return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
ОПЫТ ЦЕНТРА «СКОЛКОВО» - ПО ВСЕЙ СТРАНЕ!
  Владимир ПУТИН, Председатель Правительства РФ
Арктика:геополитика и экономика
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, министр экономического развития РФ
Снижение административных барьеров как фактор экономического роста
  Станислав НАУМОВ, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ
Модернизация промышленности в России:стратегия и программы
  ЭКОНОМИКА
 

Александр МУРЫЧЕВ,исполнительный вице-президент РСПП
Уроки кризиса:новая архитектура отношений России и ЕС

  АТОМ
  Сергей ШМАТКО, министр энергетики РФ:
Атомный оружейный комплекс - надежный щит России
  Сергей КИРИЕНКО, генеральный директор ГК по атомной энергии «Росатом»
РОССИЯ – МАГАТЭ: КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  Атомная отрасль и экология
  Сергей КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ОАО «НИИТеплоприбор»
Надежность и безопасность приборов и оборудования –главный приоритет в разработках для АЭС
  ОБЩЕСТВО
  НА ЗВУК ГИТАР И ДЫМ КОСТРОВ
















































Энергетический рынок России: регулирование и либерализация

























Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Общеевропейская энергетическая безопасность в большой степени зависит от эффективности энергодиалога между Европейским союзом и Россией, призванного обеспечить взаимовыгодное сотрудничество, развитие интеграционных процессов. Произошедшие за последние годы рыночные преобразования в российской энергетике позволяют существенно повысить уровень интеграции в области энергетики – российский энергетический рынок сегодня открыт для зарубежных компаний по всем сегментам энергетической отрасли...Сегодня устойчивое энергетическое развитие является одним из важнейших условий стабильного роста мировой экономики. Россия активно участвует в реализации принципов глобальной энергобезопасности.


Либеральная реформа электроэнергетики

Переустройство электроэнергетики требовало создания серьезной правовой базы. В марте 2003 г. был принят пакет законов, закрепляющих и уточняющих механизмы и сроки проведения реформы, где базовым являлся Закон «Об электроэнергетике». Наиболее значимые изменения в отраслевое законодательство были внесены в ноябре 2007 г. (они были обусловлены необходимостью организационного обеспечения ликвидации РАО «ЕЭС России»). В этот период были окончательно закреплены конкретные формы организации рынков электроэнергии и мощности, регулирования и контроля в электроэнергетике, определены сроки окончания реформирования. В 2010 г. были внесены соответствующие изменения в законодательство, обеспечивающие завершающий этап либерализации рынка электроэнергии до 1 января 2011 г. Учитывая социальную ответственность государства и складывающиеся экономические условия в стране, было принято и законодательно закреплено решение о сохранении государственного регулирования тарифов для населения и после первого января 2011 г.

Большое значение в реформировании энергетики имел принятый в период весенней сессии Госдумы 2010г. базовый закон, регулирующий вопросы теплоснабжения в РФ и обеспечивающий скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей в сфере теплоснабжения.

В результате крупномасштабной либеральной реформы электроэнергетики России создана новая инфраструктура, изменилась структура собственности и сформированы основы рыночных отношений в отрасли. В российскую электроэнергетику привлечены значительные частные инвестиции, в том числе и зарубежные. Функционирует оптовый и розничный рынки электроэнергии, а в отличие от большинства стран, в том числе и Европейского союза, где торгуется только один товар – электроэнергия, мы в 2010 г. вводим отдельный механизм торговли мощностью.

Реформа позволила принять план перспективного развития электроэнергетики России на среднесрочный период, и принятая Правительством в феврале 2008 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на срок до 2020 г. представляет собой перечень площадок, районов и пунктов размещения объектов электроэнергетики для предотвращения прогнозируемых дефицитов мощности и электроэнергии на конкретных территориях с 2006 по 2020 г. В схему включены как технологические параметры объектов электроэнергетики, так и необходимые на их строительство инвестиционные ресурсы, а также источники их привлечения.

Перспективы развития энергетики на основе ВИЭ

Основой использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в электроэнергетике благодаря наибольшим доступным ресурсам, экономической привлекательности и ключевой роли в обеспечении надежной работы Единой энергетической системы России в настоящее время является гидроэнергетика, составляющая порядка 99% всей генерации, использующей возобновляемые источники.

Энергетика вод является наиболее доступным, экономически привлекательным и энергетически эффективным возобновляемым источником энергии. У нас сосредоточено около 9% мировых запасов гидроресурсов. Из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья и приоритетного использования гидроресурсов вопросам развития нестабильных ВИЭ (ветер, солнце, приливы и др.) до недавнего времени уделялось сравнительно мало внимания.

С целью формирования благоприятной рыночной среды для ускорения развития энергетики, основанной на использовании ВИЭ, в ноябре 2007 г. в законодательство об электроэнергетике были внесены изменения, устанавливающие конкретные меры по экономическому стимулированию использования ВИЭ в электроэнергетике, среди которых: приобретение электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах по цене с учетом надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка электрической энергии; предоставление государственных субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Создание замкнутого ядерного топливного цикла

Это направление является приоритетным для инновационного развития атомной отрасли России. Замкнутый ядерный цикл важен и для экологии, и для развития энергетики. В настоящее время созданы необходимые для развития атомной отрасли законодательные механизмы, и Государственная корпорация «Росатом» показывает положительную динамику развития. Перед атомной отраслью поставлены масштабные задачи по реализации ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов и энергетической безопасности страны, увеличения объемов производимой продукции, расширения производственных мощностей организаций отрасли и перехода к инновационным технологиям развития атомной энергетики».

Проблема энергообеспечения устойчивого развития России в третьем тысячелетии может быть решена путем создания и поэтапного развертывания ядерной энергосистемы принципиально нового типа – с замкнутым топливным циклом и сырьевой независимостью, безопасной, малоотходной, экологически приемлемой, устойчивой к распространению ядерных материалов и ядерных технологий. Опережающее развитие инновационной ядерной энергетики на новой технологической платформе обеспечит России, наряду с решением собственных энергетических проблем, необходимый уровень конкурентоспособности на мировом рынке высоких технологий и сохранение лидирующего положения в ядерной области. В октябре 2010 г. состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы РФ по энергетике на тему «О законодательном обеспечении создания замкнутого ядерного топливного цикла». В проекте решения комитет рекомендовал: Правительству РФ обеспечить в полной мере финансирование работ по ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на 2010–2015 гг. и на перспективу до 2020 г.»; Госкорпорации «Росатом» совместно с заинтересованными организациями подготовить современную концепцию развития атомного права, включая законодательное обеспечение создания замкнутого ядерного топливного цикла.

Управление технологическими рисками в ТЭК

Повышение надежности, управление технологическими рисками в топливно-энергетическом комплексе продолжают оставаться одними из первоочередных задач энергетики. Для этого есть ряд причин, к которым относятся переход от всеобщего государственного регулирования к рыночным механизмам в электроэнергетике, технический прогресс и усложнение процессов управления сложными энергетическими системами, в частности, переход к автоматизированным системам управления технологическими процессами и системам автоматизированного проектирования, несоответствие устаревшей нормативной базы современному уровню проектных разработок в области строительства, усложнению и увеличению масштабов управляемых систем и автоматизации систем управления.

В октябре 2008 г. в Государственную Думу были внесены четыре технических регламента в области электроэнергетики: «О безопасности низковольтного оборудования»; «О безопасности высоковольтного оборудования»; «О безопасности электроустановок» и «О безопасности электрических станций и сетей». Вместе с внесенным позднее техническим регламентом «О безопасности внутридомового газового оборудования» указанные проекты федеральных законов после их принятия должны составить основу технического регулирования энергетики и отчасти топливно-энергетического комплекса.

Однако прохождение этих регламентов с самого начала было нелегким, что обусловлено как сложностью предмета технического регулирования, так и неопределенностью позиции Правительства РФ и законодателей относительно принятия технических регламентов в целом. С принятием ФЗ «О техническом регулировании» страна вступила в затяжной период перехода от системы обязательных государственных стандартов к системе технических регламентов. Ситуация с принятием технических регламентов осложняется также необходимостью унификации требований отечественных технических регламентов с международными требованиями, в частности с европейскими директивами. В настоящее время это требование дополнилось необходимостью унификации российских технических регламентов с нормативными актами, действующими в странах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане, а также координации дальнейших разработок технических регламентов в наших странах.

Правильное решение вопросов технического регулирования таких сложных объектов, какими являются энергетические системы, возможно при конструктивном взаимодействии Государственной Думы и Правительства, федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Ростехнадзора, которым предстоит реализовывать положения принимаемых технических регламентов. Примером успешного взаимодействия является принятый в конце весенней сессии 2010 г. технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Ряд положений этого федерального закона регулируют также безопасность зданий электростанций и линий электропередачи. Внесенный позднее проект технического регламента «О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций» отражает важность отдельного федерального закона, регулирующего требования к безопасности таких сооружений. Это обусловлено как опытом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, так и международным опытом аварий на гидросооружениях.

Система технических регламентов в области энергетики и ТЭК, находящаяся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по энергетике относится к числу первоочередных законов, с ними идет непрерывная работа, надеюсь, в ближайшее время удастся урегулировать все вопросы по их прохождению. Разрабатываемая при их доработке концепция технического регулирования сложных объектов промышленности и экономики на стадии эксплуатации должна будет использоваться в работе с последующими техническими регламентами. Безотносительно, будут ли они приниматься в виде федеральных законов или нормативных актов другого уровня.

Информационно-аналитическое издание jjjj№85 2010

 

 

 

INTERPOLITEX - 2010

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
Приветственное письмо Министра внутренних дел Российской Федерации Рашида Нургалиева
Площадка в 22 тысячи квадратных метров
Безопасный город
Николай ШЕМИГОН,генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон»
Критически важные объекты под надежной защитой
Юрий ЛИПАТОВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
Энергетический рынок России: регулирование и либерализация
Михаил ПЕТУХОВ, заместитель директора ФСВТС России
10 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ РОССИИ
Андрей НОВИКОВ, Руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник милиции
КООРДИНАЦИОННЫЙ ШТАБ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta