Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СНГ – НЕИЗМЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НАДО ЗАМЕЩАТЬ ВАЖНЕЙШИЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ЦЕНТР – РЕГИОН – ИНВЕСТОР: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ
  РЕГИОН
  Алексей ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ – ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
  ЭКОНОМИКА
  В 200 МЛН ЕВРО ИСЧИСЛЯЕТСЯ ВКЛАД ФРАНЦУЗСКИХ СЫРОДЕЛОВ В ЭКОНОМИКУ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
  СЕРГЕЙ КАРАСИКОВ: «ГАЗИФИКАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛОМ ЗАВЕРШЕНА»
  ТЕХНОЛОГИИ
  РОССИЯ – АЗЕРБАЙДЖАН: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  БИОЭКОНОМИКА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
  РОССИЙКАЯ НЕДЕЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  24-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА SECURIKA
  ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
  РосПромЭко-2015
  АСЭР ГРУПП – ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИЙ
  ОБЩЕСТВО
  ПСОВАЯ БОРЗАЯ ОХОТА – РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД МИРОВОГО УРОВНЯ
  АЛТАЙ МАРИНЫ СКРИПНИКОВОЙ

































Что осталось за строкой ФЗ «О стандартизации в РФ»

Владимир Нейман, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.

Принятый 19 июля 2015 г. Госдумой РФ Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) крайне необходим стране для форсированного внедрения передовых технологий, решения вопросов импортозамещения, повышения экспортного потенциала нашей промышленности. В рамках национальной программы стандартизации установлена цель – за три года разработать около 6 тыс стандартов, в которых будут зафиксированы достигнутые инновационные результаты. Учитывая важность поставленных задач, считаем уместным обратить внимание на некоторые спорные особенности принятого Закона № 162-ФЗ, которые могут оказать негативное влияние на эффективность его правоприменения.

Так, принцип добровольности применения документов в области стандартизации, в том числе национальных стандартов, перекочевавший в Закон № 162-ФЗ из действующего более десятилетия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не позволяет решать задачи обеспечения безопасности объектов стандартизации, снижает эффективность обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации.

Принятие же другого нововведения – статьи 27 «Ссылки» Закона 162-ФЗ, на которое возлагаются большие надежды как на прорывной механизм развития экономики нового качества, может спровоцировать прямо противоположный эффект – торможение темпов ее роста. По мнению авторов Закона № 162-ФЗ, идея предлагаемого решения состоит в том, что ссылки на национальные стандарты и информационно-технические справочники исполнят роль своеобразного мостика между техническими, функциональными требованиями и правовым полем и тем самым обеспечат выполнение прогрессивных требований, которые регулятор укажет в подзаконных нормативных правовых актах.

Дьявол кроется в деталях

Однако такой подход представляет собой идеализированную оценку ситуации, абстракцию, не увязанную со сложившимися реалиями и по этой причине вряд ли жизнеспособную. Ведь дьявол, как известно, кроется в деталях, в том числе деталях технических. К примеру, в федеральных нормах и правилах (ФНП) «Правила безопасности в угольных шахтах» изложены обязательные требования, предъявляемые к головным светильникам шахтеров. Эти устройства должны иметь особовзрывобезопасный уровень взрывозащиты, встроенный сигнализатор метана, систему поиска и оповещения персонала при аварии в подземных выработках угольных шахт. Для реализации установленного в ФНП комплексного показателя качества шахтных светильников следует опираться не на один десяток стандартов и справочников из различных областей техники, далеко не полный перечень которых включает: промышленную безопасность, горное дело, взрывозащищенное электрооборудование, газоанализаторы, системы передачи данных, автоматику, электромагнитную совместимость технических средств, метрологию, программирование.

Скажите, какой регулятор сможет назвать исчерпывающий перечень стандартов и справочников, необходимых для достижения указанного в ФНП показателя качества? Не в обиду кому-либо будет сказано, для этого необходим соответствующий уровень технической компетенции в перечисленных областях. Вероятно, регулятору в отсутствие отраслевых НИИ по безопасности в промышленности, на квалифицированные и объективные рекомендации которых он мог бы опереться в процессе выбора решения, остается надеяться на консультации с органами по сертификации? Но органы по сертификации сегодня не имеют отраслевой ориентации, аккредитованы, в основном, на право оценки соответствия требованиям одного-двух, не увязанных, к тому же, между собой технических регламентов Таможенного союза (если речь идет о технических устройствах), и не могут по определению представить регулятору объективную комплексную оценку сложных показателей качества продукции.

Понятийный подход вопреки здравому смыслу

Попутно заметим, что, таким образом, сегодня в РФ не решена и даже не поставлена задача получения объективной оценки безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Технически обоснованным представляется подход, построеннный на учете и оптимизации большого числа взаимоисключающих требований из различных областей техники, осуществляемый в едином центре оценки соответствия.

Вместо этого, возобладал подход понятийный, основанный на ложном представлении о том, что вопрос оценки и обеспечения безопасности продукции может быть решен простым суммированием сертификатов, собранных изготовителем в изолированных друг от друга органах по сертификации. Возвращаясь к теме ссылок, следует отметить, что в процессе разработки и утверждения нормативных правовых актов существенно возрастут их объемы, т.к. согласно п.4 статьи 27 Закона № 162-ФЗ упоминаемые в качестве ссылок тексты национальных стандартов и справочников должны прилагаться к проектам документов. Невозможно себе вообразить, насколько увеличатся в правительственных ведомствах штаты госслужащих, выполняющих совершенно бесполезную работу по бесконечному перелопачиванию справочников, 25-30 тыс национальных стандартов, подготовке и непрерывной корректировке ссылочных перечней (п.п. 5 и 6 статьи 27 Закона № 162-ФЗ).

Магическое слово «стандарт»

Другая проблема заключается в том, что некоторые национальные технические комитеты по стандартизации не совладали с принятыми в последние годы высокими темпами гармонизации национальных стандартов. Встречаются ситуации, когда тот или иной показатель качества продукции попадает в сферу действия нескольких национальных стандартов, либо стандартов Таможенного союза, в которых в отношение этого показателя установлены диаметрально противоположные требования, что само по себе ненормально. Какие из них выбрать регулятору?

Нередко также гармонизированные стандарты, ставшие национальными, лоббированы крупными зарубежными компаниями, которые, преследуя свои коммерческие цели, подавляют интересы производителей отечественных. Удивительно, но чаше всего это осуществляется руками регулятора и специалистов крупных национальных компаний, которые, находясь под гипнотическим воздействием магического слова «стандарт», через процедуру закупок заставляют отечественного производителя следовать положениям таких нормативных документов.

Кстати говоря, наличие проблемы лоббирования интересов зарубежных компаний при осуществлении закупок оборудования отметил и наш Президент на Петербургском международном экономическом форуме 2015. Если посмотреть нынешние технические задания организаторов закупочных тендеров, то в документах даже широко известных национальных компаний можно встретить удивительные по несуразности требования по обязательному представлению участниками закупок разрешений Ростехнадзора, лицензий, свидетельств о взрывозащищенности, сертификатов качества и других давным-давно отмененных федеральных, отраслевых либо вообще не имеющих нормативного определения документов. На ровном, как говорится, месте возникает бумажная метель бесконечной переписки с целью уточнения позиций сторон. Можно себе представить какой хаос, разнобой мнений и противоречивых оценок вызовут в дополнение к нарисованной картине ссылки на стандарты, в деталях которых разбираются только узкие специалисты, тем более ссылки на стандарты лоббированные, некачественные, либо ошибочно подобранные регулятором.

Куда ведут благие намерения

Об устранении технических барьеров в торговле, о совершенствовании и упрощении процедур закупок товаров, работ и услуг и повышению их эффективности, как это было заявлено в статье 27-й законопроекта, прошедшего в свое время первое чтение, придется просто забыть. Это тот самый классический случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад.

Усилия участников процесса будут направлены не на совершенствование производства и выпуск инновационной продукции, а на разрешение бесконечных апелляций, что неизбежно притормозит развитие экономики и рост ВВП. Похоже, что складывающаяся сегодня система обеспечения качества не сбалансирована. Инициатива в разработке и продвижении стандартов передается бизнесу. При этом регулятор, не имеющий должной компетенции в специальных технических вопросах, становится объектом манипуляций ловких компаний. Баланс может быть восстановлен достаточно дорогостоящим, но, вероятно, единственным и не востребованным на сегодня способом – созданием отраслевых институтов по безопасности в промышленности и качества, которые станут объективной опорой регулятору, носителем квалифицированных кадров, источником инновационных знаний.

Если говорить о взаимосвязи экономики нового качества и нормативной базы, то в подзаконных актах следует упоминать не только и не столько национальные стандарты и справочники сами по себе, а, в первую очередь, показатели качества продукции (как в случае с упомянутыми шахтными светильниками), на достижение которых необходимо нацеливать изготовителя. В целом, опора в подзаконных актах на показатели качества позволит нивелировать недостатки, присущие стандартам, снимет значительную часть вопросов, связанных с излишней детализацией требований, которая неизбежно возникает при использовании стандартов и справочников, и, следовательно, окажется более эффективной.

В этой связи, на мой взгляд, следует поддержать позицию экспертов, ратующих за создание федерального закона об управлении качеством продукции, в котором будут учтены, в том числе, затронутые здесь вопросы и к разработке которого необходимо приступать уже сегодня. Принимая же в очередной раз на веру зарубежные наработки – в данном случае, рекомендации Европейской Комиссии ООН по использованию ссылочных материалов, не создав при этом сбалансированную систему отбора ссылок на показатели качества и стандарты, мы вместо повышения качества продукции получим лоббирование интересов отдельных компаний, проблемы с организацией закупок, рост бюрократизации процесса. Не хотелось бы.

Информационно-аналитическое издание jjjj№135 2015



ИНТЕРПОЛИТЕХ-2015

  «ИНТЕРПОЛИТЕХ»: ПОПУЛЯРНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
  Евгений КОТОВ, основатель и председатель совета директоров Фабрики Нетканых Материалов «Весь Мир», вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ЭТО СТРАТЕГИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр внутренних дел РФ, генерал-полковник полиции
ВО ИМЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
ВЫЯВИТЬ И ПРЕСЕЧЬ ВЕРБОВЩИКОВ-ТЕРРОРИСТОВ И ЭКСТРЕМИСТОВ
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
  «ЭЛИНА» – СИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
  Владимир Нейман, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА СТРОКОЙ ФЗ «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ»

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta