Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ КОНТРОЛЬ, ПОВЫШАТЬ ФИНАНСОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН
  РЕГИОНЫ
  НОВЫЙ УСПЕХ ЛИПЕЦКОЙ КООПЕРАЦИИ
  МУЗЕЙ В ШОКОЛАДЕ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член совета при Минздраве России
ЛЖЕНАУЧНА ЛИ ГОМЕОПАТИЯ?
  ЭКОНОМИКА
  Леонид ОРЛЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
ГДЕ И КАК НАЙТИ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ» ПРИГЛАШАЕТ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2017
  Аркадий ПОНОМАРЕВ, депутат Госдумы РФ, лидер Молочного союза России
БУДЕМ УКРЕПЛЯТЬ СВЯЗИ РОССИИ И ФРАНЦИИ В АПК
  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ЭКОЛОГИИ И ИННОВАЦИЯХ
  ОБЩЕСТВО
  САКРАЛЬНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА
  ЛИПЕЦКИЙ МОСКВИЧ – МОСКОВСКИЙ ЛИПЧАНИН
  Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ПОДЧИНЁННЫМИ
  ЕГОРЬЕВСК – ЧАСТИЦА РОССИИ































Государственно-частное партнерство – перспективный инструмент развития экономики

21 марта 2017 г. глава Минэкономразвития России Максим Орешкин провел заседание коллегии министерства по вопросам государственно-частного партнерства (ГЧП). Участники заседания пришли к выводу о необходимости развивать этот эффективный механизм, при этом внести ряд поправок в действующее законодательство.

Максим ОРЕШКИН, министр экономического развития РФ:

Важна стабильность условий
По оценке мировых экономистов, каждый рубль, вложенный государством в инфраструктуру, часто привлекает за собой больше 1,5 руб. инвестиций в сопутствующие проекты вокруг этой инфраструктуры. Понятно, что в таких условиях если удается добиться дополнительных инвестиций со стороны частных инвесторов в инфраструктуру, а механизм концессий позволяет это делать, то этот мультипликатор расходования бюджетных средств и последующих частных инвестиций многократно возрастает.
Важно понимать, что концессионные соглашения государственно-частного партнерства – это в значительной мере долгосрочные проекты. Для долгосрочных проектов очень важна предсказуемость. Поэтому одно из направлений Плана деятельности Правительства, над которым мы сейчас работаем, – создание общих предсказуемых условий, как с точки зрения макроэкономики, так и с точки зрения микроэкономической деятельности.
Конкретно для вопроса государственно-частного партнерства очень важна стабильность условий, в которых работают компании данного сегмента.



Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России:

Не вводить в заблуждение
Наша трактовка законодательства о концессиях следующая: если концессионер не вкладывает своих денег – концессии нет, это нарушение 44-ФЗ. ФАС является сторонником концессии, но в ситуации со 100% финансированием проектов из бюджета говорить о концессии не приходится: это больше похоже на имитацию концессии.
Самое главное, что мы, наверное, должны в ближайшем будущем сделать – это провести очень яркую и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, между госзакупками и концессиями. Отсутствие в законодательстве различий помимо прочего приводит к тому, что на аукционах происходит выбор заранее известной компании, а также увеличиваются затраты на реализацию проекта.
С другой стороны, мы понимаем: то, что уже сделано, не надо разрушать. И мы будем стараться искать какие-то формы, скажем, переименования в другую форму государственно-частного партнерства. Если правительство и парламент захотят, они могут узаконить такие концессии. Но, конечно, мы бы выступали против этого, поскольку это мимикрия, это неэффективность расходования средств, это псевдопроекты, это очковтирательство, говоря языком советского времени. Поэтому лучше продолжать законодательную работу, все-таки понимая, что концессия является ничем иным, как арендой с инвестиционнными условиями.



Игорь ШУВАЛОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ:

Жизнь могут обустроить инвесторы
Сегодня мы переживаем бум, большой интерес к ГЧП в разных формах. Концессия, может быть, наиболее яркая форма, но она не единственная. Закон содержит и другие формы.
Сейчас, может быть, самая важная для нас задача – внести определенную уверенность на рынке. Ни по федеральным, ни по региональным концессиям: переворачивать и «вскрывать» соглашения мы не будем. Надо всем опираться на существующие документы. А если у кого-то есть сомнения в законности договора, в честности и прозрачности мотивов заключения договора, надо включать существующие процессуальные механизмы и работать. Но никакой революции, никаких активных действий быть не должно. Будущее, в том числе и в социальной сфере – за концессионными соглашениями.
Форма концессии – сложная. И если есть разногласия в толковании – концессия это или закупка, то прошу Министерство экономического развития вместе с другими ведомствами создать рабочую группу и подготовить соответствующие поправки в федеральный закон. Мы за то, чтобы все было четко описано буквой закона.
Может быть, закон нужно поправить, чтобы дать больше гибкости и субъектам РФ, и муниципальным образованиям, поскольку основное хозяйство, которое они могут передавать в концессию, находится у них. Жизнь быстрая, и запрос на качественные услуги велик, поэтому без концессий в социальной и транспортной сфере не обойтись. Это все хозяйство субъектов и муниципалитетов.
Какой ответ, чтобы не было злоупотреблений? Только технологии. Мы с вами неоднократно обсуждали: процедура поиска инвестора и заключения соглашения должна быть максимально прозрачная. По аналогии с госзакупками. Любую концессию надо оцифровать и договориться, как мы это продвигаем, какой бы сферы это не касалось.
Конечно же, легче всего в бюджете попытаться найти и через госзакупку осуществить такую инвестицию. Я наоборот считаю, что сначала нужно посмотреть, есть ли место для концессии, для частно-государственного партнерства. Нет? Выходим тогда в сферу государственной закупки. Очень высокий запрос на качество и объем услуг. Без частных денег и инвестора мы это не сделаем.
Без ГЧП экономику страны ввести в устойчивый и высокий рост невозможно. Не нужно полагаться ни на муниципальную, ни на региональную, ни на федеральную власть с тем, чтобы обустроить жизнь. Жизнь могут обустроить инвесторы. Мы сегодня создаем возможность, за которую завтра заплатят. Но эта возможность уже сегодня начнет создавать новые знания, экономику, доходы.



Станислав ВОСКРЕСЕНСКИЙ, заместитель министра экономического развития РФ:

Недопониманий быть не должно
Мы с ФАС оперативно сформируем группу и детально разберемся, чтобы не было недопониманий. Чтобы действительно не довести до абсурда механизм концессий и под видом концессии не осуществлять госзакупки. Отмечу, что концессия от госзакупки отличается, прежде всего, уровнем риска инвестора, а не суммой, которая компенсируется из бюджета.
Министерство готовит ряд поправок по изменению законодательства о ГЧП. Первое – необходимо дополнить закон в объектах концессии информационными системами. Есть конкретные инвесторы. Министерство связи нас поддерживает. Государство могло бы сэкономить существенные средства на траты на самостоятельное построение государственных систем.
Второе – мы прорабатываем вопрос заключения одного соглашения между концессионерами и несколькими публично-правовыми образованиями. Речь идет о следующей ситуации: отдельный лот (скажем, отдельный детский сад) не всегда выгоден концессионеру, а когда несколько объектов социальной инфраструктуры объединяются в один лот, то условия привлечения инвестиций гораздо более привлекательны.
Кроме того, Министерство предлагает в закон о концессиях внести норму, чтобы публичная сторона перед тем, как выходить на конкурс по концессиям, обязательно проводила анализ – нельзя ли это более выгодным способом сделать через госзакупки.

Точка зрения

Сергей КАТЫРИН, президент ТПП РФ:

– Государственно-частное партнерство является одним из наиболее эффективных инструментов развития инфраструктуры Российской Федерации. В условиях ограниченности бюджетных инвестиций механизмы ГЧП позволяют привлекать ресурсы частного бизнеса в сектора экономики, которые ранее находились в исключительном ведении государства.
При всех видимых преимуществах, которые получат участники ГЧП-процесса, на сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, которые тормозят развитие ГЧП. В числе основных - отсутствие на территории России профессиональных операторов ГЧП-проектов, которые владеют технологиями управления объектами инфраструктуры; обрывочность имеющейся в открытом доступе информации о процессе реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП.



Павел СЕЛЕЗНЕВ, председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП, председатель правления Центра развития ГЧП:

– Государственно-частное партнерство является одним из наиболее эффективных инструментов развития инфраструктуры Российской Федерации. В условиях ограниченности бюджетных инвестиций механизмы ГЧП позволяют привлекать ресурсы частного бизнеса в сектора экономики, которые ранее находились в исключительном ведении государства.
При всех видимых преимуществах, которые получат участники ГЧП-процесса, на сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, которые тормозят развитие ГЧП. В числе основных - отсутствие на территории России профессиональных операторов ГЧП-проектов, которые владеют технологиями управления объектами инфраструктуры; обрывочность имеющейся в открытом доступе информации о процессе реализации инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП.

Информационно-аналитическое издание jjjj№140 2017



ГОСЗАКАЗ 2017

  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ ПРОФЕССИОНАЛОВ
  ПЛАНКА ВСЁ ВЫШЕ!
  ПО ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
БЮДЖЕТ – РЕЕСТР ГОСЗАКУПОК – КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  Юрий ЗАФЕСОВ, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – НАШ РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КОНКУРЕНЦИЯ: ОТ ЗАЩИТЫ К РАЗВИТИЮ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС МОСКВЫ – ЭТО ОГРОМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЖИЗНИ ГОРОДА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta