Яндекс.Метрика
  ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ, генерал армии
МЫ ГОТОВЫ К ШИРОКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАРТНЕРАМИ ВО ВСЕМ МИРЕ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
БЛАГОПРИЯТНЫЙ СИГНАЛ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
  Игорь ШУВАЛОВ, первый заместитель Председателя Правительства РФ
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ПОЛУЧИЛ ПОДДЕРЖКУ
  Алексей УЛЮКАЕВ, министр экономического развития РФ
ОТ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ – К ТИРАЖИРОВАНИЮ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  Сергей МАРИЧЕВ, генеральный директор ЗАО ОВК «БИЗОН»
ПРЯМОЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ДОСТУП НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК БЕЗОПАСНОСТИ
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
ИЗ КРИЗИСА СТРАНА ВЫЙДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ
  Николай ПАТРУШЕВ, секретарь Совета Безопасности РФ
ВЕКТОР УГРОЗ – ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
  Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции
АДЕКВАТНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
  Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
НАШ ПОСТАВЩИК – ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
  Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли РФ
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ЭТО НЕ УХОД В ИЗОЛЯЦИЮ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: PRO И CONTRA
  Владимир Нейман, заместитель генерального директора ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации, к.т.н.
О СТАНДАРТИЗАЦИИ, БЕЗОПАСНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТЕ
  Алексей АБРАМОВ, руководитель Росстандарта
ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ ЛИДЕРСТВА
  ТЕХНОЛОГИИ
  Сергей БЕДНОВ, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр»
ВЫСТАВКИ – МОЩНЫЙ КАТАЛИЗАТОР ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
  НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В ДЕЙСТВИИ
  МАСШТАБНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
  ФОРУМ EXPOPRIORITY-2015
  УРОКИ ПРОШЛОГО И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  ПРАВО
  АЛЁШИНСКИЕ САДЫ БУДУТ ЦВЕСТИ
или рейдерский захват не состоялся
  Александр БЕСЕДИН, заместитель председателя Липецкого областного суда, кандидат юридических наук
ОТКРЫТОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ
  ОБЩЕСТВО
  Сергей СУШИНСКИЙ, Президент Фонда «Защита нации», член Координационного совета при Минздраве России, член Экспертного совета при ФАС России
РАЗРЕШИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ
в вердикте по вопросу незарегистрированных лекарств пока не поставлена запятая
  У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
как и прежде, ждут льготники милости – земельного участка
  «БЕЛЫЙ КОНЬ» ИЗ БЛАГОВЕЩЕНКИ – ПРИМЕР ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ







Закон и шельф

Павел ЗАВАЛЬНЫЙ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике

От законодательных условий работы на шельфе будет зависеть устойчивое развитие нефтегазовой отрасли России. К такому выводу пришли участники круглого стола «Совершенствование законодательства в целях освоения ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации», который проводил в Южно-Сахалинске Комитет Госдумы РФ по энергетике. В выездном заседании приняли участие депутаты, ученые, чиновники, представители компаний-недропользователей, работающих на сахалинском шельфе. Законодательные инициативы, прозвучавшие в ходе заседания, мы обсудили с главой думского комитета.

– Насколько важно освоение шельфа для российского нефтегазового сектора?

– Нефтегазовый комплекс России был, есть и в обозримой перспективе останется фактором, определяющим место России в мировой экономике благодаря занимаемым ей лидирующим позициям на глобальном энергетическом рынке. Россия экспортирует 43% от своей общей добычи в 1,5 млрд т нефтяного эквивалента (н.э.), что составляет 16% мировой межрегиональной торговли энергией. При этом следует понимать, что на крупнейших месторождениях углеводородов Западной Сибири происходит падение добычи. Основные перспективы, особенно в газодобыче, связаны с месторождениями, расположенными именно на шельфах Баренцева, Карского, Черного и Каспийского морей, Камчатском, Магаданском и Сахалинском.

На шельфе России эксплуатируется 10 месторождений углеводородного сырья, семь из них расположены в Охотском море. Уже в ближайшие три года отечественными недропользователями на шельфе планируется добыть 41,3 млн т нефти и 75,8 млрд м3 природного газа.

Россия сегодня реализует свои шельфовые проекты и проекты СПГ на фоне падения мировых цен на углеводороды, ценовой неопределенности и жесткой конкуренции с другими странами-производителями и технологиями, в условиях санкций и связанных с ними дефицитом финансирования и потребности в ускоренном импортозамещении. Для преодоления этих вызовов особую значимость приобретает правовой режим. Государство это понимает и обращает серьезное внимание на нормативно-правовое обеспечение освоения углеводородов на востоке России и на шельфе.

– Какие законы в этом направлении уже приняты?

– Как вы знаете, в прошлом году начал действовать целый ряд принципиально важных законов. Это, прежде всего, закон, вводящий формульный подход к исчислению НДПИ на газ и комплексно учитывающий сложность добычи газа, в том числе, на шельфе и в восточных районах страны. Формульный подход к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который учитывает колебания цен на внутреннем и внешних рынках и многие другие факторы, в полной мере оправдывает себя в нынешних сложных экономических условиях. Не менее важен закон о мерах налогового и таможенно-тарифного стимулирования освоения углеводородов, который, по сути, наконец-то создал специальную правовую базу для работы на континентальном шельфе. И третий, безусловно, исторический закон – о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ).

Эти законы создали сегодня базовые правовые условия. Однако еще на этапе разработки было понятно, что они не в полной мере удовлетворяют потребности в совершенствовании нормативно-правового обеспечения и потребуют дальнейшей работы. И она постоянно ведется и в профильных министерствах, и в Государственной думе, и в отраслевом сообществе. Возглавляемое мною Российское газовое общество (РГО) также выступает с качестве экспертной площадки.

Результатом работы стало принятие закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленного на установление административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации.

Также принят закон «О внесении изменений в ст. 9 ФЗ «О государственной границе РФ» и ст. 6 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Он позволяет воздушным судам осуществлять доставку людей, грузов и товаров либо с территории РФ на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе России, либо в обратном порядке – с островов и объектов на территорию РФ. При этом воздушные суда могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля в порядке, установленном федеральным правительством. В этом законе были учтены предложения, наработанные РГО вместе со специалистами компаний, непосредственно работающих на российском шельфе.

В РГО подготовлен ряд других предложений по совершенствованию законодательства, правовые нормы которого направлены на:
– установление порядка ввоза отходов, не опасных для человека, на территорию Российской Федерации с искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ, введения понятия «нулевого сброса»;
– снятия ограничений на оборот (отчуждение, использование в качестве залога по кредиту) искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;
– необходимость совершенствования порядка реагирования сил уполномоченных государственных органов и организаций на угрозы безопасности объектам обустройства месторождений углеводородного сырья, а также по установлению ответственности за противоправные посягательства в отношение таких объектов.

Эти предложения были озвучены в ходе круглого стола в Южно-Сахалинске.

– В рамках заседания говорили о вопросах, не нашедших до сих пор своего решения. Обозначьте наиболее актуальные и сложные.

– Первый из них касается налогообложения. Еще на этапе принятия базовых законов о формуле НДПИ и по шельфу произошла коллизия, при которой НДПИ на газ для находящихся в примерно одинаковых условиях месторождений, например, Киринского (категория сложности 2) и Южнокиринского (категория 3) различаются более чем в 10 раз. В ходе работы над законопроектом, связанным со стимулированием освоения углеводородов континентального шельфа, предлагалось распространить ставку в 1,3% на всю акваторию Охотского моря, но эта поправка не прошла. Вопрос об устранении коллизии является очень актуальным.

Газ с Киринского планируется использовать для удовлетворения перспективного спроса потребителей Хабаровского и Приморского краев, а также северных районов Сахалинской области, то есть исключительно на внутреннем рынке. В текущих экономических условиях при поставках всего объема газа с Киринского месторождения на российский рынок внутренняя норма доходности проекта составит около 2%, что делает дальнейшую разработку месторождения экономически неэффективной, а любые дополнительные вложения в разработку – нецелесообразными. При этом пунктом «и» распоряжения Правительства Российской Федерации № 443-р предусмотрена возможность применения в период неизменности налоговых ставок пониженных ставок НДПИ и применения дополнительных мер налогового стимулирования по шельфовым проектам, основная выручка от реализации которых формируется от продажи природного газа, для обеспечения экономической целесообразности реализации шельфовых проектов.

В связи с этим Комитет считает целесообразным предложить Правительству РФ рассмотреть возможность установления налоговой ставки НДПИ в размере 1,3% при добыче газа природного и 10% при добыче газового конденсата для месторождений, расположенных во всех частях Охотского моря, в том числе, Киринского ГКМ, что потребует соответствующих изменений в Налоговом кодексе.

Определенной корректировки требует и таможенное законодательство. Тяжелая ледовая обстановка и погодные условия создают необходимость постоянного нахождения судов обеспечения в зоне работ по созданию и эксплуатации объектов на континентальном шельфе, что исключает, например, бункеровку данных судов на берегу. Эти суда обеспечиваются ресурсами, в том числе и топливом, которые для них доставляются с береговых баз. Ресурсы облагаются вывозными таможенными пошлинами, так как не предназначены непосредственно для создания или эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, хотя как российские, так и иностранные товары вывозятся на объекты, расположенные на континентальном шельфе, беспошлинно. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие проектов по разработке и добыче углеводородного сырья на арктическом шельфе Российской Федерации, ухудшая рентабельность проектов.

Выходом может стать внесение изменения в ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе», которое позволит обеспечить единый подход к налогообложению товаров, вывозимых для обеспечения функционирования разведки и добычи на континентальном шельфе и сделать процесс проведения геологического изучения и последующего освоения континентального шельфа более экономически привлекательным.

По-прежнему остро стоят вопросы, связанные с обеспечением безопасности искусственных островов, установок и сооружений. В соответствии с действующей редакцией № 16-ФЗ зоны транспортной безопасности не включают в себя зоны безопасности, устанавливаемые вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства и для обеспечения безопасности самих искусственных островов, установок и сооружений и предусматривают ограничение на заход и прохождение судов через них.

Полагаю, что логично было бы включить зоны безопасности в определение «зона транспортной безопасности» и принимать к нарушителям режима зоны безопасности положения Уголовного и Административного кодексов РФ как к нарушителям требований в области обеспечения транспортной безопасности.

Еще один вопрос, принципиально важный для эффективной работы газовой отрасли вообще и работы на шельфе тем более, – снижение административных барьеров в области лесного, градостроительного, земельного законодательства, препятствующих эффективному недропользованию и инвестированию. Этой проблеме сегодня уделяется большое внимание на уровне Правительства России, в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ создана специальная рабочая группа, в которую вхожу, в том числе и я. Комитет Государственной думы по энергетике планирует проведение расширенного заседания по данной тематике. Надеюсь, там будут озвучены конкретные предложения.

Беседовала Роза ДЖАНДОСОВА, парламентский корреспондент, к.х.н.

Информационно-аналитическое издание jjjj№134 2015



ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

  Павел ЗАВАЛЬНЫЙ, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике
ЗАКОН И ШЕЛЬФ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta