Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
СЛУЖИТЬ РОССИИ – СЛУЖИТЬ ЗАКОНУ
  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр МВД России
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
СТАНКОСТРОЕНИЕ: ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
  ГОСЗАКАЗ 2016
  Андрей САДОФЬЕВ, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки»
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  Юрий ЗАФЕСОВ, директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Россети»
«РОССЕТИ» ПОВЫШАЮТ ПЛАНКУ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
  Александр БРЕЧАЛОВ, секретарь Общественной палаты РФ, Сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта
ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  Антон ГЕТТА, руководитель проекта ОНФ «ЗА честные закупки»
НОРМИРОВАНИЕ – ВОПРОС СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  ОТКРЫТОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ –
главные принципы закупочной деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»)
  Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы
ГОСЗАКУПКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОНКУРЕНТНЫМИ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России, д.т.н., проф.
НАШ ОТВЕТ НА МНОГОВЕКТОРНЫЕ УГРОЗЫ
  Татьяна ГОЛИКОВА, председатель Счетной палаты РФ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ТРЕБУЕТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
  Геннадий ДЁГТЕВ, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике
ДИСКУССИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ развернется на форуме «Госзаказ – За честные закупки»
  Максим РЕШЕТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы
МОСКВА ЛИДИРУЕТ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
  СЫР ИЗ МАСЛОВКИ: ФРАНЦУЗСКАЯ МАРКА КАЧЕСТВА
  ПРОДУКТ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ИТОГИ И НОВЫЕ РУБЕЖИ
  БИОТЕХНОЛОГИИ – ИМПУЛЬС РОСТА ЭКОНОМИКИ
  ПРОЙДЕТ ЮБИЛЕЙНЫЙ ФОРУМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
  РОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2016
  ТЭК РОССИИ В НОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  ОБЩЕСТВО
  ОЧЕНЬ РУССКИЙ ГОРОД КОЛОМНА

















Россия находится перед историческим выбором

Валерий ЯЗЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии

В феврале 2016 г. в Москве в РГУ нефти и газа им. Губкина состоялась Международная конференция на тему «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» («Арктика-2016»). Предлагаем вниманию читателей материалы участников конференции.

– Возможно ли эффективное освоение богатства континентального шельфа Арктики в условиях экономических санкций, стагнирующей экономики и сворачивания международного сотрудничества?

– В расчете на душу населения вклад Арктической зоны в ВВП сегодня в 8 раз выше, чем остальных регионов страны. Но, действительно, реализация ряда новых крупных проектов в Арктике отложена из-за проблем на сырьевых рынках, проблем с кредитованием и препятствиями международному сотрудничеству. Пауза взята не для того, чтобы «дожидаться лучших времён». Ведется активная работа по обеспечению национальной безопасности, развитию судоходства по Северному морскому пути, импортозамещению, поиску новых схем финансирования инвестиционных проектов, развитию машиностроительных секторов промышленности, в частности, судостроения.

Даже если санкции отменят, проблема низких цен на сырьевые углеводороды сохранится и, следовательно, главной задачей для освоения Арктики останется разработка и внедрение новейших технологий. Только так будет обеспечена конкурентоспособность продукции Арктики на мировых рынках. Развитие лишь за счет льгот и бюджетной поддержки может привести к повторению истории 80-х гг., в конце которых страна добывала нефти больше всех в мире, но экономика страны рухнула.

– Соответствует ли этим требованиям состояние нашего стратегического планирования?

– Стратегия освоения Арктической зоны проработана основательно, включая обеспечение национальной безопасности на северных границах. Создана Комиссия Правительства РФ по вопросам развития Арктической зоны. В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ документы государственного стратегического планирования будут сводиться в стройную систему и дорабатываться. Завершить переход намечено к 2019 г. Органы государственной власти оказались не готовы к такому переходу и не сумели быстро разработать и освоить необходимые процедуры. Первоначально срок перехода был установлен на 2017 г.

– Как обстоит дело с претензиями ряда государств на разработку шельфа арктических морей?

– Что касается споров из-за границ континентального шельфа с Россией, то фланговыми договорами с Норвегий и США они сняты. Сегодня за раздел арктического шельфа спорят противолежащие прибрежные страны. При этом претензий на 200-мильную исключительную экономическую зону у наших партнеров нет. Комиссия ООН по границам континентального шельфа рассматривает заявки России и Дании (совместно с Гренландией), которые перекрываются, в частности, в области Хребта Ломоносова. Важно понимать, рекомендации Комиссии не являются обязательными для сторон, но стороны будут их учитывать впоследствии при заключении двусторонних (или многосторонних) международных договоров.



Согласно Статье 82 Конвенции ООН по морскому праву за континентальный шельф, находящийся за пределами исключительной экономической зоны, ежегодно придется платить (или вносить натурой) до 7% от стоимости добытых ресурсов. 7%-ный оброк может стать непреодолимым барьером для инвестиций. России, как нетто-экспортеру, оброк установят непременно, а вот нетто-импортеры нефти, газа, рудных полезных ископаемых от указанного оброка освобождаются. В связи с этим заслуживает внимания поиск неоткрытых и появляющихся островов, вокруг которых может устанавливаться двухсотмильная исключительная экономическая зона.

– Насколько высок интерес к ресурсам Арктики у нефтедобывающих компаний?

– К разработке месторождений арктического шельфа все приполярные страны, исключая Россию и Норвегию, относятся сдержанно, и планы строят на период после 2040 г.. Гренландия, Исландия, Канада работы на шельфе практически не ведут. США в добычу на Аляске не вкладываются, а крупные компании – Shell, BP, Exxon из Арктических морей уходят, поскольку дорого, опасно, экологически рискованно. Норвегия из-за сокращения отдачи от месторождений в Северном море зовёт инвесторов в Баренцево море, где бурение может быть в 20 раз дешевле, чем на Аляске. На лицензии претендует более 30 компаний. Итальянская «Eni» в Баренцевом море должна приступить к добыче углеводородов на месторождении «Голиаф» с помощью плавучего завода, построенного в Южной Корее.

– А как обстоит дело с законодательным обеспечением деятельности в шельфовой зоне российской Арктики?

– Законодательство для Арк-тики постоянно развивается. В частности, важным объектом правового регулирования считаются искусственные острова, для которых разрабатывается система законодательного и технического регулирования. Основные области регулирования – таможенный режим, порядок создания и ликвидации искусственных островов, предотвращение экологических инцидентов и ликвидация их последствий. Немало сторонников у проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Но, на мой взгляд, сегодня целесообразнее совершенствовать применительно к условиям Арктики базовые кодексы и федеральные законы. Кроме того, полезно все правовые нормы, касающиеся деятельности в российской Арктической зоне, издавать в виде свода регулирующих документов, обеспечив их адекватный перевод на иностранные языки.

Роза ДЖАНДОСОВА,
специальный корреспондент, к.х.н.





Александр НОВАК, министр энергетики РФ:

– В последние годы был принят целый ряд концептуальных документов по развитию Арктики, проделана серьезная работа по созданию законодательной базы устойчивого развития Арк-тической зоны Российской Федерации. На повестке дня стоит эффективная реализация новой государственной политики в этом обширном и уникальном регионе.

Арктика богата минерально-сырьевыми ресурсами, но их освоение требует применения самых современных технологий, привлечения достаточного количества инвестиций для арктических шельфовых и континентальных проектов. Эти вопросы могут и должны решаться на основе широкой кооперации и многостороннего сотрудничества с приарктическими государствами, с обязательным приоритетом международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.

Информационно-аналитическое издание jjjj№136 2016



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Валерий ЯЗЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
РОССИЯ НАХОДИТСЯ ПЕРЕД ИСТОРИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ
  Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтепромышленников России
МЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И ОСТАЕМСЯ ВЕДУЩЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДРЖАВОЙ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ,
или о пекущих пироги сапожниках

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta