Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ К НАСТОЯЩЕМУ ПРОРЫВУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ЭКОНОМИКА ВЕРНУЛАСЬ К РОСТУ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
«СЕРАЯ ЗОНА» – ЭТО НЕВЫГОДНО
  Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ
УВЕРЕННО, ВМЕСТЕ – ВПЕРЕД!
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВЫСОКИЙ СТАТУС, АВТОРИТЕТНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ
  МОЩНЫЙ СТАРТОВЫЙ ПОЛИГОН
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2018» ПРИГЛАШАЕТ
  ЭКОНОМИКА
  АРКТИКА 2018
  ЭНЕРГЕТИКА ЗАПОЛЯРЬЯ
  В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
  Валерия ПЕРЦЕВА, нотариус нотариального округа Липецкого района Липецкой области
НОТАРИУС ВСЕГДА В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  ОБЩЕСТВО
  ВОЗРОЖДАЕМ ТРАДИЦИИ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
  ПОКЛОНИТЕСЬ ДЕРЕВНЕ
  СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ













































Картель губит экономику

Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России

Общий объем госзакупок составляет около 25 трлн руб., т.е. примерно 30% ВВП. Из них 7 трлн руб. составляют электронные торги по 44-ФЗ и 2 трлн руб. – закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. При этом до 80% торгов картелизированы. Ущерб от картелей в сфере госзакупок составляет 1,5-2% ВВП в год.

Статистика и реальность

Ежегодно в Российской Федерации выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2017 г. было возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 дел о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 г. При этом более 85% дел по картелям – сговоры при торгах, что почти на 3% больше, чем в 2016 г.

Но в реальности картельных сговоров при торгах куда больше. У нас фактически в ежедневной рутине картели везде. Проблема сговоров является крайне серьезной для экономики всей страны. Признаки сговоров на торгах в 2017 г. выявлены при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме. Картель был и остается губительным для экономики явлением.

Данные статистики также не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок.

Картели с целью поддержания цен на торгах изменились качественно. До 2014 г. в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более 10 хозяйствующих субъектов, и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур. В 2015–2017 гг. количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей.

«Лидирует» строительство

Антиконкурентные соглашения, в том числе картели, выявляются практически во всех секторах российской экономики, но все же «лидерство» по картелизации уже второй год подряд удерживает сфера строительства.

Принимая во внимание эти данные, решением Коллегии ФАС России перед ведомством поставлена задача по декартелизации сферы строительства, в том числе дорожного, содержания и ремонта дорог.

Более того, 21 декабря 2017 г. Указом Президента РФ утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 гг. Среди прочих мер, направленных на противодействие картелям, отдельным пунктом этого документа предусмотрена работа по декартелизации сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Безусловно, работа по данному направлению будет продолжена и усилена, но вместе с тем, ФАС России уже имеет большое портфолио по выявлению и пресечению картелей и иных антиконкурентных соглашений сфере строительства.

Антиконкурентные соглашения

Статистика по делам об антиконкурентных соглашениях в сфере строительства за 2016–2017 гг. выглядит следующим образом. Подобные соглашения в прошлом году выявлены на территории 54 регионов, в 2016 г. – в 50 регионах. Признаки сговоров на торгах в 2017 г. выявлены при проведении более 400 открытых аукционов в электронной форме, в 2016 г. – при 140. Сумма общих начальных максимальных цен контрактов за прошлый год – более 38,6 млрд руб., в 2016 г. – 6,8 млрд руб.

Всего в прошлом году ФАС России возбудила 146 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строительных, ремонтных работ зданий и сооружений, а также при строительстве и обслуживании дорог.

Я не раз отмечал, что наши расследования не только выявляют и позволяют наказывать нарушителей, но и становятся сигналами к изменению отраслевого законодательства. Так, дело 2015 г., возбужденное в отношении Минстроя России и еще ряда федеральных органов исполнительной власти и компаний, дало толчок к реформированию ценообразования в стройке.

В 2016 г. ФАС России вынесла решение в отношении ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», ФАУ «ФЦЦС» и ООО «Госнорматив» – это организация, аффилированная с ФАУ «ФЦЦС», которые заключили антиконкурентное соглашение с целью ограничения конкуренции при определении подрядчика для выполнения комплекса работ по расчету индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства для объектов космодрома «Восточный».

Несмотря на возможность проведения конкурентной процедуры ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», реализуя антиконкурентное соглашение, внес изменения в Положение о закупках, позволившие заключить договор с единственным поставщиком – ООО «Госнорматив», что повлекло выплату 320 млн руб. поставщику.

ФАС России установила, что работы по расчету этих индексов могли выполнить иные хозяйствующие субъекты по более низкой цене. Результатом этого соглашения стало не только ограничение конкуренции, но и существенное удорожание строительства космодрома, создание предпосылок для многочисленных хищений и злоупотребления при строительстве космодрома.

Есть у нас кейсы и в сфере строительства, ремонта и обслуживания дорог. В 2011–2014 гг. Управлением автомобильной магистрали М-54 «Енисей» проводились торги и аукционы для заключения государственных контрактов по содержанию автомобильной дороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией.

ФАС России установила, что в этот период 6 аукционов на сумму более 1,8 млрд руб. завершились без какого-либо соперничества между их участниками. Снижение начальной максимальной цены контракта составило всего лишь 0,5%.

При этом по результатам проведенного анализа закупок в тех аукционах, заявки на участие в которых были поданы хозяйствующими субъектами, не являющимися участниками соглашения, наблюдалась конкуренция, в результате которой снижение начальной максимальной цены составило от 20 до 44%. При этом государственные контракты были заключены и исполнены победителями.

Таким образом, перерасход бюджетных средств от деятельности картеля в этом случае достигает 700 млн руб.

В январе этого года мы возбудили дело по признакам нарушения пункта Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

В совокупности признаки картеля между ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой» усматриваются по результатам проведения 6 конкурсов с ограниченным участием по реконструкции аэропортов Шереметьево, «Новый» в Хабаровске и Волгограда, модернизации аэропорта Южно-Сахалинска и реконструкции покрытий взлетно-посадочной полосы с заменой светосигнального оборудования в международном аэропорту Воронежа. Начальная максимальная сумма контракта составляла 24,66 млрд руб.

По нашим данным, конкурсы проходили по заранее оговоренному сценарию с участием всего этих двух компаний с незначительным снижением цены контракта. Также зафиксированы переводы денежных средств между участниками торгов в размере сумм обеспечения заявок и неоднократное направление конкурсных заявок друг другу в электронном виде до момента окончания подачи заявок.

В настоящее время дело о нарушении антимонопольного законодательства находится в стадии рассмотрения.

Таким образом, можно резюмировать, что работа по декартелизации сферы дорожного строительства активно ведется ФАС России на протяжении последних лет, а в скором времени ФАС России будут возбуждены новые крупные дела по картелям в этой сфере.

Информационно-аналитическое издание jjjj№145 2018



ГОСЗАКАЗ 2018

  ЗАКУПКИ ПЕРЕХОДЯТ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКОРОСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КАРТЕЛЬ ГУБИТ ЭКОНОМИКУ
  Рачик ПЕТРОСЯН, заместитель руководителя ФАС России
ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
  Антон ГЕТТА, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
  Наталья СЕРГУНИНА, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
РЫНОК ГОСЗАКУПОК МОСКВЫ: ФАКТОРЫ УСПЕХА
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
В ФАРВАТЕРЕ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель Центрального банка РФ
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
  Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента РФ
ЗАДАЧА ВЫПОЛНИМА
  Аркадий ПОНОМАРЁВ, депутат Госдумы РФ от Воронежской области, председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta