха сгубила большую часть урожая. Следствием этого становится снижение налоговых поступлений. Какой выход мы видим из сложившейся ситуации?

Самый простой путь – просить помощи у вышестоящих бюджетов, которая может быть выделена в виде различных кредитов, в том числе и на покрытие дефицита бюджета. Однако, на мой взгляд, больший результат может принести повышение налогооблагаемой базы. В связи с этим, мы ищем инвесторов для строительства на территории района ряда перспективных объектов, в первую очередь, большого свиноводческого комплекса. Это позволило бы наполнить местные бюджеты за счет налога на доходы физических лиц. При этом мы опираемся на пример наших соседей по региону – Липецкой, Калужской и Белгородской областей, которые сконцентрировались на строительстве заводов, крупных животноводческих комплексов и в результате получили дополнительные доходы.

Наша Курская область располагает богатыми природными ресурсами. Ее отличают выгодное геостратегическое положение, энергообеспеченность и наличие резервов энергетических мощностей, развитая транзитная сеть железнодорожных и автомобильных магистралей. По территории области проходят магистральные нефте- и газопроводы.

Поэтому, опять-таки, актуальна проблема привлечения новых инвесторов. Как их можно заинтересовать? В первую очередь, различными льготами: по налогу на прибыль, имущество организаций, на землю, по местным налогам, в виде субсидирования процентной ставки и т. д. Наиболее полно охватить весь спектр проблем позволили бы специальные программы и проекты, к примеру, по строительству жилья и т.п.

Легализация плюс инвентаризация

Еще один важный момент – легализация налогооблагаемой базы. На мой взгляд, мы уже имеем некоторый опыт решения этой задачи. При администрации муниципального образования «Курский район» создана специальная комиссия по легализации объектов налогообложения, в состав которой входит руководитель налоговой службы. На заседания приглашаются, прежде всего, налогоплательщики, которые сокращали численность работников, отражали в отчетности значительную выручку от реализации товаров, но представляли «нулевую» отчетность по Единому социальному налогу и страховым взносам, а также не перечисляли налог на доходы физических лиц и/или имущественные налоги. При рассмотрении вопросов на комиссии изучались причины неполного поступления доходов в бюджеты всех уровней, меры, которые необходимо принять для наполнения бюджетов.

С целью повышения собираемости земельного налога и доходов от передачи в аренду земельных участков совместно с муниципальными образованиями поселений осуществляется инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости. Особое внимание при этом уделяется выявлениию объектов недвижимости и собственников, которые не упорядочили свои земельно-имущественные отношения, чтобы в дальнейшем поставить эти объекты на кадастровый и налоговый учеты, выявить неучтенные объекты налогообложения в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Практика работы показала, что инвентаризация земельных участков (объектов налогообложения) должна проводиться не только путем анализа уже имеющихся баз данных на предмет идентификации объектов и субъектов права с целью наиболее полного проведения налогового учета, но и путем выезда на места, где есть возможность уточнить данные об объектах недвижимости и их собственниках.

Эффект от таких мероприятий в том, что главы муниципальных образований получают реальную картину о величине налоговой базы по земельному налогу и доходам от передачи в аренду земельных участков для того, чтобы в дальнейшем проводить соответствующую работу по упорядочению земельно-имущественных отношений и повышению собираемости налогов.

На заседаниях комиссии ряд организаций высказывает просьбу о введении при начислении налога на прибыль инвестиционной налоговой льготы, с одновременным снижением налоговой ставки для стимулирования тех организаций, которые активно будут использовать собственную прибыль на финансирование капитальных вложений. Данное предложение, на мой взгляд, заслуживает внимания, так как в этом случае налог на прибыль будет играть стимулирующую роль в развитии производства.

Но чтобы решить главную задачу, стоящую перед налоговой службой, – обеспечение доходов бюджетов всех уровней в полном объеме, необходимо, на мой взгляд, повысить качество налогового администрирования, в том числе через развитие информационных технологий, направленных на повышение открытости и упрощение налоговых процедур (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетами, предоставление отчетности и т.д.). Здесь есть очень трудно решаемая проблема, которая заключается в закрытости информации – мы не имеем доступа к счету налогоплательщика, который вполне может этим воспользоваться и скрыть истинное его состояние и тем самым уйти от уплаты налогов или их части.

Все знают о зарплатах в конвертах. Многие работодатели этого даже и не стесняются. А ведь это – то самое, что называется скрытием доходов, за которое в нашей стране по-настоящему никого не наказывают. Считаю эффективным в плане борьбы с этим позорным явлением введение прозрачных деклараций о доходах предпринимателей. Почему государственные и муниципальные служащие должны оглашать свои доходы, а они нет?

Без анализа и контроля – ни шагу

Важным аспектом налогового администрирования становится аналитический. Выездным проверкам должна предшествовать аналитическая работа, позволяющая оценить, как конкретный налогоплательщик «вписывается» в параметры показателей аналогичных организаций. Если анализ его финансово-хозяйственной деятельности показывает стабильную налоговую базу и адекватную налоговую нагрузку, то нет необходимости включать данного налогоплательщика в кандидаты для выездных налоговых проверок. Это позволит высвободить время и работников для более углубленной выездной проверки другого налогоплательщика.

Немаловажной является тема более тесного сотрудничества налоговой службы с государственными и муниципальными органами власти по вопросам полноты поступления имущественных налогов, которые в бюджетах муниципальных образований занимают существенную долю.

Имущественные налоги являются вторым по величине источником доходов муниципальных бюджетов. Они в сравнении с ресурсными платежами или налогом на прибыль в меньшей мере зависят от финансового кризиса, финансового состояния организации, т. е. являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Основными имущественными налогами и сборами в бюджете муниципальных образований Курского района являются налог на имущество физических лиц, земельный налог, арендная плата, которые составляют более 50% собственных налоговых поступлений. Поэтому одним из приоритетных направлений работы налоговых органов должны стать меры по вовлечению в налоговый оборот максимального количества объектов.

В настоящее время функции ведения реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости осуществляют различные ведомства. В результате разночтивых данных, поступающих в налоговые органы от организаций Росреестра, органов технической инвентаризации и налогоплательщиков, многие объекты не облагаются имущественными налогами. Решить данную проблему можно, сконцентрировав данные функции в едином государственном органе.

Да и в осуществлении оценки имущества получается замкнутый круг. Организации Ростехинвентаризации оценку имущества осуществляют за плату. Поэтому граждане, как правило, не желают заказывать ее. Так, живет себе старушка в далеком селе в своем собственном доме, чтобы оформить его в собственность, надо на общественном транспорте отправляться в район, а то и в область. Тратить силы, здоровье, деньги. Да не поедет она никуда! А бюджеты муниципальных образований не имеют средств для оплаты оценки имущества гражданина. Раз нет оценки имущества, объект хотя и поставлен на учет, но по нему не начисляется налог, а гражданин спокойно пользуется этим имуществом. При законодательном решении данного вопроса муниципальные образования значительно пополнили бы свои бюджеты.

Недополучают доходы бюджеты всех уровней и от несовершенства законодательства по банкротству. В Курской области достаточно много примеров, когда крупные предприятия были подвергнуты этой процедуре. В их числе автоподшипниковый завод, Счетмаш, завод тракторных запчастей. Вот если бы заставить собственника отвечать имуществом за развал предприятий, тогда бы банкротства не было! При нем страдают все виды бюджетов, поскольку задолженность по налогам, как правило, не погашается. Для пресечения такой деятельности необходимо законодательно предусмотреть солидарную ответственность руководителя и собственника организации перед бюджетом и опять-таки предоставить налоговым органам право оперативного доступа к банковским счетам.

Огромная проблема – деятельность так называемых фирм-однодневок. Пробелы в законах позволяют таким организациям завышать стоимость товаров, работ и услуг, обналичивать получаемую необоснованную налоговую выгоду путем одновременного предъявления к возмещению НДС по одному и тому же товару различными организациями. Страшная картина. Какие же методы следует применять, чтобы повысить собираемость налогов? По моему твердому убеждению, выбивать налоги не надо – это приводит к тому, что люди прячут свои доходы, утаивают имущество. Нужно заставить их платить. А для этого – повышать ответственность руководителей, собственников, простых граждан за тех, кто рядом, от кого зависит наше настоящее и наше будущее. Прежде всего, речь идет об учителях, врачах, других работниках социальной сферы. Пора нам вспомнить, что еще не так давно мы заботились о стариках и детях, уважали первых и обожали вторых, не жалели средств, чтобы порадовать их. Нужно наконец понять, что налоги предназначены прежде всего для того, чтобы обеспечить самым необходимым тех, кто слабо защищен в этой жизни.

 

Сергей ЧЕРНЫШЕВ, директор Департамента Азии и Африки Министерства экономического развития РФ
АТР В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИИ

  Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ,президент Российского газового сообщества
МИРУ НУЖНА ОБЩАЯ СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
  ВЫБИВАТЬ НАЛОГИ НЕ НАДО. НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ИХ ПЛАТИТЬ

 

ЭКОНОМИКА

 

 

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№86 2010j