Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ К НАСТОЯЩЕМУ ПРОРЫВУ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ЭКОНОМИКА ВЕРНУЛАСЬ К РОСТУ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
«СЕРАЯ ЗОНА» – ЭТО НЕВЫГОДНО
  Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ
УВЕРЕННО, ВМЕСТЕ – ВПЕРЕД!
  ГОСЗАКАЗ 2018
  ЗАКУПКИ ПЕРЕХОДЯТ В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
  Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ: ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СКОРОСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КАРТЕЛЬ ГУБИТ ЭКОНОМИКУ
  Рачик ПЕТРОСЯН, заместитель руководителя ФАС России
ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
  Антон ГЕТТА, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
  Наталья СЕРГУНИНА, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
РЫНОК ГОСЗАКУПОК МОСКВЫ: ФАКТОРЫ УСПЕХА
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
В ФАРВАТЕРЕ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ
  Эльвира НАБИУЛЛИНА, председатель Центрального банка РФ
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
  Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник Президента РФ
ЗАДАЧА ВЫПОЛНИМА
  Аркадий ПОНОМАРЁВ, депутат Госдумы РФ от Воронежской области, председатель Совета Российского союза предприятий молочной отрасли
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
  ТЕХНОЛОГИИ
  ВЫСОКИЙ СТАТУС, АВТОРИТЕТНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ
  МОЩНЫЙ СТАРТОВЫЙ ПОЛИГОН
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2018» ПРИГЛАШАЕТ
  ЭКОНОМИКА
  АРКТИКА 2018
  ЭНЕРГЕТИКА ЗАПОЛЯРЬЯ
  В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ
  Валерия ПЕРЦЕВА, нотариус нотариального округа Липецкого района Липецкой области
НОТАРИУС ВСЕГДА В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ



















Поклонитесь деревне

Совсем недавно, 21 октября 2017 года, в Данковском районе широко отметили 120-летний юбилей со дня рождения писателя-земляка Василия Дмитриевича Ряховского. Родился Василий Дмитриевич в селе Перехваль Данковского уезда Рязанской губернии в 1897 году. Он любил этот прекрасный уголок Рязанщины, окаймлённый с востока Доном-батюшкой, с севера – милой родниковой Перехвалкой, давшей название селу, а с юго-запада – Градским логом, когда-то защищавшим древний город Романцев, упоминаемый в документах за 1483 год.

В автобиографии В.Д. Ряховский писал: «Родина моя – степной уголок Рязанской губернии, село Перехваль бывшего Данковского уезда. Глухое, тёмное и славится больше не именитыми выходцами, а ворами. Отец мой – крестьянин, выбивавшийся все годы в писаря. И был им, отчего я с раннего детства прирос к знаменитейшему оружию человеческой мысли – перу».

Любил он Перехваль, мысли о селе не давали ему покоя, заставляли описывать родные места в произведениях. В романе «Дворики» Василий Дмитриевич пишет: «Встало перед глазами пёстрое праздничное утро: шли люди широким выгоном в церковь; из-за бугра, поросшего густым низким дубняком, плыл редкий звон, и, казалось, звонило небо, солнце, от звона шалела рыба и гуртом шла в бредень. Вот прошли цветной толпой девки, блестя бусами и огнисто отливающими лентами».

Василий Дмитриевич стремился сохранить прекрасную перехвальскую речь и тревожился из-за того, что перехвальский говор стал забываться. В одном из писем он пишет: «Перечитывая «Тихий Дон», я вновь думал о своём старом намерении, о составлении словаря чудесного перехвальского говора, который стал ныне забываться и со временем будет вытеснен навсегда… близость наших предков к донскому казачеству. В этом я особенно убедился, читая Шолохова».

Нет, не забылся прекрасный перехвальский говор. Наоборот, он стал достоянием всей великой России. И сделал его этим достоянием наш земляк-писатель В.Д. Ряховский в своих произведениях. Путь Ряховского в литературу был подобен пути многих талантливых людей из народа. За 28 лет работы им было написано немало. Это замечательные романы: «Дворики» – о жизни русской деревни в начале XX века, «С гор потоки» – о начальном периоде колхозной жизни в средней полосе России.

В романе «Восстание» Василий Ряховский описывает события, которые происходили на территории Долговской волости Данковского уезда (к этой же волости, напомним, относилась и Масловка). В романе нашли отражение события Голицынского восстания рязанских крестьян в Стрешневской вотчине, которое вспыхивало дважды – в 1847 и 1850 годах. В отечественной литературе он стал единственным произведением об этих событиях, и уже поэтому представляет определённый познавательный и научный интерес. Действие романа разворачивается таким образом, что читатель сталкивается с целым рядом конкретных исторических лиц. Это прежде всего владелец Стрешневской вотчины граф Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года, и владелец соседней вотчины – сенатор Степан Дмитриевич Нечаев. Богатый граф Остерман-Толстой жил заграницей, мало интересовался своей вотчиной, крепостные у графа были на оброке, начальство выбиралось самими мужиками. Мужики в Стрешневе жили значительно вольготней, ходили в отход на заработки с лошадьми, у них в кошелях водились деньжонки, бабы щеголяли в цветных платках.

После смерти графа рязанские вотчины Остермана-Толстого отошли князю Голицыну. Новый управляющий назначил новых старост и десятских. Старший приказчик Ююкин ненавидел мужиков лютой ненавистью лакея, получающего кусок хлеба из барских рук. Потому с первого шага избрал непреклонную безжалостность основным правилом поведения. У крестьян отобрали лучшие земли, даже земли, засеянные с осени, и выделили участки на пастбищах и неудобьях. Мужики, женщины и дети трудились на помещика, на работу на своих участках не оставалось ни сил, ни времени. А новые начальники свирепствовали, часто без причины пускали в ход плетки и кулаки. Так, работающую на току беременную женщину десятский избил до полусмерти, в тот же день у Афимьи родился мертвый ребенок. При обращении в суд не помогло медицинское заключение, десятник не был наказан.

Доведенные до нищеты, постоянно истязаемые и унижаемые люди еще верили в закон. Обращались с прошениями к губернатору, приехавшему князю, даже странника Тимофея отправили к царю-батюшке. Ходоков бросили в тюрьмы, губернатор Рязани отправил войска из Ряжска и Пронска усмирять крестьян. Это было даже не восстание, просто в ответ на нежелание князя прислушаться к их просьбам крепостные перестали выходить на барскую работу. Мужиков, каждого десятого по счету, пороли розгами до беспамятства, так, что кожа лентами отваливалась со спины. Зачинщиков судили, заклеймили и сослали в Сибирь.

Через три года восстание вспыхнуло вновь. За это время словно буря опустошения прошла по волости: там, где некогда стояли многолетние скирды хлеба, виднелись теперь пустые гумна. В домах всю ночь светились огни: бабы и подростки-девочки ткали, пряли и вязали кружева, выполняя урок конторы. Мужики месяцами пропадали в барских имениях. От былой независимости и размаха в крестьянах не осталось и следа. Пользуясь безнаказанностью, приказчик и его приспешники совсем распоясались, пороли мужиков, сажали в тюрьму, отдавали в солдаты, насиловали женщин. В вотчинной конторе не переводились розги. и им каждый день находили применение. Ююкин, облегчая работу конюхов, для наказания крепостных завел цепной стул и рогатку.

Но все чаще в вотчине стали встречаться шалости: в Колодезях подожгли барскую ригу, в Александровке избили вотчинского нарядчика... Такие события стали происходить и в соседних вотчинах. Последней каплей стал случай, когда в праздник Николы в церковь прибежала, спасаясь от насилия приказчика, простоволосая, в разорванной рубахе Агафья Лихачева с криком, что убивают ее свекра.

Этот день был полон разрушения, своеволия, о котором так тосковал народ. Ююкина били все, каждый считал своим долгом хоть раз ударить этого человека. С барских амбаров сбили замки. Колодезные, каратаевские, а заодно и крестьяне других вотчин насыпали хлеб и везли домой. От всей волости избрали свое начальство. Конторские дела сожгли, чтобы скрыть грабеж, записи долгов и взысканий, которые вел Ююкин. Ночью пожары вспыхнули в имении Нечаевых, в Хитрово.

На усмирение крепостных опять были присланы войска. В этот раз войска встречали пустые дома деревень. Жители, забрав с собой скот, провиант, ушли в бега, рассеялись по селам всего уезда. Прошло лето, болела крестьянская душа о своем хозяйстве, пришло время убирать хлеб. Мужики стали возвращаться в свои деревни. Опять пороли, зачинщиков судили, клеймили и в Сибирь. Вслед за ними отправили и их семьи. Главного зачинщика фельдшера Якова Шишкова в Москве сдал властям голицынский кучер Лукашка – за поимку Шишкова княжеская контора обещала награду в 25 рублей. Яков от побоев скончался в Данковской тюрьме. Так закончилось восстание крепостных крестьян в Данковском уезде.

3 марта (19 февраля по ст. ст.) 1861 года – Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.

Написал Василий Дмитриевич Ряховский также исторические повести «Родная сторона» и «Евпатий Коловрат». В последней писатель показал борьбу наших предков против татарского нашествия. В ней просматривается патриотический подвиг русских воинов. Евпатий Коловрат изображен самоотверженным защитником родной земли. На материале этой повести воспитывалось не одно поколение русского народа, она включена в учебники по литературе.

Произведения В.Д. Ряховского дают богатейший материал для познания нашего края. За небольшим исключением, они посвящены той части Рязанщины, которая ныне входит в состав Липецкой области. В названиях предметов крестьянского обихода и особенностей быта земляков писателя, описанных в его произведениях, ярко отразились многие предметы жизни этого края. И даже когда Ряховский «отправлял» своих героев в иные части страны, он сохранял за ними признаки своих земляков и родственников. В произведениях писателя немало знакомых липчанам географических названий: Елец, Задонск, Данков, Доброе. Любя родной край, земляков, В.Д. Ряховский всю свою творческую жизнь стремился исследовать характер русского крестьянина-рязанца, именно того человека, который был душевно близок писателю – уроженцу центральной части России.

На долю В.Д. Ряховского выпало счастье быть учеником А.М. Горького, испытать его чуткую заботу. В 1925 году Алексей Максимович писал ему: «Перо у вас мягкое, сердце должно быть тоже хорошее, доброе. Очень приятно отметить, что вы, видимо, не любите останавливаться на темных сторонах жизни».

В 1933 году Ряховский решает написать историю родного села Перехваль. О своём замысле он сообщает А.М. Горькому и через некоторое время получает ответ великого писателя: «Уважаемый Ряховский, намерение ваше написать биографию, т.е. историю села Перехваль, горячо приветствую… А для создания такой истории вам, на мой взгляд, не следует останавливаться исключительно на материале села Перехваль, но необходимо расширить материал. Вначале вы должны дать очерк возникновения поселения на границе степной полосы, мотивы и условия возникновения». Следуя советам Горького, Василий Дмитриевич пишет повесть «Родная сторона», посвящённую историческому прошлому нашего края.

В годы Великой Отечественной войны Василий Дмитриевич был военным корреспондентом газет Черноморского флота. В это время он пишет сборник рассказов «Возрождение», в основу которого легли наблюдения писателя. Демобилизовавшись, он создаёт роман о сельской интеллигенции. Эту работу в 1951 году прервала смерть.

Лучшие произведения Ряховского до сих пор привлекают внимание читателей, обогащают наши знания о нелёгком, но неустанном движении человека к счастью, добываемому борьбой и трудом.

В письме молодому писателю Алексей Максимович Горький рекомендует использовать в своей работе о деревне упоминавшуюся нами книгу дочери Петра Семёновича Тянь-Шаньского Ольги «Жизнь Ивана». Приведём некоторые выдержки из неё.

Имущественное состояние Степана – отца Ивана, когда у него родился третий сын Иван.

Степан мужик среднего достатка, родился во времена крепостного права. Третий сын его родился через год или два после реформы. Три лошади (из них одна-стригун), пятнадцать овец, одна корова и одна телка, свинья.

Изба деревянная в три окна, сенца, двор, амбарчик, рига. Две телеги, две сохи, одна борона, две дуги, две сбруи, две косы, два веретья, сани, топор, две лопаты, два цепа, сечка для капусты, четыре чугуна, семь кадушек, два ведра, корец, дойник, шесть глиняных горшков, четыре блюда, корыто, лампа, одна четвертная бутыль, мялка, две самопрялки, два гребня с донцами, два стана, один стол, две лавки, конник, задник (всего четыре лавки), лохань, ухват (рогач), валек, три сковороды, двое граблей, сито, два решета. Было убрано ржи восемнадцать копен с двух с половиной десятин земли, что равняется девяти четвертям, проса две четверти, картошки двенадцать четвертей, овса копен восемь.

Какое приданое взял Степан (отец Ивана) за Акулиной.

Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты (от пяти до двадцати холстов по тридцать-тридцать пять аршинов каждый), две-пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель (подушка из перьев, ватола, то есть одеяло), также разные предметы бабьего обихода – самопрялка, стан и т. д., хотя вообще на приданое смотрели мало, обращая главным образом внимание на физические свойства (здоровье) и способность к работе (уменье) будущей жены.

Жених давал невесте «поклажу». Рублей десять-пятнадцать денег, овчинную шубу, поддевку из крестьянского сукна, коты, валенки, пуда два-четыре муки, меру круп, одно-два ведра водки.

Теперь же за невестой берут деньги (рублей пять-десять), особенно если она отличается каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», то есть порядочно старше жениха, или есть про нее слухи, что «гуляла». Холстов в приданое у невесты уже не бывает («льны нынешние годы не родятся», да и невесты «не такие пряхи, как в старину»). Зато теперь обращают внимание на то, хорошо ли одета невеста, есть ли у нее шерстяные сарафаны, «шаль», «ботинки», поддевка из тонкого сукна и т.д. Рубах требуется столько же, сколько и прежде. Понев уже не носят, зато постель лучше прежней: две подушки, одна из перьев, другая «хлопчатая» (из ваты), два одеяла: ватола и стеганое ситцевое одеяло. «Поклажи» невесте дают все меньше, и меньше. Иногда одну только шубу, а иногда, только рублей семь денег.


А на этом фото столетней давности – деревенская свадьба. Судя по фотографии, на ней изображены отнюдь не бедные люди, можно даже сказать, что это богатая свадьба. Почти у всех на ногах сапоги, хотя вплоть до Великой Отечественной войны многие крестьяне в деревнях ходили в лаптях и обмотках. Интересно смотреть, как раньше одевались, какие прически и бороды носили. А жених совсем мальчишка, ведь раньше рано женились.

Только невеста выглядит расстроенной, однако в то время не уместно было показывать радость и счастье... лучшее чувство – скромность и покорность. Ведь в то время у людей права выбора не было. Чего им радоваться, родители договорились и всё – вот вам новая семья.

Крыша дома покрыта дощечками, это редкость в то время, обычно крыли дранками. Такое покрытие называется «гонт», ведь тогда не было ни шифера, ни железа в достатке, и поэтому в лесных районах крышу крыли таким образом.

От описания крестьянского быта XIX века и начала XX века, перей-дём к периоду коллективизации и Великой Отечественной войны.

В книге «Доломит и Данков» (Липецк, ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2002- 192 стр.), на страницах 127-128, С.Н. Дегтярёв пишет, что село Никольское (его родное село) было центром Никольского сельсовета. Оно названо так по Никольской церкви и известно по писцовым книгам с 1676 года. Престольный праздник Николы отмечается два раза в году: вешний – 22 мая, зимний – 19 декабря. Село вольное, за исключением деревни Бугровки. В Никольский церковный приход входили деревни Кожухово, Бодяевка, Бугровка, Хохловка, Воробьёвка, Масловка, Большак, Стрекаловка, Задоновка, Ошанино. В 1876 г. в приходе было 190 дворов, 765 мужчин и 819 женщин. Грамотных было 250 мужчин и 75 женщин.

Село, расположенное по правому берегу Дона, посредине разделялось глубоким оврагом. В народе овраг называется Костречиха и делит село пополам на северную и южную части.

Северная часть села называется Буйский конец. Такое название часть села получила потому, что её заселял буйный народ, бежавший от властей после подавления крестьянских восстаний под руководством Степана Разина, Василия Уса и других воевод.

Деревня Бугровка была барская. После отмены барщины в 1861 г. барин ещё лет 10-15 имел влияние на своих крестьян.

Церковь в селе была деревянная. В 1915 г. начали сооружать кирпичную, возвели до окон первого этажа. В таком положении церковь стояла до 1932 года. Достраивали в советское время по проекту школы. В 1936 году открылась двухэтажная средняя школа с контингентом более 550 учащихся, в этой школе учился будущий Герой Советского Союза Алексей Никанорович Захаров.

Во времена коллективизации в 1929-1932 гг. на селе происходили сложные процессы по переделу земли.

Сельский церковно-приходской уклад начал изменять свои административно-территориальные границы. Теперь они устанавливались по колхозному признаку, а позже, при организации совхозов, – по границам совхозных земель.

В границах Никольского сельсовета было образовано восемь колхозов.
1. «Красная горка» – д. Кожухово, 52 двора.
2. «Тихий Дон» – д. Бодяевка, 32 двора.
3. «Будь готов» – д. Бугровка, 38 дворов.
4. «Донское побережье» – д. Масловка, 24 двора, д. Хохловка, 13 дворов.
5. «Пятилетка» (позже переименован в им. Фрунзе) – с. Никольское (южная часть), 95 дворов.
6. «Красная площадь» – с. Никольское (Буйский конец) – 45 дворов, д. Большак, 12 дворов, д. Воробьёвка, 15 дворов.
7. «Красный Восток» – д. Задоновка, 12 дворов.
8. «Имени Ленина» – д. Стрекаловка, 33 двора, д. Ошанино, 14 дворов.

Всего в восьми колхозах было более 4800 га пахотных земель. И пришёл крестьянин в колхоз с той же техникой, которой обрабатывал свои частные наделы: однолемешным и двухлемешным конным плугом, деревянной сохой, двуконными косилками системы «Дюринг» и «Маккорник», конными молотилками. Изменился только строй обработки земли – от единоличного к коллективному.

Академик Дмитрий Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» так писал о крестьянском труде, и о русской природе: «Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. Поэзия преобразования природы трудом пахаря хорошо передана А. Кольцовым в «Песне пахаря», начинающейся понуканием сивки:

Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.


С изменением уклада жизни села стали изменяться и местные культурные традиции. Наряду с престольными религиозными праздниками стали отмечать новые советские: 1 Мая – День международной солидарности трудящихся и главный праздник года – 7 ноября, годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. В отличие от религиозных, советские праздники организовывались по определённой программе под руководством руководителей колхоза. Обычно празднество происходило так: с окраины несколько человек с красными флагами, гармошкой, с пением революционных песен шли по селу и к ним примыкали люди из каждого дома. Колонна увеличивалась, увеличивалось количество флагов, плакатов, гармошек. Громче и веселее пелись песни.

Колонны со всех колхозов стекались на площадь к сельскому Совету. Здесь проходил торжественный митинг. На митинге выступали руководители колхозов, передовые колхозники, комсомольцы, представители района. После митинга проводился концерт художественной самодеятельности местных или приезжих артистов. Затем колонны расходились к своим правлениям колхозов, где к этому времени уже были накрыты столы. Праздник продолжался допоздна.

С 1936 года вспашка земли в колхозах и уборка хлеба стали выполняться тракторами, комбайнами и другой техникой из Сторожевской МТС.

(Продолжение следует).
Иван МАЛЮКОВ,
председатель правления общества краеведения Данковского района
Павел УСОВ,
заместитель председателя

Информационно-аналитическое издание jjjj№145 2018



ОБЩЕСТВО

  ВОЗРОЖДАЕМ ТРАДИЦИИ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
  ПОКЛОНИТЕСЬ ДЕРЕВНЕ
  СЧАСТЬЕ СТАТЬ РОДИТЕЛЯМИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta