ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОЙ ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ И ПОБЕДИТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ТАМ, ГДЕ НЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
  РОСПРОМЭКО-2014
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТЭК
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ВКЛАД В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
  Николай ЧУРКИН, президент Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
ПЕРЕХОД НА ПУТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
  Сергей ИЛЬИН, директор Муниципального унитарного предприятия г. Череповца «Водоканал»
МУП «ВОДОКАНАЛ» НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
  ГОСУДАРСТВО
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, доктор социологических наук
«ГРЕХИ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ», ИЛИ О СООТВЕТСТВИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЦИПУ СУВЕРЕННОСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ЭКСПЕРТЫ ЗАЙМУТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОТРАСЛИ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ – ЗАДАЧА НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014»: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  НА СТРАЖЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  ТЕХНОЛОГИИ
  БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ
  SFITEX
  МУНИЦИПАЛИТЕТ – КУЗНИЦА КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИКА
  ПОЧЕМУ ЗАКЛИНИЛАСЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ
  АЛТАЙСКИЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  ОБЩЕСТВО
  КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В КОЛОМЕНСКОМ

















Государственные гарантии

Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ

В ноябре 2014 г. в Москве проходил второй «Форум действий» Общероссийского Национального Фронта (ОНФ). В работе форума приняли участие более тысячи человек – представители ОНФ, доверенные лица Президента РФ, политологи, представители экспертного и бизнес-сообществ, министерств и ведомств, СМИ. В числе обсуждаемых вопросов – эффективность государственных мер в реализации программы модернизации здравоохранения. Основные вопросы развития отрасли были освещены в докладе министра.

Оптимизация

В настоящее время в стране не проводится единой централизованной программы оптимизации региональных систем здравоохранения субъектов. Это и невозможно при имеющейся правовой базе, когда полномочия по организации медицинской помощи отнесены к субъектам Российской Федерации. Централизованно определены лишь единые критерии качества и эффективности работы системы здравоохранения. К ним относятся, например, время ожидания плановой медицинской помощи, время ожидания приема участковых врачей или специалистов, число дней работы круглосуточных коек в году. Все регионы должны стремиться к их достижению.

Достижение указанных показателей, обеспечиваемых каждым регионом с учетом климатических, географических и социальных особенностей, осуществляется в соответствии с региональными «дорожными картами». Во время совместной работы с регионами были четко определены требования к оптимизационным мероприятиям.

Прежде всего, ни в коем случае нельзя ликвидировать маломощные лечебно-профилактические учреждения: участковые и районные больницы, расположенные в сельской местности или в удаленных районах страны с плохой транспортной инфраструктурой. Также нельзя сокращать детские койки и койки стационаров скорой медицинской помощи. Ресурс для повышения эффективности работы отрасли, как показал анализ, находится в городах с населением более 50 тыс человек.

При этом, для того чтобы оптимизировать коечный фонд, необходимо создать условия для оказания медицинской помощи пациентам в амбулаторном звене и дневных стационарах. Это требует внедрения стационарозамещающих технологий.

В регионах случаются искажения этого подхода, когда без достаточной подготовки первичного звена начинают сокращать стационарные койки. Случается и так, что все преобразования осуществляются без информирования медицинских работников и населения, а также без должных разъяснений.

В рамках государственных гарантий ежегодно на протяжении последних лет общий объем медицинской помощи не снижается, но перераспределяется: последовательно увеличивается доля помощи в первичном звене, в дневных стационарах, незначительно уменьшаются объемы скорой помощи за счет перехода ее части в неотложную помощь. Объем стационарной круглосуточной помощи остается пока прежним с минимальной тенденцией к уменьшению.

Развитие кадрового потенциала

Для решения проблемы дефицита кадров Минздравом России был существенно увеличен объем целевой подготовки: в текущем году этот показатель составил 50%, в прошлом году – 38,3%. Кроме того, в 2014 г. 88% выпускников, окончивших вуз в рамках целевой подготовки, идут на свои подготовленные рабочие места. С 2016 г. выпускники медицинских вузов, обучившиеся по новому образовательному стандарту, без интернатуры, смогут работать непосредственно в медицинских организациях первичного звена врачами-терапевтами и педиатрами.

Прорабатывается возможность принятия нормативных актов, которые предусматривают прохождение ординатуры и обучение на узкого специалиста не ранее чем через 3 года после работы в первичном звене. Если регион действительно нуждается в специалистах узкого профиля, есть возможность ввести целевую ординатуру.

С 2016 г. будет проводиться обязательная аккредитация врачей и медсестер, подтверждающая наличие навыков и умений для осуществления профессиональной деятельности как в рамках своей специальности, так и в смежных зонах: кардиология и ультразвуковая диагностика, неврология и функциональная диагностика. То есть фактически аккредитация предоставит каждому специалисту индивидуальный лист допуска к конкретным видам медицинской деятельности.

Механизмы оплаты медпомощи

Впервые в 2013 г. был введен единый подушевой финансовый норматив, создана единая тарифная система, разработаны 335 тарифов. Это позволило за последние пять лет снизить дифференциацию регионов в стоимости одной и той же медицинской услуги с 25 раз до минимума. Осталось всего 7 регионов из 83, в которых дифференциация составляет до 20%.

В тарифах заложена и доля, которая идет в фонд оплаты труда. И если в 2011 г. зарплаты специалистов одного профиля, занимающих сходную должность, разнились более чем в 3 раза, то сейчас – в 1,5 и 1,6 раза. Показатель средней зарплаты повысился на 37% за два последних года. Мы идем сейчас с опережением нашей «дорожной карты»: на 143% к средней по экономике для врачей и 83% к средней по экономике для среднего медицинского персонала.

В текущем году во все регионы были направлены предложения по пересмотру структуры оплаты труда. Сегодня в регионах медицинские работники имеют базовый оклад менее 20% и стимулирующие выплаты – более 60%, что приводит к формированию региональных элит в «медицинском сословии». В 2013 г. было реализовано несколько пилотных проектов, по итогам которых предложено перейти на единую систему, предусматривающую, что базовая часть составляет 55–60%, компенсационная – 10% и стимулирующая – 30%. Ряд регионов уже перешел на эту систему и добился результатов, при которых люди стали получать достойную заработную плату.

Стандарты

Ни одна страна мира сегодня не использует стандарты медицинской помощи в том виде, в котором они были разработаны у нас в 2010 г. Они неэффективны как способ оплаты медицинской помощи и не могут использоваться врачами для лечения больных.

В настоящее время мы переходим на единый способ оплаты медицинской помощи – это клинико-статистические группы. Только за последние полгода их количество увеличилось с 220 до 335. Кроме того, сейчас уже подготовлены 900 клинических рекомендаций, протоколов лечения, и их количество в течение 2015 г. будет доведено до уровня, который позволит сделать работу врачей более качественной.



Ольга ТИМОФЕЕВА, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ:

– Как бы ни говорили, что сегодня самый главный вопрос – это экономика, однако, согласно опросам, 64% россиян считают, что главное конституционное право, которое у них должно быть, – это бесплатная медицина. И когда здоровье, социальные гарантии ставятся под вопрос, когда их не исполняют, экономика отходит на второй план.



Леонид РОШАЛЬ, член Центрального штаба ОНФ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии:

– Всем известно, что важнее здравоохранения и здоровья ничего нет. Конечно, нам важен контроль над правительством по исполнению поручений президента, и здесь мы бескомпромиссны. Но одновременно мы не можем проходить мимо жгучих вопросов здравоохранения, которые сейчас сотрясают страну. В начале года на край банкротства были поставлены ведущие федеральные клинические учреждения, переданные Федеральному агентству научных организаций (ФАНО) и оторванные от здравоохранения. К тому же, в результате недоработок бывшего Минсоцразвития у них резко было уменьшено финансирование. Мы в жесткой борьбе разобрались с этим вопросом, дошли до президента, и сегодня вопрос решен. Эти учреждения возвращаются в Минздрав, и надеюсь, с нормальным финансированием. Я думаю, это наша общая победа.



Эдуард ГАВРИЛОВ, член Центрального штаба ОНФ, директор фонда «Здоровье»:

– С 2013 г. российские медицинские организации перешли на оказание медпомощи населению по полному тарифу. То есть, за счет поступлений на ОМС им должны полностью компенсироваться затраты на лечение каждого больного. И тарифы на медицинскую помощь в регионах со сходными социально-экономическими условиями должны быть примерно равны. «Должны» на бумаге, но по факту это не так.

В ходе мониторинга, проведенного Фондом «Здоровье» по данным тарифных соглашений территориальных фондов ОМС за 2013 г., выяснилось, что стоимость лечения, например, больного сахарным диабетом в Липецкой области составляет 19 тыс руб., а в Калужской области – 42 тыс рублей. Стоимость случая госпитализации по поводу инфаркта составляет 25,5 тыс руб. в Костромской области, 33,5 тыс руб. в Орловской области, 81 тыс руб. в Липецкой области. Что за методика расчета тарифа, если они так разнятся в соседних регионах? Ведь неравенство в оплате ведет к неравенству в оказании медицинской помощи, к разнице в расходах на лекарства, на расходные материалы, зарплаты медиков.

Методика расчета стоимости тарифов на оказание медицинской помощи оказалась «мертворожденной», поскольку она должна базироваться на федеральных стандартах медицинской помощи, включающих в себя набор конкретных медицинских услуг, а эта работа провалена. Не разработаны стандарты на целый ряд заболеваний, обуславливающих основные причины смертности населения и обращения к врачам, включая целый ряд заболеваний.

До настоящего времени не утверждены стандарты на оказываемую в стационарах паллиативную медицинскую помощь, установленную законом №323-ФЗ, а следовательно, и тариф на данный вид помощи рассчитан быть не может.

Между тем вопрос финансового планирования — самый главный. В условиях, когда на федеральном уровне нет понимания и проработанной идеологии, регионам сложно привести к выравниванию медицинские учреждения, чтобы сделать медицинскую помощь равно доступной для каждого гражданина. Если медорганизации не могут равняться на единый усредненный тарифный норматив, они не в состоянии спланировать свою работу, что в конечном счете сказывается на качестве оказываемых населению услуг.

Информационно-аналитическое издание jjjj№132 2014



ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2014

  МАСШТАБНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР
  Николай МАКАРОВЕЦ, генеральный директор ОАО «НПО «СПЛАВ», Герой России, доктор технических наук, профессор
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН
НОВОЕ СЛОВО В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ: КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta