return_links(2); ?>
Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta

 

 

  _ТУРИЗМ
  Натэла ШЕНГЕЛИЯ
Ростуризм на международной арене
  Андрей ШАРАПОВ.
Ambassador: петербургские традиции и европейский сервис
  _ЭНЕРГЕТИКА
  Валерий ЯЗЕВ
ВИЭ: экологично, экономично, надежно
  II отраслевой Инновационный Форум Росатома
  Сергей КИРИЕНКО
Линейка мощности для АЭС-2009
  _ОБЩЕСТВО
  Петр БИРЮКОВ
Такого дворцового ансамбля у России еще не было
  «Постсоветский человек» как герой вернисажа
  Колыбель новой жизни
  Салим Тарани
Человек рекламы о рекламе для человека
  _НАУКА
  Сергей МАЗУРЕНКО
Стратегия инновационного развития
  Владимир ЕФРЕМОВ
ФГУП «ЦНИЛХИ»
  УЭМЗ
  И.В. ГОРЫНИН
Задел для нанотехнологий
  _РЕГИОН
  Александр КАРЛИН
Инвестиционная активность Алтайского края
  Стабильность предприятия – благополучие города
  Геннадий СТАВСКИЙ
Второе дыхание алтайских недр
  Алексей ЧЕРНЫШЁВ
Кластерная стратегия оренбуржья
  Владимир ЛЯШЕНКО
Новая жизнь орского механического завода
  Виктор ИШАЕВ
Край больших возможностей
  Союз решает социальные проблемы
  Леонид ПОЛЕЖАЕВ
Регион социальной и политической стабильности
  Александр АНТРОПЕНКО
Омскэнерго: работа на опережение
  Александр МИХАЙЛОВ
«С инвесторами работаем на принципах партнерства»
 

Компания «ГОТЭК»: стратегия прорыва

  Михаил МЕНЬ
Благоприятный климат для инвестиций
  ООО «Верхневолжский СМЦ»
  «Мы готовы войти в современный рынок авиационных услуг»
  _КУЛЬТУРА
  Без культуры нет национальной безопасности...
  На языке колокольного звона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА РОССИИ: КОНТУРЫ БУДУЩЕГО

 

Мы все учимся на своих ошибках. Но есть сфера деятельности, где ошибки выливаются в беды и несчастья миллионов людей. Эта область – государственное управление. Где еще так важны компетентность и взвешенность решений? Где еще нужно так тщательно просчитывать последствия и риски? Ведь объект управления – люди. Не всегда наши политики и чиновники способны справиться с поставленными задачами. Помочь высшему российскому руководству повысить эффективность деятельности, соединить научное, экспертное и властное сообщества – таковы основные цели созданного в 2006 году Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. В Центре исследуются ключевые проблемы развития России и вырабатываются пути их решения; рождаются проекты концепций, доктрин, законов и иных нормативно-правовых актов. Организуется и проводится независимая общественная экспертиза планов и решений; осуществляются исследования в области экономики, финансов, транспорта. В экспертной группе собраны историки, философы, экономисты, социологи, юристы, психологи, управленцы.

Деятельность Центра отражена на сайте www.rusrand.ru и в многочисленных печатных изданиях. Самые последние из публикаций – отчет о Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис»; очередные выпуски материалов постоянно действующих семинаров «Гуманитарная наука и высшие ценности Российского государства» и «Проблемы современного государственного управления в России». Под эгидой Центра изданы монографии «Социальное измерение государственной экономической политики» (авторы В.И. Якунин, В.Д. Роик, С.С. Сулакшин) и «Государственная политика вывода России из демографического кризиса» (В.И.Якунин, В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин).

С большим интересом встречена общественностью книга В.И. Якунина «Природные ресурсы России – путь к богатству или бедности» (серия «Научный эксперт», 2007 г.). С ее содержанием читатели могут познакомиться из нашей публикации.

В небольшой по объему книге В. Якунина рассматриваются вопросы, волнующие каждого жителя России. Что ждет страну в ближайшие годы и в обозримой перспективе? Какой будет ее экономика? Какова роль наших природных ресурсов в развитии народного хозяйства? Как лучше распорядиться ценнейшими дарами? Опытный управленец, президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Владимир Иванович Якунин, убежден: Россия располагает возможностями для того, чтобы сделать уровень жизни большинства населения достойным, а страну успешной. Для достижения этой цели необходимы политическая воля, стратегически выверенное использование механизмов экономического развития и принятие конкретных социально-экономических решений.

Думать о будущем

Что ждет наших детей, внуков и следующие поколения? Можем ли мы забыть о том, что наше благополучие заложено тысячелетним трудом пращуров? Благодаря им Россия сегодня живет и здравствует, сохраняет традиционные ценности и смысл существования. Но сохранится ли подобная стабильность через 25, 50 лет?

По мнению В. Якунина, ответственность за устойчивость государства лежит прежде всего на системе государственной власти. Ведь на этот счет есть соответствующий Федеральный закон – «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (№ 115-ФЗ). Согласно ему, кроме программ развития среднесрочного периода, правительство должно прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие на долгосрочную перспективу. Но в современной России осуществляются только краткосрочное и среднесрочное прогнозирование и программирование. Долгосрочные планы фактически детально не разрабатываются.

Известны программы среднесрочного социально-экономического развития страны («программы Грефа»), однако они рассчитаны лишь на три года. Долгосрочных, хотя бы индикативных, планов развития страны попросту нет. А это значит, что о будущем необходимо со всей серьезностью задуматься самому обществу. Если народ не хочет кормить свою армию – он будет кормить чужую. Перефразировать это справедливое изречение можно так: «Если страна не хочет или не может думать о своем будущем, за нее подумают другие».

Составляющими элементами долгосрочной программы должны стать стратегия обращения с природными ресурсами страны (в частности, топливно-энергетическими) и, шире, стратегическая экономическая политика государства. Ее контуры и старается очертить В. Якунин.

Экономическая модель

Важную роль в своих размышлениях эксперт отводит национальному интеллекту как мощному стимулу продвижения страны вперед. «Мозги нации» в определенном смысле материализуются в виде наукоемких отраслей экономики. Совокупный интеллект населения, уровень его образованности, культуры, нравственности – все это тоже экономические категории, еще один «природный ресурс». Самый ценный.

В. Якунин предлагает сравнить долю наукоемкой интеллектуальной продукции, производимой в разных странах. К сожалению, наша страна и в малой степени не использует данный ресурс. За 1990-2004 гг. затраты на научные исследования в России упали до 43%. В структуре ВВП эти расходы в 2004 г. составляли 1,17% (в 1990 г. – 2,03%). Сегодня величина выделяемых средств в расчете на одного занятого в науке в России в восемь раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 – чем в Германии. За тот же период численность научного персонала снизилась на 57%.

С 1989 по 2002 г. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых; еще около 30 тыс. работают в разных странах мира по временным контрактам. Действует своеобразный бюджетный насос, перекачивающий российские средства, потраченные на образование и подготовку специалистов высшей квалификации, за границу. Надо не просто задуматься над этими фактами, а безотлагательно искать и находить решение!

Крайне тревожно, что за тот же период резко упал престиж профессии ученого. Разруха, как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова, начинается в головах. В России, по данным опроса Левада-Центра, профессию ученого считают престижной только 9% жителей страны. Сравним, что в США ту же профессию расценивают как престижную и даже весьма престижную 96% населения.

А каков же вклад невоспроизводимых сырьевых природных ресурсов в ВВП страны, в ее экспортную составляющую? СССР ограничивал свой экспорт и импорт, следуя золотому правилу национальной безопасности. Кстати сказать, так ведут себя и другие крупные, устойчиво развивающиеся страны, например, США и Япония. Отношение их экспорта и импорта к ВВП всего 27%! В основном эти государства потребляют свои же товары, произведенные на собственной территории.
Россия в последние годы бьет рекорды по перемещению товаров через границу в обе стороны. Притом что могла бы потреблять вывозимые продукты на своей территории. На минуту представим, что будет, когда некие силы перекроют границу, а мы уже разучились жить своими интересами и смыслом, своим продовольствием. Внешние связи, конечно же, нужны, но всему есть предел.

В. Якунин сообщает, что в научном Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования была поставлена и решена важная задача. А именно: представлены модель национальной экономики и ее динамика в последние годы с точки зрения ориентации на воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. В итоге исследования выявилось, что наша национальная экономика строится по наименее эффективному из возможных варианту. Причем КПД ее все дальше снижается.

Почему так происходит? Во-первых, потому что выбрана сырьевая, экспортная модель. Во-вторых, потому что взят курс на невмешательство государства в экономические процессы. Избрана так называемая неолиберальная модель – мол, рынок во всем разберется сам. Всякому мало-мальски грамотному человеку ясно: если ты хочешь поднять отрасли с высокой эффективностью, то именно туда нужно направлять инвестиции – и государственные, и частные, создавая соответствующие стимулы и мотивы.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года сказано: «Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы, не нарушая достигнутую финансовую устойчивость, сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг».

Но вместо этого, пока ведомство Германа Грефа «отдыхает» и не участвует в экономическом регулировании, рынок направляет инвестиции именно в самые неэффективные отрасли. Сферы экономики, основанные на воспроизводимом ресурсе – наукоемких технологиях, инновациях, знаниях, интеллекте, – остаются на голодном пайке. Это означает, что сырьевой, неэффективный характер российской экономики усиливается, а следовательно, ее зависимость от невоспроизводимых ресурсов и историческая обреченность в стратегической перспективе будут нарастать.

Есть ли способы остановить этот фатальный процесс? Да, есть. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования работает над программой государственной политики экономического развития страны исходя из требования его устойчивости в долгосрочной перспективе.
Ряд предложений уже опубликованы и переданы правительству. В их числе актуализация примерно 2,5 трлн. руб. ежегодно (из национально доступных финансовых ресурсов) на жилищное строительство, включая ипотеку, на реальную, а не на словах, поддержку малого и среднего бизнеса, на подъем наукоемких отраслей экономики, инвестирование национально значимых инфраструктурных проектов.

Что дает народу экспорт сырья

И все же добыча и экспорт углеводородных ресурсов на сегодня главная статья доходов государства. Как эти доходы попадают ее гражданам? Во многих странах мира в этом вопросе придерживаются правила: то, что дано Богом, принадлежит всему населению страны. Например, в некоторых странах Ближнего Востока каждый житель получает фиксированную долю дохода от продаж нефти. В Норвегии создан Фонд будущих поколений – в нем накапливаются средства на случай истощения запасов нефти.
В правовой системе России природные ресурсы также рассматриваются как национальное достояние и в значительной мере находятся в государственной собственности. Исторически государство является выразителем общих интересов и основным субъектом, определяющим использование природных ресурсов и снятие природной ренты. Однако ныне оно с этой функцией не справляется. Современные законодательные механизмы ориентированы скорее на то, чтобы ренту (часто коррупционного происхождения) получал конкретный чиновник, который от лица государства уполномочен распределять ресурс. Государство в должной степени не занимается созданием правовых условий для более рачительного использования природных ресурсов, не ведет их учет, разведку, не определяет стратегию использования. Особенно это касается таких, пока еще неявно востребованных на рынке, но уже перспективных в экономическом плане, ресурсов (вода, прежде всего пресная, леса, ресурсы Российской Арктики и т. д.). Если так продолжится и впредь, то роль России даже среди ресурсоэкспортирующих стран постепенно будет снижаться, и со сменой глобального спроса на мировом рынке (например, с углеводородов на пресную воду) Россия будет не готова к участию в мировом рынке. Политически дело может обернуться насильственными притязаниями на богатства нашей земли.

Как известно, существенная часть экспортной выручки от продажи нефти и газа за рубеж, в силу изобретения Минфина – «Стабилизационного фонда», – не используется ни на социальные цели, ни на инвестирование экономического развития. Четыре с лишним триллиона рублей, накопленные в Стабфонде фактически как рента от природных ресурсов, «стерилизованы», т.е. выведены из национальной экономики на счета иностранных банков и даже капитализированы в ценные бумаги иностранных частных фирм. Российская природная рента идет на развитие чужой экономики, приносит пользу населению других стран. Чему уж тут радоваться! Ведь страдают люди, их здоровье, фактически ущемляются их конституционные права.

Разработчики новой модели предлагают ввести необычный оценочный показатель – коэффициент витальности, или жизненной силы, страны. В этом критерии интегрируются такие параметры, как рождаемость, продолжительность жизни, миграция и др. Учитывается, насколько приросло или убыло население России. Острейшая проблема современной России – в ее «обезлюживании», демографическом кризисе. Народ продолжает вымирать.

На графике видно, как данный показатель менялся на протяжении истории. Как именно влияли на него революция и голодомор, Отечественная война, первые годы перестройки, развал СССР, дефолт 1998 года. За годы президентства В.В. Путина прискорбная траектория изменилась к лучшему. Есть надежда, что будет полностью исправлен курс 90-х годов – когда политики открыто пренебрегали национальными интересами и безопасностью России.

Позитивные сдвиги можно и нужно развивать. Необходимы трансформация природно-ресурсного законодательства, изменение принципов экономического управления и регулирования. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования работает над такой программой экономической политики страны. Все мы в ответе перед прошлым и будущим. Надо выполнить наказы предков, живших на российской земле тысячу лет и завещавших ее нам. Пусть и после нас наша Родина живет и процветает – еще тысячи и тысячи лет!

Современная Россия – движение вперед
Валентина МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга
Участникам и гостям XI Петербургского международного экономического форума
Михаил ОСЕЕВСКИЙ
Площадка для диалога и контактов
Александр ШОХИН
Роль России в мировой экономической системе
Антон ТРОЯНОВ
Формат меняется, уникальность остается
Светлана ГАНЕЕВА
Инвестиционный климат в России
Экономика России: контуры будущего

 

ЭКОНОМИКА

 

 

 

Информационно-аналитическое издание jjjj№47 2007j