return_links(2); ?>
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России.
Безопасность должна иметь неделимый характер.
  Сергей ИВАНОВ,
заместитель Председателя Правительства РФ.
Эффективная поддержка предприятий ОПК.
 

Сергей ШОЙГУ, Глава МЧС России.
Мы получаем знания по очень важному предмету – «Безопасность нашей страны».

  ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
  Виктор ИВАНОВ, директор ФСКН России.
Наркотики из Авганистана - угроза возрастает.
  _ЭКОНОМИКА
  Пути развития «малого сектора» российской экономики
  Евгений ПАНТЕЛЕЕВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
Сохранить бизнес - наш приоритет.
  Ключи к богатейшей кладовой планеты.
  Сергей КОНОВАЛЕНКО, начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС России.
Приоритеты международной работы ФТС России.
  _ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
  Виктор ДВОРНИКОВ, директор ООО фирма «МАЛАВИТ».
В основе производства - принцип красоты и гармонии.
  _ОБЩЕСТВО
  Наивный импрессионист Миша.
  _РЕГИОН
  Достойная смена.
  День открытых дверей.
  _ЗА РУБЕЖОМ
  Виктор Орел.
Мораль в не закона или лучшие в мире по бреду.

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЭК в условиях кризиса: обеспечение безопасности и надежности

 

Николай КУТЬИН, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

 

 

Мировой экономический кризис, безусловно, влияет на энергетическую безопасность в РФ.  И здесь необходимо планировать мероприятия по его преодолению на различных уровнях: национальном, внутреннем (ТЭК и его предприятий, в системе надзорных органов), на международном. Особенно важно в настоящий момент обеспечить деятельность по преодолению кризиса непосредственно в сфере ТЭК.
К основным проблемам и факторам риска отраслей ТЭК следует отнести: высокую степень износа основных производственных фондов, оборудования и технических устройств, применяемых на поднадзорных объектах; низкий уровень производственной и технологической дисциплины; нехватку квалифицированных специалистов; недостаточный уровень знаний требований безопасности в поднадзорных организациях; неустойчивое финансовое положение многих предприятий; неудовлетворительную динамику сокращения объемов производства и выпускаемой продукции и др.
В связи с развивающимися неблагоприятными экономическими тенденциями возможно увеличение рисков возникновения аварийных ситуаций вследствие сокращения эксплуатационных затрат, в том числе на обеспечение безопасности и на содержание оборудования, обеспечивающего безопасность; сокращения структурных подразделений, снижения качества и периодичности производственного контроля; сокращения инвестиций на техническое перевооружение.
В этих условиях Ростехнадзор будет принимать исчерпывающие меры, направленные на неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства в области безопасности предприятиями ТЭК.
В условиях мирового кризиса должна повыситься роль государственного регулирования в целях обеспечения энергетической безопасности. Государственное регулирование должно  включать соответствующие механизмы и инструменты экономического регулирования, стимулирования и поддержки принципиальных направлений и конкретных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. Важную роль при этом будут занимать работы по совершенствованию правовых основ, включающих необходимый свод законов, учитывающих проблемы на разных уровнях.
Основными направлениями совершенствования государственного регулирования промышленной безопасности и соответственно приоритетными задачами 2009 г. для Ростехнадзора являются:
1. Подготовка предложений по законодательному установлению особенностей федерального надзора в области промышленной безопасности в связи с принятием нового ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, касающихся:
– оптимизации категорирования опасных производственных объектов;
– замены нормы по утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности на регистрацию этого заключения;
– оптимизации (сокращения) лицензируемых видов деятельности, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
3. Мы предлагаем также исключить проведение экспертизы промышленной безопасности из перечня лицензируемых видов деятельности.
Альтернативой данному лицензированию должно стать установление порядка организации деятельности экспертных организаций на основе саморегулирования и контроля за деятельностью саморегулируемых организаций со стороны Ростехнадзора.
4. Разработка проекта постановления Правительства РФ «О порядке организации государственного энергетического надзора».
Данные мероприятия предусмотрены планом нормотворческой деятельности Минприроды России.
Существенной проблемой ТЭК и экономики России в целом является высокая энергоемкость, которая в 2,3 раза выше, чем в среднем в мире. Поэтому целью политики государства в данной сфере является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности и технологического энергосбережения.
Около 40-45% текущего объема потребления энергии – это потенциал энергосбережения в нашей стране. Причем наибольший эффект в краткосрочной перспективе может быть осуществлен в самой электроэнергетике, прежде всего, за счет необходимой модернизации тепловых электростанций, снижения потерь в сетях, развития возобновляемых источников энергии.
Несмотря на экономические проблемы, на территории Российской Федерации реализуются планы по  строительству новых нефтеперерабатывающих заводов, введению новых блоков и газотурбинных установок на ТЭЦ. Одновременно выведено из эксплуатации оборудование электростанций, исчерпавшее эксплутационный ресурс.
Сегодня в России при участии Ростехнадзора также реализуются грандиозные технические проекты:
– по добыче углеводородного сырья и его поставок на мировые рынки.
– по строительству газопроводов Северные районы Тюменской области (СРТО) – Торжок, Грязовец – Выборг, «Северный поток» и расширение Уренгойского газотранспортного узла.
Крупными проектами ОАО «АК Транснефть» являются БТС-2 (от НПС «Унеча» до порта Усть-Луга» и трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
Ростехнадзор контролирует соблюдение операторами этих проектов российского законодательства в сфере эффективного освоения недр, безопасности ведения работ по их разработке, эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, а также соблюдения природоохранного законодательства, что позволяет добиваться повышения качества проектной документации, безаварийной работы магистральных трубопроводов и снижения аварийности и травматизма. В 2008 г. в нефтегазодобыче значительно снижено число аварий (почти в 2 раза) и количество погибших людей (почти в 4 раза).
Обеспечение энергетической и промышленной безопасности во многом зависит от уровня развития технологий, способствующих эффективной работе государственных органов в области борьбы с террористическими акциями и, в частности, с новой серьезной угрозой для  энергосистем – электромагнитным терроризмом. Электромагнитный терроризм – это злонамеренное генерирование электромагнитной энергии, которая в виде шума или сигналов внедряется в энергосистему для преступных целей, приводя к повреждению этих систем.
За рубежом очень серьезно отнеслись к угрозе электромагнитного терроризма. Так, например, в США ей были посвящены парламентские слушания, по результатам которых была принята государственная Программа, включающая, в том числе, создание общенациональной системы мониторинга энергосистемы в реальном масштабе времени. Подобный подход находит все больше сторонников и в странах Евросоюза. Совершенно очевидно, что назрела необходимость срочного принятия подобной Программы и в России.  
Одним из ключевых разделов такой Программы должен стать информационно-технологический подход обеспечения энергетической безопасности в отраслях ТЭК России, предусматривающий создание общенациональной системы мониторинга энергосистемы в реальном масштабе времени. Данный подход должен входить в комплекс превентивных мер, которые позволят обеспечивать упреждающее оповещение в нештатных ситуациях, деструктивных воздействиях на энергосистемы; предотвращать потери устойчивости и аварийные отключения энергосистем на основе прогнозирования динамического поведения энергосистем; получать более точную и более оперативную информацию в более широких географических масштабах.
Все эти цели достигаются созданием автоматизированной информационно-измерительной системы безопасности электрической энергии, связанной с ее качеством (АИИС БЭЭ). Как инструмент государственного управления в электроэнергетике АИИС БЭЭ является фрагментом реализации Концепции по стимулированию сбережения энергетических ресурсов в Российской Федерации.
  Исходя из этого, для нас важна международная оценка  российской системы регулирования ядерной и радиационной безопасности с точки зрения соответствия международным стандартам и наилучшему опыту. Поэтому в конце 2009 г. Минприроды России и Ростехнадзор будут принимать у себя миссию МАГАТЭ по оценке эффективности деятельности органа регулирования. Сейчас мы проводим самооценку своей деятельности, результаты которой будут исходной информацией для международных экспертов. Надеемся, что те рекомендации, которые будут разработаны по окончании миссии, позволят нам выйти на более высокий качественный уровень нашей надзорной и лицензионной деятельности.

Из выступления    на VII Всероссийском энергетическом Форуме
«ТЭК России в XXI веке»

 


Информационно-аналитическое издание jjjj№68 2009j

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ - 2009

 

Владимир ПРОНИЧЕВ,
первый заместитель Директора – руководитель
Пограничной службы ФСБ России, генерал армии.
Государственная граница: приоритеты в обеспечении экономической безопасности.
Бронислав МАЦЕЕВИЧ,
генеральный директор ФГУП «КНИИМ».
В интересах безопасности страны.
Площадка для прямого диалога.
Юрий ХОЛОДИЛИН,
генеральный директор ООО «Тюменские аэрозоли».
Точный расчет и инновационные решения – вот наша антикризисная программа !
Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Государственной думы.
Чистая вода: Российские аспекты.
Николай КУТЬИН, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
ТЭК в условиях кризиса: обеспечение безопасности и надежности.
Аркадий ИВАНОВ, директор ФЦТРБ-ВНИВИ, профессор.
Центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности.
ФГУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России.
Михаил КАЛАШНИКОВ:
«Я создал оружие для защиты отечесвта».
Экологически чистая (натуральная) и безопасная продукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta