return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Научные достижения должны давать практический результат
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
России нужны умные инвестиции
  Виктор ХРИСТЕНКО, министр промышленности и торговли РФ
ОТ АНТИКРИЗИСА - К ПОСТРИЗИСНОМУ РАЗВИТИЮ
  Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации РФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ:НОВАЯ КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Михаил КОВАЛЬЧУК, директор ФГУ РНЦ «Курчатовский институт»
НИЦ «КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ» – базовый элемент новой наукоемкой экономики России
  ЭКОНОМИКА
 

Сергей ЧЕРНЫШЕВ, директор Департамента Азии и Африки Министерства экономического развития РФ
АТР В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РОССИИ

  Валерий ЯЗЕВ, заместитель председателя Госдумы РФ,президент Российского газового сообщества
МИРУ НУЖНА ОБЩАЯ СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
  ВЫБИВАТЬ НАЛОГИ НЕ НАДО. НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ИХ ПЛАТИТЬ

  ОБЩЕСТВО
  АНТОН ПАВЛОВИЧ: ЕЩЕ ОДНО ТАИНСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОЗЬМЕМ В СВОИ РУКИ
  КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ



















































































КАДРЫ ДЛЯ НАНОИНДУСТРИИ

Андрей СВИНАРЕНКО, заместитель генерального директора ГК «Роснанотех»

Очевидно, что новой экономике, и, в частности, наноиндустрии, нужны люди, которые не только обладают глубокими фундаментальными знаниями, чем традиционно отличаются выпускники российских вузов, но также приобретают компетенции, связанные с развитием инновационной экономики.

Если говорить об инженерных кадрах для предприятий наноинудстрии, то в первую очередь им нужны специалисты с хорошей фундаментальной подготовкой: образованные биологи, физики, материаловеды, инженеры-химики, инженеры-метрологи. Но этого на сегодняшний день уже недостаточно. Рынок нанотехнологий имеет свою специфику. На нем сегодня отчетливо востребованы инженеры, которые способны заниматься прикладными исследованиями, а затем еще и осуществлять трансфер разработанных ими технологий в бизнес-среду. Рынок наноиндустрии также нуждается в инженерах, обладающих менеджерскими навыками – от управления разработками на предприятии до управления маркетинговыми исследованиями и продвижением инновационной продукции на рынок.

На заседании Госсовета, посвященном приоритетам профессионального образования, Д.А. Медведев назвал бизнес одним из его «основных заказчиков». Однако бизнес и рынок труда все еще не в полной мере реализуют это свое право заказчика. Становится уже почти «общим местом» проблема разрыва между рынком труда и образовательной системой, отсутствие партнерских взаимоотношений между работодателем и теми, кто должен готовить для него высокопрофессиональные кадры.

При этом надо отметить и серьезные сдвиги, которые происходят в образовательной сфере. Государственные проекты по поддержке инноваций, и в том числе те, что направлены на развитие нанотехнологий, позволяют надеяться на то, что ситуация начнет меняться. Если пока еще не через содержание вузовских программ, то через инновационную деятельность и переподготовку кадров. Растет число малых предприятий при вузах, прошел конкурс на господдержку развития инновационной инфраструктуры вузов, включая развитие инновационного предпринимательства, что предусматривает разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации студентов, аспирантов и молодых ученых в этой сфере.

В условиях, когда между рынком высоких технологий и системой профессионального образования еще не налажен конструктивный диалог, поиск кадровых решений часто берут на себя работодатели. Создают образовательные центры, готовят преподавателей для них и ведут программы подготовки, а точнее, переподготовки своих кадров. Однако всех проблем не решить методом «доводки» специалистов до нужд предприятий. Нужны серьезные изменения на базовом уровне – в самой системе профессионального образования. В РОСНАНО выработан вполне эффективный алгоритм образовательной деятельности Корпорации, который, как показывает опыт, позволяет справляться со все нарастающим количеством инвестиционных проектов, нуждающихся в переподготовке кадров, и базируется он, главным образом, на сети российских вузов. Этот алгоритм, вкратце, таков: мы получаем от своих проектных компаний запрос на подготовку кадров, после этого уточняем, кто именно должен быть подготовлен для компании, для каких функций, рабочих процессов и т.п., затем выясняем, какими новыми знаниями и умениями необходимо вооружить этих людей. После этого объявляется открытый конкурс и выбирается лучшее предложение из тех, что присылают российские вузы и научные институты. Недавно, кстати, было принято решение, что к конкурсам имеет смысл допускать и иностранные университеты.

Кроме программ по нанотехнологиям в образовательном портфеле Корпорации недавно стали появляться и управленческие программы. В частности, по заказу пяти проектных компаний Департамент образовательных программ ГК «Роснанотех» провел конкурс на разработку и реализацию программы профессиональной переподготовки в сфере инновационного менеджмента предприятий, производящих продукцию из наноструктурированных материалов.

Еще одно, относительно новое для нас направление работы – это продвижение технологий, разрабатываемых и используемых нашими проектными компаниями, через учреждения профессионального образования. Начинается ряд пилотных проектов, в которых мы апробируем различные механизмы продвижения нанотехнологий. В первую очередь речь о создании на базе ведущих профильных вузов учебно-технических центров подготовки специалистов в области применения технологий, используемых проектными компаниями, и эксплуатации их продукции. Такой центр мы создали в Рыбинске и планируем сейчас поддержать также в Томске и Уфе. Второй механизм – использование информации о наших технологиях в образовательном процессе в профильных вузах. Третий – проведение семинаров, школ, мастер-классов для преподавателей естественно-научных и инженерно-технических специальностей вузов: чтобы и преподаватели и, через них, студенты – будущие инженеры – знали как можно больше о наших технологиях и разработках.

Целенаправленная работа по подготовке кадров для наноиндустрии должна начинаться со школьной скамьи. Один из наших образовательных проектов, «Лига школ Роснано», направлен на разработку и апробирование качественно иного подхода к преподаванию естественных наук в российских общеобразовательных школах. В первую очередь, речь идет об изменении содержания, технологий и методов естественнонаучного образования в школе, переход от «многопредметности» к применению междисциплинарного подхода, о внедрении исследовательских и конструкторских разработок в процесс обучения уже на школьном этапе обучения. Подобные изменения в образовательной программе требуются, прежде всего, для формирования нового поколения кадров для современной наноиндустрии, обладающих как теоретической базой, так и представлениями о практическом применении знаний. На начальном этапе реализации проекта будет отобрано около 20 школ в различных регионах России, готовых к инновационным изменениям в образовательном процессе, в первую очередь в преподавании блока естественных дисциплин. Разрабатываемый в проекте подход позволит максимально приблизиться к мировым тенденциям развития образования, а выпускникам школ – уверенно ориентироваться в современной инновационной экономике.

Информационно-аналитическое издание jjjj№86 2010

 

 

 

RUSNANOTECH-2010

 

  Игорь Прудников
ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
  Нано – значит надо!
  Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ
НАНОИНДУСТРИЯ – ЭТО НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
  Константин СКРЯБИН, академик РАН,Директор Центра «Биоинженерия» РАН, заместитель директора РНЦ «Курчатовский институт»
Цель – геном раковой клетки
  Евгений ВЕЛИХОВ, Хусейн ЧЕЧЕНОВ, Олег АЛЕКСЕЕВ
«СКОЛКОВО» – СЕРЬЕЗНЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
  Борис ЯКИМОВИЧ, ректор ИжГТУ:
ГОТОВИМ КАДРЫ, ПРОДВИГАЕМ ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
  Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, глава группы компаний «Ренова»,президент Фонда «Сколково»
Поддержка государства – это принципиальный фактор
  Солнечная долина:300 гектаров высоких технологий
  Валерий РУКАВИШНИКОВ, директор филиала Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН «Выставочный центр РАН», к.т.н.
Выставочная деятельность РАН: продвижение инноваций
  Юрий КОЛОБОВ, руководитель Центра НСМН БелГУ, проф., д.ф.­м.н.
От научных разработок – к производству
  Александр ПЕТРИКОВ, статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ
ПОТЕНЦИАЛ ПЛЮС НАУКА И ПРАКТИКА
  ИННОВАЦИОННЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АПК РОССИИ
Нанокомпозиты серебра и висмута дают высокий эффект
  Андрей СВИНАРЕНКО, заместитель генерального директора ГК «Роснанотех»
КАДРЫ ДЛЯ НАНОИНДУСТРИИ
  РОССИЙСКИЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ НА БАЛКАНАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta