Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ, генерал армии
МЫ ГОТОВЫ К ШИРОКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАРТНЕРАМИ ВО ВСЕМ МИРЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
БЛАГОПРИЯТНЫЙ СИГНАЛ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
  Игорь ШУВАЛОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ПОЛУЧИЛ ПОДДЕРЖКУ
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
ОТ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ – К ТИРАЖИРОВАНИЮ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  Сергей МАРИЧЕВ, генеральный директор ЗАО ОВК «БИЗОН»
ПРЯМОЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ДОСТУП НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК БЕЗОПАСНОСТИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ИЗ КРИЗИСА СТРАНА ВЫЙДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ
  Николай ПАТРУШЕВ, секретарь Совета Безопасности РФ
ВЕКТОР УГРОЗ – ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
  Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции
АДЕКВАТНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
НАШ ПОСТАВЩИК – ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ЭТО НЕ УХОД В ИЗОЛЯЦИЮ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: PRO И CONTRA
  Владимир Нейман, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
О СТАНДАРТИЗАЦИИ, БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТЕ
  Алексей АБРАМОВ, руководитель Росстандарта
ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ЛИДЕРСТВА
  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
  Павел ЗАВАЛЬНЫЙ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЗАКОН И ШЕЛЬФ
  ТЕХНОЛОГИИ
  Сергей БЕДНОВ, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр»
ВЫСТАВКИ – МОЩНЫЙ КАТАЛИЗАТОР ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
  НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ
  МАСШТАБНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
  ФОРУМ EXPOPRIORITY-2015
  УРОКИ ПРОШЛОГО И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  ОБЩЕСТВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, Президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
РАЗРЕШИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ
в вердикте по вопросу незарегистрированных лекарств пока не поставлена запятая
  У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
как и прежде, ждут льготники милости – земельного участка
  «БЕЛЫЙ КОНЬ» ИЗ БЛАГОВЕЩЕНКИ – ПРИМЕР ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ













Открытость судопроизводства как средство повышения доверия

Александр БЕСЕДИН, заместитель председателя Липецкого областного суда, кандидат юридических наук

(Окончание. Начало в №133)

Большое значение для повышения доверия к суду имеют Федеральный закон от 30.04.2010 г. НР 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Федеральный закон от 30.04.2010 г. НР 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Посредством их принятия в стране создается специальное внутригосударственное средство правовой защиты, что позволит более полно защитить права наших граждан, существенно уменьшить количество их обращений в Европейский суд по правам человека, а, следовательно, и количество дел в этом суде, возбуждаемых против Российской Федерации, повысит доверие граждан к отечественному правосудию.

Между тем, закрепление в статьях 6-1 соответственно ГПК РФ и УПК РФ права председателя суда давать письменные указания о том, какие действия необходимо совершить судье для завершения производства по делу в установленный им в определении (постановлении) разумный срок, не совсем согласуется с принципом независимости и самостоятельности судьи. Эта норма нуждается в специальном разъяснении сути указаний, которые должны сводиться только к организационным мерам, направленным на ускорение судопроизводства по делу.

Одной из мер восстановления и повышения доверия к суду является расширение непосредственного участия граждан в отправлении правосудия, в работе органов судейского сообщества, альтернативные способы разрешения конфликтов: создание третейских судов, внедрение восстановительной медиации и другие.

Восстановление суда присяжных в России сыграло важнейшую роль в демократизации ее правосудия. Представляется, что всякое сужение подсудности дел суду с участием присяжных заседателей может вызвать еще большее недоверие к судебной власти, осуществляемой, в том числе, посредством действия этого института, который. и без того вызывает серьезную критику.

Противники этого института считают его нескорым, дорогим и непрофессиональным. Однако практика свидетельствует об обратном. Сроки рассмотрения уголовных дел из-за введения этой формы судопроизводства не увеличились. Так, за более чем 10 лет действия суда присяжных в Липецкой области не было ни одного случая срыва судебных заседаний по вине присяжных. Отмены приговоров (в Липецкой области был отменен лишь один приговор), постановленных по вердиктам присяжных, были связаны с ошибками и нарушениями, допущенными профессиональными участниками процесса (прежде всего, судьями), но отнюдь не присяжными. Относительно дополнительных затрат на оплату времени, проведенного заседателями в суде, уместно вспомнить известную поговорку: дешевая юстиция дорого обходится обществу.

Суд присяжных надо воспринимать не просто как процедуру рассмотрения уголовных дел с участием 12 представителей общества. Они создают совершенно иные условия для состязания сторон, для реализации принципа презумпции невиновности в полной мере, для придания правосудию его истинного предназначения. Судья, рассмотревший первое в истории Липецкой области уголовное дело с участием присяжных заседателей, в своем интервью в СМИ признался, что именно в этом процессе он впервые почувствовал себя настоящим судьей, арбитром.

Важным способом повышения эффективности правосудия и повышения доверия к нему является использование медиации как процедуры внесудебного урегулирования споров. За время после принятия в 2011 г. Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» институт медиации в Липецкой области стал жизнеспособным и эффективным. Как показывает практика, стороны решают воспользоваться услугами медиатора в большей части по рекомендации именно судьи, а не представителя или по информации из СМИ.

В первом полугодии 2014 г. из 392 граждан, посетивших первую информационную встречу с медиатором, по 131 делу стороны либо отказались от иска, либо их заявления были оставлены без рассмотрения, а из 104 человек, прошедших процедуру медиации, 57% заключили медиативное соглашение. В этом кроется значительный резерв доверия к суду, применяющему такие технологии. Представляется, что для ускорения процесса внедрения этого института необходимо закрепить в процессуальном законодательстве обязательность досудебной медиации как предварительной процедуры.

Одним из направлений работы по повышению доверия к правосудию является также совершенствование организации работы в сфере информационной деятельности судов.

В соответствии с концепцией развития судебной системы в Российской Федерации в судах общей юрисдикции Липецкой области принимаются всесторонние меры к организационному обеспечению таких основополагающих принципов функционирования судебной системы как гласность, открытость, транспарентность правосудия. В этой связи можно выделить три основных направления нашей работы: обеспечение максимальной доступности судебных органов для граждан; обеспечение информационной открытости и неукоснительное соблюдение прав граждан и СМИ на получение своевременной, полной и достоверной информации о работе судов; просветительская деятельность, направленная на повышение правовой культуры и правосознания населения.

В рамках обеспечения максимальной доступности судебных органов для граждан во всех судах и судебных участках Липецкой области имеются информационные стенды, на которых размещена информация о работе суда и судебных процессах, его должностных лицах, правилах поведения, образцы процессуальных документов, реквизиты уплаты госпошлины и т.д.

Активно внедряются новейшие разработки в области информационных технологий: во всех районных судах города Липецка, Липецкой областном суде имеются как официальные сайты, так и информационные киоски, с помощью которых любой заинтересованный гражданин может получить сведения о движении уголовного, административного, гражданского дела, результатах рассмотрения дела или жалобы и др.

В целях повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел, в федеральных судах общей юрисдикции Липецкой области созданы структурные подразделения по приему заявлений и обращений граждан (приёмные), что обеспечивает доступность правосудия для граждан во всех районных судах общей юрисдикции, сократило очереди, дает возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устраняет общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключает условия, способствующие коррупции.

В этих приёмных в режиме одного окна должностные лица – государственные гражданские служащие суда обеспечивают прием граждан по всем процессуальным и непроцессуальным вопросам. Липецким областным судом совместно с Советом судей Липецкой области разработан и утвержден регламент работы приёмных в судах и судебных участках области, обобщен опыт работы в других регионах.

Обеспечение информационной открытости и неукоснительное соблюдение прав граждан и СМИ на получение своевременной, полной, достоверной информации о работе судов осуществляется посредством целого комплекса мер: пресс-службой областного суда и управления Судебного департамента публикуются сведения о текущих судебных процессах, результатах рассмотрения дел; даются официальные комментарии и интервью председателя суда, его заместителей, судей; представляются статистические данные о работе суда, количеству рассмотренных дел и пр.; обеспечивается своевременное извещение СМИ обо всех общественно значимых мероприятиях суда путем рассылки информ-листов, телефонограмм, размещения информации на сайте; организуется работа СМИ в ходе открытых судебных заседаний; проводятся пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» и осуществляются иные виды взаимодействия должностных лиц суда со СМИ и общественностью как планового характера (по итогам года), так и текущей надобности (по введению в действие наиболее важных изменений законодательства и пр.)

Основными источниками сведений о работе судебной системы Липецкой области можно уверенно назвать интернет-ресурсы. Официальные сайты имеются у каждого городского и районного суда, управления Судебного департамента, Липецкого областного суда, органов судейского сообщества Липецкой области – квалификационной коллегии судей и Совета судей. Все они объединены в интернет-портал федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Помимо сайтов информация о деятельности судебной системы публикуется и в ежеквартальном журнале судейского сообщества Липецкой области «Судебные известия».

Говоря о таком направлении работы, как просветительская деятельность по повышению правовой культуры и правосознания населения, следует отметить, что мы активно взаимодействуем с большинством правозащитных и общественных организаций региона, осуществили ряд совместных проектов: межрегиональную научно-практическую конференцию по вопросам правового воспитания населения, курс лекций по правовой культуре в общеобразовательных школах области в рамках месяца правового просвещения молодежи, «круглый стол» по проблемам повышения правосознания и пр. Липецкий областной суд принимал участие в совместном проекте общественной организации «Союз юристов» по организации бесплатных юридических консультаций для малоимущих граждан.

Дважды на базе Липецкого областного суда проводились семинары Центра защиты прав СМИ Центрального Черноземья, посвященные вопросам современного российского информационного права, правового регулирования и международных стандартов информации в судебной практике.

На протяжении последних лет неоднократно проходили семинары с представителями средств массовой информации по проблемам взаимодействия, гласности и открытости правосудия. В помощь СМИ выпущено методическое пособие, содержащее основные юридические понятия, доступно и кратко излагающее суть и стадии судебного производства, правила поведения и права средств массовой информации в судебных процессах.

Пятый год в Липецком областном суде успешно реализуется совместная с вузами области, имеющими юридические факультеты, программа работы со студентами, включающая в себя ознакомительный курс, посещение судебных процессов в судах всех инстанций, практические занятия.

Эффективными методами повышения правовой культуры и правосознания мы считаем и визуальные средства воздействия. Так, в здании Липецкого областного суда размещены высказывания, изречения и пословицы о правосудии, судопроизводстве, законах. На информационном стенде общественным и правозащитным организациям предоставляется возможность размещения просветительской информации. ЛООП «Защита», «Липчане» неоднократно размещали на стенде периодические издания, буклеты по правовой тематике.

Психологической службой судебной системы периодически проводится анкетирование граждан по вопросам доверия к суду, методам совершенствования его работы. Для этих целей разрабатывается анкета, представляемая на информационном стенде, и специально отведенное место для ее индивидуального, а по желанию и анонимного заполнения. Результаты анкетирования впоследствии обрабатываются и используются в работе.

Безусловно, только тесное взаимное сотрудничество судебной власти со всеми общественными институтами, исключение элементов закрытости, корпоративности судебной системы позволят перевести её в качественно иное состояние, такое, которое необходимо для развития нашего общества.

Информационно-аналитическое издание jjjj№134 2015



ПРАВО

  АЛЁШИНСКИЕ САДЫ БУДУТ ЦВЕСТИ
или рейдерский захват не состоялся
  Александр БЕСЕДИН, заместитель председателя Липецкого областного суда, кандидат юридических наук
ОТКРЫТОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta