return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ОПЫТ ЦЕНТРА «СКОЛКОВО» - ПО ВСЕЙ СТРАНЕ!
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Арктика:геополитика и экономика
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
Снижение административных барьеров как фактор экономического роста
  Станислав НАУМОВ, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ
Модернизация промышленности в России:стратегия и программы
  ЭКОНОМИКА
 

Александр МУРЫЧЕВ,исполнительный вице-президент РСПП
Уроки кризиса:новая архитектура отношений России и ЕС

  АТОМ
  Сергей ШМАТКО, министр энергетики РФ:
Атомный оружейный комплекс - надежный щит России
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
РОССИЯ – МАГАТЭ: КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  Атомная отрасль и экология
  Сергей КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ОАО «НИИТеплоприбор»
Надежность и безопасность приборов и оборудования –главный приоритет в разработках для АЭС
  ОБЩЕСТВО
  НА ЗВУК ГИТАР И ДЫМ КОСТРОВ















































КООРДИНАЦИОННЫЙ ШТАБ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ































Андрей НОВИКОВ, Руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник милиции


Сложившаяся в конце 90-х годов на постсоветском пространстве ситуация, связанная с заметным возрастанием террористической и экстремистской активности, увеличением рисков национальной безопасности для молодых суверенных государств, заставила по-новому взглянуть на систему межгосударственных отношений. Стало очевидным, что терроризм и экстремизм преступность приобрели черты организованной транснациональной преступности.



Краткий исторический экскурс

21 июня 2000 г. Совет глав государств Содружества утвердил Программу государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., разработанную Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств Содружества совместно с Советом министров внутренних дел и Советом министров обороны СНГ. Программа учитывала сложившиеся политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, специальные и другие аспекты. Коллективное обсуждение совместных мер предопределило решение о необходимости создания постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, что нашло свое отражение в положениях названной Программы.

Таким координационным штабом и стал Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Общее руководство его деятельностью было возложено на Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств Содружества, а принятие решений по наиболее важным вопросам деятельности Центра было отнесено к компетенции Совета глав государств СНГ.

Уникальность АТЦ СНГ заключается в методе его комплектования личным составом, который впервые применен именно в рамках СНГ. И за прошедшие 10 лет он доказал свою эффективность. Было принято концептуально важное решение – осуществлять комплектование Центра на основе долевого представительства органов безопасности, спец-служб и правоохранительных органов всех государств Содружества. Так, заместители руководителя Центра являются представителями от Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (первый заместитель), Совета министров обороны и Совета командующих Пограничными войсками. Сегодня это представители Республики Казахстан, Республики Беларусь и Кыргызской Республики. Органы безопасности, специальных служб, пограничные войска, органы внутренних дел и министерства обороны государств СНГ представлены сотрудниками Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики, Республики Таджикистан.

Программа сотрудничества

Консолидированное понимание сложности всего спектра задач в обеспечении национальной и коллективной защищенности от террористических угроз находит отражение в Программе сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Такая Программа принимается решением Совета глав государств-участников СНГ каждые три года.

В настоящее время вносится на рассмотрение Совета руководителей органов безопасности государств-участников СНГ пятая по счету (начиная с 2000 г.) Программа сотрудничества на 2011-2013 гг., разработанная АТЦ СНГ совместно с компетентными органами государств Содружества. Отчетливо сформировался круг проблем, которые рассматриваются государствами в качестве наиболее важных и подлежащих разрешению в ближайшей перспективе. Речь идет о развитии системы межгосударственного розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера; расширении состава информационных массивов (банков данных); приемах противодиверсионной защиты и антитеррористической безопасности на особо важных объектах, законодательном регулировании этой деятельности, особенно на двухсторонней и многосторонней основе; вопросах демаскирующих и характеризующих признаков лиц, причастных к террористической и религиозно-экстремистской деятельности; о способах запрета и блокирования доступа к сайтам сети Интернет, содержащим экстремистские материалы; о расширении перечня специальностей, по которым предлагается проводить подготовку и переподготовку кадров для антитеррористических подразделений.

Правовые механизмы

Рассматривая это как одно из основных направлений своей деятельности, с самых первых дней Антитеррористический центр СНГ включился в работу по созданию соответствующих правовых механизмов, позволяющих, в первую очередь, объединить силы и средства государств Содружества в целях пресечения террористических актов. Первый всесторонний и глубокий обмен мнениями по этому вопросу состоялся в ходе проведения Центром командно-штабного учения «Юг-Антитеррор-2001» на территории Кыргызской Республики. В учении приняли участие представители органов безопасности и специальных служб девяти государств Содружества – Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

Результаты учения, с одной стороны, показали готовность государств Содружества совместно решать задачи по борьбе с терроризмом, а с другой – обозначили ряд проблем, связанных с отсутствием правовых механизмов, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие антитеррористических подразделений государств, оказать взаимную помощь в пресечении террористических акций, преследовании террористов на территории «соседей» по Содружеству.

В этих целях Антитеррористическим центром было разработано и внесено на рассмотрение вышестоящих органов Содружества Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ. Данное Положение наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государств Содружества и их национальным законодательством составляет правовую основу проведения совместных антитеррористических мероприятий. Сегодня данный документ ратифицирован 10 государствами Содружества и в мировой практике международных отношений стал практически первым документом, определяющим реальный порядок совместных действий компетентных органов государств СНГ в сфере борьбы с международным терроризмом.

На практике эффективность данного Положения была апробирована в ходе проведения учений «Юг-Антитеррор-2002» (Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан), «Азов-Антитеррор-2003» (Украина), «Запад-Антитеррор-2004» (Республика Молдова), «Каспий-Антитеррор-2005» (Республика Казахстан), «Атом-Антитеррор-2006» (Республика Армения), «Байконур-Антитеррор-2007» (Республика Казахстан), «Бастион-Антитеррор-2008» (Рес- публика Беларусь).

Цель таких учений – обеспечить единообразные по механизму подходы по пресечению террористических атак на наиболее значимые, в том числе стратегические, объекты, расположенные на территории стран Содружества. Кроме того, оказывать помощь спецслужбам государств Содружества в организации подготовки специалистов антитеррористических подразделений. В целом подобное мероприятие является своеобразной платформой для совершенствования практического взаимодействия органов безопасности и спецслужб в противодействии международному терроризму, позволяет нарабатывать опыт практических действий оперативных штабов, специальных и войсковых подразделений в чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами, а также осуществлять активный обмен накопленными практическими и методическими навыками.

Пропаганда и профилактика

В течение десяти лет Антитеррористическим центром СНГ осуществлялся комплекс координационных мероприятий, направленных на проведение согласованных совместных действий, в том числе информационно-пропагандистского и профилактического содержания, направленных на выявление, предупреждение и пресечение террористических угроз. Особое внимание в последнее время Центр уделяет вопросам координации контртеррористической защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, а также информационной поддержке по установлению, розыску и задержанию лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений террористического и экстремистского характера.

Особое значение придается Центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств-участников СНГ. За десять лет Центром организовано обучение более 350 специалистов.

Одним из ключевых направлений деятельности Центра за время его существования является организация информационно-аналитической работы и расширение спектра информационных ресурсов, используемых для проведения аналитических исследований и подготовки прогнозов развития ситуации, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций. Для накопления и систематизации указанных материалов в Центре сформирована и успешно эксплуатируется межгосударственная, межведомственная информационная система коллективного пользования – Специализированный банк данных (СБД) АТЦ СНГ, который встроен в систему координации взаимодействия компетентных органов Содружества.

В последние годы значительно расширились наши контакты с Национальным антитеррористическим комитетом Российской Федерации. В Центре созданы абонентские пункты такой крупной информационной системы, как Международный банк данных. Подписанный в 2008г. меморандум о сотрудничестве с ИНТЕРПОЛом позволил АТЦ СНГ официально стать абонентом базы данных этой авторитетной международной организации, провести ряд мероприятий по координации розыска лиц, совершивших преступления террористического характера.

Налажено сотрудничество с Комитетом экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом (CODEXTER), в результате которого АТЦ СНГ приглашен в данную организацию в качестве наблюдателя.

Информационно-аналитическое издание jjjj№85 2010

 

 

 

INTERPOLITEX - 2010

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
Приветственное письмо Министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева
Площадка в 22 тысячи квадратных метров
Безопасный город
Николай ШЕМИГОН,генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон»
Критически важные объекты под надежной защитой
Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
Энергетический рынок России: регулирование и либерализация
Михаил ПЕТУХОВ, заместитель директора ФСВТС России
10 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ
Андрей НОВИКОВ, Руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник милиции
КООРДИНАЦИОННЫЙ ШТАБ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta