Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
СЛУЖИТЬ РОССИИ – СЛУЖИТЬ ЗАКОНУ
  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр МВД России
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАНКОСТРОЕНИЕ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Валерий ЯЗЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
РОССИЯ НАХОДИТСЯ ПЕРЕД ИСТОРИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ
  Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтепромышленников России
МЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И ОСТАЕМСЯ ВЕДУЩЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДРЖАВОЙ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ,
или о пекущих пироги сапожниках
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
  СЫР ИЗ МАСЛОВКИ: ФРАНЦУЗСКАЯ МАРКА КАЧЕСТВА
  ПРОДУКТ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ИТОГИ И НОВЫЕ РУБЕЖИ
  БИОТЕХНОЛОГИИ – ИМПУЛЬС РОСТА ЭКОНОМИКИ
  ПРОЙДЕТ ЮБИЛЕЙНЫЙ ФОРУМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2016
  ТЭК РОССИИ В НОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  ОБЩЕСТВО
  ОЧЕНЬ РУССКИЙ ГОРОД КОЛОМНА
















































Госзакупки должны быть конкурентными

Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы

Что делать для того, чтобы обеспечивать конкурентные начала в экономике? Насколько важна масштабная приватизация госсобственности? Почему новое законодательство по госзакупкам требует существенной доработки?

Поддержка частного бизнеса

Сегодня правительство страны предпринимает большие усилия для поддержки частного бизнеса. Решения, которые приняты в рамках «антикризисного плана», тоже об этом говорят.

Особенно важно решение о масштабной приватизации, принятое несмотря на не очень благоприятную конъюнктуру. Появление частных собственников как конкурентов даже в тех отраслях, где превалируют государственные компании, исключительно важно для эффективности экономики. Ведь конкуренция в общем делается не ради конкуренции, а ради этой самой эффективности, ради инновационной экономики. Но неблагоприятная конъюнктура, в том числе внешняя, несколько затормозила этот процесс, Поэтому правительственные решения мы как ведомство, которое отвечает за конкуренцию, принимаем с большим энтузиазмом.

Если говорить о системе государственных закупок, то она создает ситуацию, когда государство многими триллионами рублей из своего бюджета либо, если это касается госкомпаний, десятками миллиардов и миллионов может очень сильно поддержать и частные компании, и прежде всего малый и средний бизнес.

Новое законодательство: плюсы и минусы

Два года работы нового законодательства по госзакупкам выявили не только плюсы, но и очень серьёзные минусы, которые необходимо устранять.

Если говорить, например, о малом и среднем бизнесе, то, на мой взгляд, была допущена одна очень важная ошибка. Есть первичное размещение средств на торгах, когда малая компания прямо приходит и побеждает, скажем, в конкурсе-аукционе, выполняет контракт, проходит приёмку работ, то эти деньги без процентов, при таких-то кредитных ставках достаются малым компаниям. Здесь всё понятно Но почему-то стали считать (и такая норма появилась в законодательстве), что когда крупная или средняя компания выигрывает подряд, то потом она пишет карту своих субподрядчиков, где, на первый взгляд, тоже попадается очень много предприятий малого и среднего бизнеса. И многие ведомства с удовольствием докладывают, что эти компании получают сотни миллиардов рублей. А на самом деле это компании, либо аффилированные с большой компанией, либо однодневки, либо просто «помойки» для отмывания денег.

То есть это вовсе не малый бизнес. Поэтому цифры, которые попадают даже в официальную отчётность, существенно завышены. Сейчас принят целый ряд очень важных решений о том, чтобы и на электронных площадках происходило маркирование компаний малого бизнеса и чтобы учитывалось только первичное размещение. Тем не менее могу сказать, что как минимум 400 млрд руб. малый и средний бизнес сегодня получает от прямых государственных закупок, если взять и очистить соответствующую статистику от этих наслоений. Поэтому не триллионы, а сотни миллиардов. А надо бы, чтобы триллионы, тогда и рабочие места будут, и всё остальное.

В обход конкурентных процедур

Кроме того, мы анализировали возможные способы обхода конкурентных процедур, потому что госзакупки должны быть, конечно, конкурентными, должны снижаться цены, должна возникать экономия бюджета, эффективность расходования средств. В этом смысле нормы, которые были приняты, имеют вполне благие цели, я имею в виду возможный альтернативный вариант ухода с аукциона и конкурса на так называемые государственные субсидии

Сейчас, по сути дела, деньги уходят из бюджета, попадают и передаются многими губернаторами непосредственно во ФГУПы, а ФГУПам уже не нужно по конкурентным процедурам работать, они работают по своим положениям. И дальше огромные капитальные вложения на сотни миллиардов рублей идут через субсидии, а не через конкурентные процедуры. Закон, к сожалению, это позволяет. Изначально это было сделано для того, чтобы не проводить аукционы на какие-то уникальные проекты и объекты. «Хотели как лучше», а в результате через субсидии стали закупать лекарства, вывозить твёрдые бытовые отходы.

И здесь либо нужно дать ясное определение субсидиям, либо сказать: только уникальные объекты и ничто больше. И лучше принять это решение в ближайшее время, на наш взгляд, поскольку вступает он в силу с 1 января 2017 года, чтобы могли все губернаторы к этому адаптироваться.

Единственный поставщик – вне объективности

Такая же история, к сожалению, происходит и с единственным поставщиком. На мой взгляд, сегодня на рынке госзаказа сложилась просто критическая масса того, что можно было отдать единственному поставщику. Нужно почистить эту систему.

Например, там, где единственный поставщик – естественная монополия, там другого и быть не может, потому что никто же не будет строить второй трубопровод где-нибудь. Но когда у нас на открытых рынках в сфере поставки, скажем, горючего для авиации (это абсолютно конкурентный рынок), моторного топлива, электроэнергии (абсолютно конкурентные рынки) появляются единственные поставщики, они ставятся в привилегированное положение. В результате это ухудшает ситуацию с конкуренцией и, соответственно, с объективностью.

Информационно-аналитическое издание jjjj№136 2016



ГОСЗАКАЗ 2016

  Андрей САДОФЬЕВ, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки»
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  Юрий ЗАФЕСОВ, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
«РОССЕТИ» ПОВЫШАЮТ ПЛАНКУ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
  Александр БРЕЧАЛОВ, секретарь Общественной палаты РФ, Сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта
ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  Антон ГЕТТА, руководитель проекта ОНФ «ЗА честные закупки»
НОРМИРОВАНИЕ – ВОПРОС СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  ОТКРЫТОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ –
главные принципы закупочной деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»)
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы
ГОСЗАКУПКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОНКУРЕНТНЫМИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России, д.т.н., проф.
НАШ ОТВЕТ НА МНОГОВЕКТОРНЫЕ УГРОЗЫ
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
  Геннадий ДЁГТЕВ, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике
ДИСКУССИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ развернется на форуме «Госзаказ – За честные закупки»
  Максим РЕШЕТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
МОСКВА ЛИДИРУЕТ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta