return_links(2); ?>
  СТОРОННИКИ
  Франц КЛИНЦЕВИЧ, лидер движенияСторонники, председатель Центрального совета Сторонников партии «Единая Россия», члену президиума Генерального совета партии "ЕР", первому заместителю председателя Комитета Государственной думы Российской Федерации по делам ветеранов.
Мы - обнаженнй нерв партии.
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Итоги 2009 года.
  Премьер-министр РФ Владимир Путин - молодежи:
Каждый сам для себя ставит цели в жизни.
  Александр Ермошкин, руководитель организационного комитета Центрального совета Сторонников партии «Единая Россия».
От слов – к делу.
 

Валерий ХИЛТУНЕН.
НАЧАЛО.

  Положение о Сторонниках Всероссийской политической партии «Единая Россия».
  Иван КОНОНОВ.
Спасибо, Василиса!
  Проект «Семейный Альбом».
  Иван КОНОНОВ, Виталий ПАРШИН.
Пулей в - улей!
  Гимн Сторонников партии "Единая Россия".
  2 точка О.
  Сообщество «МетаКонсалтинг».
Сотрудничество на перспективу.
  Концепция мультипортала.
  Геннадий ОЛЕЙНИК, председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Арктика.
  Андрей РУМЯНЦЕВ, Липецкая область.
Своя земля.
  Татьяна ХОЛКИНА.
Полтора гектара выведут страну из кризиса?
  Юрий Борев.
Единые корни.
  Портрет народного поэта.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРКТИКА

 

 

 

Геннадий ОЛЕЙНИК,
председатель Комитета Совета Федерации
по делам Севера и малочисленных народов

 

«Активизация межпарламентского сотрудничества по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека в Арктике» – под таким названием в ноябре 2009 года состоялись парламентские слушания в Совете Федерации. В обсуждении приняли участие сенаторы, представители законодательных структур регионов и общественных организаций, ученые, руководители центров и фондов, занимающихся проблемами северных территорий.

РЕГИОН ОСОБЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Выбор темы наших парламентских слушаний обусловлен сложившимся за последние годы явным и активным интересом ведущих государств мира к Арктическому региону. Прежде всего - за счет его огромного ресурсного потенциала углеводородов и значения для мировой экономики, его возможного влияния на все сферы жизни в результате глобального потепления. Кроме того, ряд событий последних лет показал, что все страны региона считают Арктику зоной своих особых национальных стратегических интересов и готовы их отстаивать всеми возможными способами. Интерес к Арктике проявляют и такие интенсивно развивающиеся страны как Китай, другие государства Юго-Восточной Азии, страны ЕС.
С учётом этих обстоятельств в качестве стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике заявлены: обеспечение режима взаимовыгодного сотрудничества; укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами; активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды; активизация межпарламентского взаимодействия в рамках партнерства Россия – Европейский союз.
Такое сотрудничество осуществляется на всех уровнях представительной власти РФ. И Совет Федерации, и члены Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов ведут достаточно активную деятельность в сфере международных отношений и межпарламентского сотрудничества.
Но новые вызовы, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, их влияние на экономику, рынок труда, социальное развитие северных территорий, новые акценты в международной политике требуют от российских парламентариев более быстрого реагирования, четких, скоординированных действий. Именно в сфере законодательства должны быть приняты эффективные меры по обеспечению наших национальных интересов и достойного уровня жизни проживающего на Севере населения. Прежде всего, это касается законов и специальных глав в федеральных законах об арктической зоне, о Северном морском пути, об обеспечении экологической безопасности и охране окружающей среды в Арктике, о развитии северной авиации, в том числе санитарной, о специфике государственного регулирования на Севере в сфере образования, здравоохранения, молодежной политики, инновационного развития, о механизмах защиты исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов. То есть всех тех вопросов, внимание к которым мы пытаемся привлечь в течение ряда лет и над которыми работаем, используя, в том числе, и опыт наших партнеров.
Эти же вопросы должны находиться в сфере внимания в рамках межпарламентского сотрудничества, инициироваться в качестве совместных проектов, параллельных решений на приграничных территориях в целях улучшения условий жизни россиян в Арктическом регионе.

РОССИЯ-США: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Для России Арктика – это важнейший район геостратегических интересов. Арктика обеспечивает около 11% национального дохода РФ, здесь создается 22% объема российского экспорта. Природно-ресурсный и экономический потенциал региона играет все возрастающую роль в экономике страны.
Все сферы жизнедеятельности человека в Арктике имеют свою специфику. Этими обстоятельствами и особыми национальными интересами России обусловлена необходимость выделения Арктики в самостоятельный объект государственной политики. Базовым документом в области арктической политики в настоящее время являются утвержденные Указом Президента Д. Медведева 17 сентября 2008 года «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Участие Совета Федерации в межпарламентском сотрудничестве по арктической проблематике осуществляется через делегации СФ в Постоянном Комитете и Конференции парламентариев Арктического региона; в Северном Совете; Парламентском форуме Северного измерения. Сенаторы принимают участие в работе международных региональных организаций (Баренцев региональный Совет, «Северное измерение»). Партнерство осуществляется также в рамках неправительственной международной организации «Северный форум», объединяющей штат Аляска, Юкон, Республику (Саха) Якутию, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Основная миссия этих организаций, согласно Ханты-Мансийской декларации, – улучшение качества жизни населения, проживающего на Севере.
По мнению американских экспертов, Арктика может стать сферой столкновения интересов США, с одной стороны, и Канады, России, Дании, Норвегии – с другой. В президентских директивах (от 12 января 2009 года) уделяется внимание «обширным и фундаментальным интересам США в области безопасности в Арктике», в том числе суверенному праву на американские территориальные воды и на прилегающий континентальный шельф. Приоритетными направлениями являются: защита окружающей среды и охрана биологических ресурсов, развитие ресурсной и экономической базы, укрепление сотрудничества с приарктическими странами, в том числе с Россией. Администрация США взяла курс на обеспечение своего доминирования в этом регионе путем ускоренного наращивания военного потенциала. В ближайшее время планируется строительство трех-четырёх новых ледоколов и до девяти патрульных кораблей ледового класса. Принято решение о создании двух новых передовых баз Береговой охраны США на Аляске и расширении базы ВВС США в Туле (Гренландия). Намечена модернизация навигационного телекоммуникационного оснащения береговой линии штата Аляска. Кроме того, начата работа по регулярному мониторингу гидрологической и метеорологической обстановки в северных широтах, а также по патрулированию прилегающей к Аляске арктической зоны с привлечением военно-морской авиации и малых патрульных кораблей. Намечены обширные планы по освоению ресурсов Арктики.
Вашингтон придает самое серьезное значение сотрудничеству с Россией, объективно признавая за ней статус крупнейшей северной державы, исторически имеющей свои геополитические интересы. Учитывая роль и авторитет России в Арктическом совете (АС), других региональных и международных организациях, в Вашингтоне рассматривают расширение двустороннего взаимодействия наших стран как одно из основных направлений арктической политики США. Госсекретарь США Х.Клинтон подчеркнула, что «благоприятные перспективы двустороннего взаимодействия в этом регионе могли бы экстраполироваться на углубление партнерства с Россией в целом».
Но между нашими государствами остаются и нерешенные проблемы. Прежде всего, это относится к вопросу о ратификации Россией Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 г., компенсации российской стороне за потери рыбных ресурсов в районах, отошедших по Соглашению к США. Серьезную озабоченность у американцев вызывают перспективы юридического подтверждения Комиссией ООН по границам континентального шельфа прав России на обширные пространства дна Северного Ледовитого океана. Как они полагают, это позволит ей нарастить экономический потенциал и укрепить свои геополитические позиции не только в Арктике, но и на международной арене. Особую остроту эта проблема приобрела после успешной российской полярной экспедиции летом 2007 года, в результате которой стало возможным вынести на международный уровень обсуждение вопроса о законных правах России на подводную часть хребта Ломоносова, являющегося продолжением сибирской континентальной платформы.
Несмотря на известные расхождения, налаживание российско-американских контактов на Крайнем Севере, как на международном уровне, так и по линии приграничных районов, естественно с учетом национальных интересов России, находится в ряду приоритетных сфер в наших двусторонних отношениях. Тем более что по отдельным позициям точки зрения России и США совпадают, и это позволит нам консолидироваться по некоторым принципиальным вопросам, в частности, нарастающему вниманию некоторых крупных «внерегиональных игроков» к арктическим ресурсам. Это было подтверждено в ходе министерской сессии Арктического совета, состоявшейся 29 апреля 2009 года в Тромсе (Норвегия). При непосредственной поддержке США и Канады удалось воспрепятствовать подключению к деятельности АС в качестве постоянных наблюдателей КЕС, Китая, Южной Кореи и Италии, проявляющих нездоровый интерес к вопросу раздела «арктического пирога».
Опираясь на свои аналитические выкладки, согласно которым неизбежным следствием возрастающей активности в Арктическом регионе станет увеличение числа происшествий и катастроф на море, а также экологических бедствий, спровоцированных исследовательскими и геолого-разведочными работами, американцы в Тромсе активно включились в продвижение ряда российских арктических инициатив. Среди них, в частности, разработка многосторонней системы нейтрализации и борьбы с техногенными катастрофами в Арктическом регионе, а также поиска и спасания в Арктике (безопасность воздушного и морского транспорта). Ведутся переговоры по поводу расширения режима безвизовых поездок между жителями Чукотки и Аляски.
Одним из перспективных направлений взаимодействия является совместное осуществление проекта по созданию международного парка-заповедника «Берингия» для изучения и охраны природного и культурного наследия региона. Предполагалось, что в рамках этого проекта будет налажено эффективное сотрудничество российских и американских ученых и специалистов в области охраны окружающей среды на обоих берегах Берингова пролива. Главная задача – сохранение и развитие охотничьей культуры коренного населения, охрана биологического разнообразия редких и типичных представителей растительного и животного мира. В рамках сотрудничества в природоохранной области 17 октября 2007 года в Вашингтоне подписано межправительственное российско-американское Соглашение о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя.
Роза ДЖАНДОСОВА

Информационно-аналитическое издание jjjj№77 2010

 

 

 

В НОМЕРЕ:

 

Франц КЛИНЦЕВИЧ

Александр ЕРМОШКИН

Общественная деятельность требует хорошей подготовки.

Наши дети не сироты.

Доброта растопит лед.
Семейный альбом.
Гимн Сторонников.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta