return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
РОССИЯ – ЕВРОСОЮЗ: ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Арктика:геополитика и экономика
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
Снижение административных барьеров как фактор экономического роста
  Станислав НАУМОВ, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ
Модернизация промышленности в России:стратегия и программы
  ЭКОНОМИКА
 

Александр МУРЫЧЕВ,исполнительный вице-президент РСПП
Уроки кризиса:новая архитектура отношений России и ЕС

  АТОМ
  Сергей ШМАТКО, министр энергетики РФ:
Атомный оружейный комплекс - надежный щит России
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
РОССИЯ – МАГАТЭ: КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  Атомная отрасль и экология
  Сергей КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ОАО «НИИТеплоприбор»
Надежность и безопасность приборов и оборудования –главный приоритет в разработках для АЭС
  ОБЩЕСТВО
  НА ЗВУК ГИТАР И ДЫМ КОСТРОВ



















































10 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ































Михаил ПЕТУХОВ, заместитель директора ФСВТС России


– В декабре 2010 г. Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) исполнится 10 лет. Каковы ключевые итоги работы Службы за этот период? Какие приоритетные задачи стоят на сегодня и на перспективу?

– Подводя итоги, можно сказать, что был решен ряд важных задач по достижению военно-политических и экономических целей государства. Существенно выросли объемы поставок за рубеж российской продукции военного назначения (ПВН), а также увеличилось число ее крупных покупателей. Увеличился «портфель» контрактных обязательств. В географической структуре российского экспорта ПВН осуществлен принцип диверсификации: Россия возвращается на региональные рынки вооружений, с которых она ушла или была вытеснена конкурентами в период развала СССР. Происходит переход от выполнения контрактов на поставки отдельных вооружений к реализации комплексных «пакетных» решений по обеспечению военной безопасности стран-импортеров. Расширяется практика реализации совместных международных проектов.

– Изменилась ли географическая структура экспорта вооружения и военной техники?

– За последние годы она претерпела существенное изменение. На протяжении достаточно длительного времени основной поток российского экспорта шел в направлении двух стран – Китая и Индии, на которые приходилось от 60 до 80 процентов всех российских поставок. Радикальный прорыв в формировании сбалансированной географической структуры поставок был осуществлен в 2006 г., когда была заключена серия контрактов с Венесуэлой и достигнуто большое «пакетное» соглашение о поставках различных видов вооружения и военной техники в Алжир. К концу текущего 10-летия наметилась тенденция значительного увеличения закупок российской продукции со стороны Вьетнама, имеются хорошие шансы на возобновление крупномасштабного ВТС с Ливией, сохраняется и расширяется российское присутствие на рынках других государств Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время первое место по объемам контрактных обязательств по-прежнему занимает Индия – наш традиционный партнер в южной части Центральной Азии. Второе место – страны Южной Америки, далее следуют страны Северной Африки, Западной Азии.

В настоящее время большинство латиноамериканских стран стремятся сократить объем сотрудничества с США и обращаются для закупки ПВН к другим государствам. Это создало благоприятные условия для возвращения России на латиноамериканский рынок вооружения и налаживания взаимовыгодных отношений, в том числе в военно-технической области. Объем экспорта российской ПВН в этот регион неуклонно растет. Российским компаниям удалось выйти на ранее недоступные рынки (Аргентина, Бразилия, Чили). Сегодня даже в странах – традиционных партнерах США: Мексике, Колумбии – эксплуатируется техника российского производства.

– Какие перспективы имеет военно-техническое партнерство со странами СНГ?

– В связи с влиянием мирового экономического кризиса на финансовые возможности стран СНГ, в том числе и в сфере оснащения национальных вооруженных сил, на сегодня объем экспорта ПВН в страны Содружества не очень значителен. Вместе с тем военно-техническое сотрудничество со странами СНГ не ограничивается только поставками ВВТ и имеет динамичный, развивающийся характер.

В настоящее время наши партнеры в странах СНГ решают задачу оснащения национальных вооруженных сил образцами ВВТ, отвечающими современным требованиям обеспечения обороноспособности. Разработка и производство такого вооружения потребуют объединения усилий в научно-технической и производственной сфере с ориентацией на долгосрочную перспективу. В этих целях проводится большая работа по формированию соответствующей международной нормативной правовой базы.

В частности, в рамках ОДКБ принят нормативный документ, определяющий порядок разработки, финансирования целевых межгосударственных программ ОДКБ, в соответствии с которым в настоящее время формируется проект Программы военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2015 г. Важное значение имеет межгосударственное Соглашение об основных принципах ВТС между государствами - участниками ОДКБ. Поставки ПВН на условиях этого Соглашения осуществляются не в интересах извлечения прибыли, а для обеспечения коллективной безопасности всех стран ОДКБ, включая Россию. Рассматривая в целом ВТС в формате ОДКБ и СНГ, можно с уверенностью сказать, что оно имеет не только хорошие перспективы, но играет важную роль для обеспечения обороноспособности и безопасности всех государств-участников.

– Каким образом государство осуществляет контроль за внешнеторговыми операциями с ПВН?

– На деятельность в области ВТС установлена государственная монополия. Все сделки по поставке вооружения заключаются по поручению ФСВТС России и под её контролем, а также по поручению других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Так, например, проекты решений о поставке ПВН в обязательном порядке согласуются с Минобороны России и МИД России, а в случае необходимости и с другими органами исполнительной власти.

Законодательством РФ предусмотрено осуществление контроля за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по целевому использованию поставляемых из Российской Федерации отдельных видов ПВН, к которым отнесены наиболее «чувствительные» с точки зрения попадания в руки террористов виды вооружения: ПЗРК, ПТРК, ручные противотанковые гранатометы, реактивные пехотные огнеметы.

– Существуют ли проблемы технологического и промышленного характера, которые ограничивают экспорт продукции военного назначения?

– Да, такие проблемы есть. В их числе – ненадлежащее качество продукции, срыв выполнения контрактных обязательств, постоянный рост внутренних отпускных цен на сырье, материалы, запасные части и комплектующие изделия. Высокое качество стало по существу главным условием завоевания и удержания ведущих позиций на всех мировых рынках, в том числе и на рынке вооружения. В настоящий момент вопросы качества находятся в центре внимания не только ФСВТС России, но и высшего военно-политического руководства страны. Это связано с тем, что обеспечение надлежащего качества продукции является системной проблемой всей отечественной промышленности и ОПК в частности. Для решения этой важной задачи необходимы комплексные усилия государственных органов, интегрированных структур, организаций и предприятий ОПК. Предпринимаемые в последнее время Правительством России меры позволяют надеяться на решение данной проблемы в достаточно сжатые сроки.

В современных условиях, когда промышленные технологии непрерывно обновляются, для сохранения Россией статуса одного из ведущих мировых экспортеров ВВТ необходимо принять меры, связанные, прежде всего с обновлением производственных мощностей предприятий ОПК, а также со снижением себестоимости продукции.

Сегодня особенно важным является то обстоятельство, что государство придает особое значение оснащению российских Вооруженных сил современным вооружением. В этой связи значительно вырос объем государственного оборонного заказа, при этом увеличена доля средств, направляемых на закупку военной техники. Это оказывает положительное влияние на состояние предприятий ОПК и создает основу для разработки и производства современного вооружения. Успешное решение указанных задач может достигаться также и за счёт привлечения заинтересованных зарубежных партнеров, создания совместных предприятий и реализации взаимовыгодных проектов в оборонной сфере.

Важнейшим вопросом также является обеспечение высокого качества послепродажного обслуживания поставленной ПВН. От его решения зависят не только дальнейшее продвижение российского оружия и укрепление позиций России на традиционных рынках вооружений, но и завоевание новых сегментов этого рынка. В целях решения проблем в области послепродажного обслуживания ранее поставленной техники на межправительственном уровне создаются комиссии и рабочие группы. Так, например, в рамках Российско-китайской смешанной межправительственной комиссии по ВТС создана подгруппа по послепродажному обслуживанию ВВТ.

Одним из путей улучшения материально-технического обеспечения поставляемой техники является создание сервисных технических центров совместных предприятий. Такие предприятия, наряду с решением задач послепродажного обслуживания, могут решать и другие вопросы, например, проведение доработок и модернизации ПВН, предоставление технических консультаций, оказание технического содействия и обучение специалистов, оказание услуг при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Другим совершенно необходимым направлением деятельности является продолжение работ по внедрению на предприятиях российского ОПК современных систем управления материально-техническим обеспечением с использованием новых информационных технологий для учета состояния и движения каждого элемента ПВН на всех этапах его жизненного цикла – от проектирования и изготовления до утилизации.

Для быстрого и эффективного решения этих непростых задач необходимо в полной мере задействовать потенциал создаваемых в настоящее время и уже созданных интегрированных структур ОПК.

Целесообразно также наделять правом ведения самостоятельной внешнеторговой деятельности в отношении ПВН ведущие предприятия – производители вооружения, что позволит им расширить возможности оперативного решения задач, касающихся послепродажного обслуживания поставленной техники.

– Каков ожидаемый объем экспорта продукции военного назначения в этом году и на ближайшую перспективу?

– Объем экспорта российской ПВН в текущем году может превысить 9 млрд. долл. США, а объем уже заключенных контрактов на ближайшую перспективу составляет около 46 млрд. долл. США. По этим показателям Россия входит в число мировых лидеров по торговле ПВН. Согласно данным долгосрочного прогноза развития ВТС в случае оптимистического сценария развития экономики объем экспорта ПВН в ближайшие 5 лет будет колебаться в районе 9-9,5 млрд. долл. США. При неблагоприятной ситуации возможен его спад примерно на треть. Но пока, учитывая заключенные в конце 2009 г. крупные экспортные контракты, можно рассчитывать на стабильный уровень объема экспорта в ближайшие 2–3 года.

Информационно-аналитическое издание jjjj№85 2010

 

 

 

INTERPOLITEX - 2010

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
Приветственное письмо Министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева
Площадка в 22 тысячи квадратных метров
Безопасный город
Николай ШЕМИГОН,генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон»
Критически важные объекты под надежной защитой
Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
Энергетический рынок России: регулирование и либерализация
Михаил ПЕТУХОВ, заместитель директора ФСВТС России
10 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ
Андрей НОВИКОВ, Руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник милиции
КООРДИНАЦИОННЫЙ ШТАБ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta