Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ КОНТРОЛЬ, ПОВЫШАТЬ ФИНАНСОВУЮ ДИСЦИПЛИНУ
  Юрий ЧАЙКА, Генеральный прокурор Российской Федерации
НА ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН
  ГОСЗАКАЗ 2017
  ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  Александр ЕФРЕМОВ, управляющий группой компаний «Доброфлот»
ДИКАЯ РЫБА В РОССИЙСКИХ СЕТЯХ
  ПЛАНКА ВСЁ ВЫШЕ!
  ПО ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
БЮДЖЕТ – РЕЕСТР ГОСЗАКУПОК – КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  Юрий ЗАФЕСОВ, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС – НАШ РАВНОПРАВНЫЙ ПАРТНЕР
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России
КОНКУРЕНЦИЯ: ОТ ЗАЩИТЫ К РАЗВИТИЮ
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС МОСКВЫ – ЭТО ОГРОМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЖИЗНИ ГОРОДА
  РЕГИОНЫ
  НОВЫЙ УСПЕХ ЛИПЕЦКОЙ КООПЕРАЦИИ
  МУЗЕЙ В ШОКОЛАДЕ
  НАУКА И ПРАКТИКА
  Сергей СУШИНСКИЙ, президент Фонда «Защита нации», член совета при Минздраве России
ЛЖЕНАУЧНА ЛИ ГОМЕОПАТИЯ?
  ТЕХНОЛОГИИ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ» ПРИГЛАШАЕТ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2017
  Аркадий ПОНОМАРЕВ, депутат Госдумы РФ, лидер Молочного союза России
БУДЕМ УКРЕПЛЯТЬ СВЯЗИ РОССИИ И ФРАНЦИИ В АПК
  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ЭКОЛОГИИ И ИННОВАЦИЯХ
  ОБЩЕСТВО
  САКРАЛЬНЫЕ ОТКРОВЕНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА
  ЛИПЕЦКИЙ МОСКВИЧ – МОСКОВСКИЙ ЛИПЧАНИН
  Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ПОДЧИНЁННЫМИ
  ЕГОРЬЕВСК – ЧАСТИЦА РОССИИ













Где и как найти средства для выполнения Послания Президента

Леонид ОРЛЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

В Послании Президента 2016 года Федеральному Собранию главная цель государства определяется следующим образом: «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России, поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Для решения этих проблем требуется модернизация экономики на базе 5-го и 6-го технологических укладов. Но действующая в России либерально-монетаристская модель управления экономикой, созданная в 90-е годы по рецептам американских «советников», не способна это сделать, напротив, она уже привела к деиндустриализации, с 1991 г. население сократилось на 12 млн человек, экономика оказалась на «нефтяной игле», а ее развитие остановилось.

Где деньги, Минфин?

Минфин не знает, где найти деньги для повышения пенсий и зарплат, для перевооружения армии, что угрожает национальной безопасности государства. В настоящее время обсуждается новая программа ГПВ-2025. Для ее выполнения Министерство обороны запросило 24 трлн рублей, но Минфин согласился выделить только 12, поскольку, по его мнению, в стране нет для этого денег. Но у нас существует реальная возможность в 2-3 раза увеличить бюджет, что позволит существенно повысить ассигнования во все сферы экономики.

Рассмотрим основные источники средств для достижения этого результата.

1. В настоящее время в фонде национального благосостояния и резервном фонде за рубежом содержится около 7,6 трлн рублей (на 01.05.2016). Минфин уже много лет всей стране, в том числе и политическому руководству России морочит голову о том, что валютные фонды за рубежом, якобы, необходимы в случае кризиса в качестве подушки безопасности, но в условиях «гибридной» войны наши противники не отдадут РФ ни одного цента. Поэтому надо использовать, пока не поздно, эти 7,6 трлн рублей для модернизации страны.

2. За последние два года из-за неверной финансовой системы на Запад переправлено валюты в объёме, равном годовому бюджету страны. Ежегодно это не менее 100 млрд долларов. По оценкам специалистов, с 1991 года за рубеж по этой причине утекло более двух триллионов долларов.

3. Переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц вместо налога в 13%. В развитых странах доходы бедных и богатых граждан облагаются налогом по разным ставкам: в Германии от 14% до 45%, Франции 0 – 41%, Японии 5 – 40%, Китае 5 – 45% и т.д. Прогрессивный налог позволит увеличить бюджет на 4 триллиона рублей.

4. Введение монополии государства на «греховные» товары, такие как алкоголь, табак. Такая монополия увеличит бюджет более чем на 3 триллиона рублей.

5. Одним из источников инвестиций должна стать целевая эмиссия Центрального банка. Чтобы предотвратить рост инфляции, эмитированные деньги должны использоваться только для роста производства в виде «промышленных» денег.

6. Коррупция ежегодно поглощает 10 трлн рублей, что сопоставимо с государственным бюджетом и превосходит затраты на оборону более чем втрое. Уровень коррумпированности государственного аппарата представлен в таблице №1 [1]. Такой государственный аппарат не способен выполнить программы, предложенные в Послании Президента. Поэтому существенное подавление деловой коррупции является главным фактором, от которого зависит развитие экономики России. Формы борьбы с коррупцией, которую ведет государство, не дают эффекта. Об этом свидетельствует опыт Китая, где даже смертная казнь и конфискация имущества коррупционеров не позволяют в нужной мере подавить коррупцию.

7. Почти половина экономики России находится в «тени», что уменьшает объем налоговых поступлений. Двадцать миллионов человек работают в теневой экономике и не платят налоги. Более половины российского ВВП создается в офшорных фирмах, что позволяет им экономить на налогах в российскую казну.

8. Только 40% «нефтяной» ренты используется государством, а в СССР и в Норвегии этот показатель вдвое выше.

9. Необходима экономия затрат различных ресурсов как в производстве, так и при потреблении. Материалоемкость и энергоемкость российской продукции в более чем в 3 раза выше, чем в развитых странах.

10. Золотовалютные резервы Цент-рального банка составляют около 400 млрд долларов (24 трлн рублей). Часть этих валютных средств целесообразно потратить на приобретение за рубежом (например, в Японии) заводов по переработке сырьевых ресурсов в готовые товары и торговать с другими странами этими товарами, а не сырьем. Если нефть, газ, металлы, лес и др., которые Россия экспортирует в сыром виде за рубеж, перерабатывать в качественные товары, то экспортные доходы возрастут: по энергетическим товарам в 10 раз, по лесу в 5 раз, а по сельскохозяйственным товарам в 3 раза.

11. В России не используется около 40 млн га сельскохозяйственных земель. Страна может получать доход от экспорта продовольствия, превосходящий доход от экспорта нефти и газа.

12. Остатки неиспользованных денег лежат на счетах Минфина в размере 7,8 трлн рублей (на 01.09.2016), большая часть этих средств вложена в ценные бумаги США и Евросоюза, а не используется в России [2].

Чтобы задействовать рассмотренные источники увеличения бюджета в 2-3 раза, требуется изменить экономическую модель управления.

Подавление коррупции, теневой экономики и офшорных зон – необходимое условие для выполнения послания Президента, осуществление которого возможно только с помощью одной из планово-рыночных моделей управления экономикой такого типа как НЭП в СССР, Югославии или современном Китае, в которых рост ВВП в течение многих лет составлял 8-10% в год.

Какая модель нам подходит

Целесообразно экономическую модель одной из этих стран взять в качестве образца с учетом необходимости решения стоящих перед Россией задач. Так поступил Китай при выборе образца планово-рыночной экономической модели в 70-е годы. Перед ним стояла задача выбора: либо НЭПовская модель, либо югославская. Китай в качестве образца выбрал первую как более простую и соответствующую условиям Китая. России целесообразно выбрать в качестве образца югославскую модель управления экономикой, которая базируется на рынке самоуправляемых предприятий. Югославская модель экономически более эффективна и имеет ряд преимуществ по сравнению с китайской.

В югославской модели средства производства, земля, вода и природные ископаемые являются общественной собственностью, которой управляет государство в интересах всего населения.

Оно передает эту общественную собственность в управление трудовым коллективам, которые работают на конкурентном рынке как коммерческие предприятия. Контроль и правила функционирования рынка устанавливает государство. Самоуправляемые предприятия являются собственниками тех товаров и услуг, которые они производят. Они управляются выборным советом, который избирается трудовым коллективом, и выборным по конкурсу директором. На стратегических предприятиях директор назначается правительством.

В модели югославского типа в эффективной работе заинтересованы все, кто занят в экономике: государство, трудовые коллективы и работники.

Для социально-экономического проектирования будущего и составления планов развития экономики нужны, прежде всего, Госплан и Комитет по науке и технологиям, которые составляют индикативный план развития народного хозяйства на 5 лет с разбивкой по годам, а также перспективный план на более длительное время. Трудовые коллективы предприятий с помощью советов трудовых коллективов контролируют администрацию, что препятствует распространению коррупции, развитию теневого рынка и вывода капиталов в офшоры. Необходим также контроль выборных органов за исполнительной властью (чиновниками).

В Китае создана двухсекторная экономика: государственный сектор и частный, на рынке работают как государственные, так и частные предприятия, на которых заняты наёмные работники, менее заинтересованные в эффективном труде по сравнению с работниками самоуправляемых предприятий, являющихся совладельцами результатов своего труда. При использовании югославской модели исключается социально недопустимый уровень расслоения граждан по доходам в отличие от Китая, где уже возникли почти 600 олигархов – долларовых миллиардеров и один миллион миллионеров, тогда как сотни миллионов людей живут в бедности. Обеспечение социальной справедливости в распределении доходов снижает риск возникновения «цветных» революций.

В отличие от югославской модели китайская может быть эффективной только в условиях сильной централизованной власти и однопартийной системы, которая позволяет контролировать все предприятия с помощью партийных ячеек, как это было в СССР. В России таких условий нет, поэтому китайская модель для современной России не годится.

Темпы роста югославской экономики в течение 20 лет составляли около 7,5% в год, а темпы роста промышленного производства 12,5% в год. В тот период это были самые высокие темпы роста в мире.

Россия, используя оптимальное планово-рыночное управление экономикой, должна создать инновационную экономику, основой которой является фундаментальная и прикладная науки, производство на базе 5-ого и 6-ого технологических укладов и образование, которое готовит профессионалов для предприятий. России предстоит впервые в мире создать социально ориентированную российскую планово-рыночную инновационную модель экономики, которая базируется на рынке самоуправляемых предприятий.

Создание в России такой планово-рыночной модели станет заманчивым образцом для многих других стран, где трудовые коллективы бесправны, что имеет место в большинстве стран мира.

Для реализации планово-рыночной модели управления необходимо разработать план перехода («дорожную карту») от действующей либерально-монетаристской модели экономики к новой планово-рыночной. Эту задачу профессионально может решить только Российская Академия Наук (РАН), где имеются специалисты, изучающие разные страны с инновационной экономикой (США, Японию, Германию и др.), а также НЭП, Югославию, Китай.

Планово-рыночная социально-экономическая модель должна включать эффективный финансово – денежный механизм, а также программу создания инновационной экономики, разработанную в РАН. Для объединения этих трех частей: экономической модели [3], финансово - денежного механизма [4] и новой промышленной политики [5] с целью создания высокотехнологичной экономики необходимо соответствующее решение Президента России.

Использованная литература
1. Государственная политика и противодействие коррупции и теневой экономике. // Под общей редакцией Сулакшина С.С. – М.: Научный эксперт. 2010
2. Делягин М.Г. Минфин убивает Россию // www.deleyagin.ru 2016.
3. Орленко Л.П. Экономика XXI века. – М.: Алгоритм. 2014
4. Глазьев С.Ю. Экономика будущего – М.: Книжный мир. 2016
5. Новая промышленная политика России. // Под редакцией Ленчука Е.Б. – СПб: Алетейя. 2017

Информационно-аналитическое издание jjjj№140 2017



ЭКОНОМИКА

  Леонид ОРЛЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
ГДЕ И КАК НАЙТИ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta