ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОЙ ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ И ПОБЕДИТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ТАМ, ГДЕ НЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2014
  МАСШТАБНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР
  Николай МАКАРОВЕЦ, генеральный директор ОАО «НПО «СПЛАВ», Герой России, доктор технических наук, профессор
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН
НОВОЕ СЛОВО В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ: КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
  ГОСУДАРСТВО
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, доктор социологических наук
«ГРЕХИ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ», ИЛИ О СООТВЕТСТВИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЦИПУ СУВЕРЕННОСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ЭКСПЕРТЫ ЗАЙМУТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОТРАСЛИ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ – ЗАДАЧА НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014»: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  НА СТРАЖЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  ТЕХНОЛОГИИ
  БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ
  SFITEX
  МУНИЦИПАЛИТЕТ – КУЗНИЦА КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИКА
  ПОЧЕМУ ЗАКЛИНИЛАСЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ
  АЛТАЙСКИЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  ОБЩЕСТВО
  КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В КОЛОМЕНСКОМ





















Человеческий капитал ТЭК

Александр НОВАК,
министр энергетики РФ

В последние 3–4 года в отраслях ТЭК развитию человеческого капитала и реализации социальной политики уделяется особое внимание. Для российской энергетики вопрос кадровой тематики – далеко не праздный. Ведь будущим сотрудникам отрасли предстоит решать сложные и интересные задачи – под стать той роли, которую российский ТЭК играет в мировой энергетике.

Решающий вклад в повышение конкурентоспособности российского ТЭКа предстоит сделать молодым специалистам, которые сегодня только готовятся прийти в отрасль. Естественно, многообразие задач, которые будущим специалистам придется решить, предъявляет повышенные требования к их подготовке. Но здесь мы отмечаем наличие ряда проблем: несоответствие приобретаемых специалистами компетенций тому, что требуется современному энергетическому бизнесу; разрушение преемственности и системы передачи знаний между поколениями на производстве; низкая эффективность управления человеческим капиталом в компаниях ТЭК.

В Энергетической Стратегии-2035 уделяется особое внимание развитию человеческого капитала ТЭК. В соответствии с ней, Россия через 20 лет должна занять лидирующие позиции в энергетических технологиях и в производстве интеллектуального продукта в этой сфере; иметь лучших в мире специалистов, обеспечивающих инновационное развитие энергетики, эффективность которой определяется уровнем накопленного человеческого капитала.

Подготовка и воспитание мыслящих специалистов – одна из важнейших функций вузов при содействии их попечительских советов. Минэнерго России активно участвует в этой работе, направляя своих представителей в составы советов. В частности, я сам вхожу в советы при МЭИ и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

С целью синхронизации требований бизнеса к подготовке специалистов и учебных программ вузов, отраслевыми объединениями работодателей и образовательными учреждениями разрабатываются профессиональные стандарты. Всего в период 2014–2015 гг. запланированы к разработке 87 профессиональных стандартов: в электроэнергетике – 49, в нефтегазовой отрасли – 33, в угольной – 5. Данный перечень неисчерпывающий и работа в этом направлении будет продолжена.

По итогам III квартала 2014 г. в Минтруд России представлено 14 профессиональных стандартов, по 43 стандартам ведется отраслевое согласование, 32 – в стадии разработки. По оптимистичным прогнозам Минэнерго России, к концу 2014 г. 65% от количества запланированных к разработке профессиональных стандартов будут разработаны.

При Минэнерго России с 2011 г. функционирует Совет Министерства по вопросам кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса. По мнению Совета, эффективным инструментом повышения качества профессионального образования и освоения профессиональных компетенций должно стать развитие принципа дуального обучения. Оно предполагает совмещение практического обучения на предприятии и теоретического обучения в образовательной организации. Подготовка кадров под конкретное рабочее место совместно финансируется предприятиями, нуждающимися в квалифицированном персонале, и органами государственной власти, заинтересованными в развитии экономики в регионе. Успешным примером такого взаимодействия является совместная работа руководства Республики Татарстан, компании Татнефть (в частности, Бугульминского механического завода ОАО «Татнефть») и Бугульминского машиностроительного техникума.

Их совместная работа направлена на преобразование системы подготовки кадров в части построения непрерывного образования, совмещенного с освоением навыков практической работы. Это позволит формировать такую модель профессиональной подготовки кадров, которая должна помочь преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований работодателей.

Министерством продолжается работа по исполнению поручения Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности о подготовке квалифицированных инженерных и рабочих кадров для отрасли. В ходе его исполнения было проведено обсуждение предложения «Национального минерально-сырьевого университета «Горный» о введении новой специальности – «Нефтегазовые техника и технологии». Отраслевым сообществом предложение поддержано, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) «Нефтегазовые техника и технологии» разработан, внесен на рассмотрение в Минобрнауки России и проходит экспертизу в ведущих нефтегазовых компаниях.

Развивается совместная деятельность ведущих энергетических образовательных организаций и предприятий. При этом все в большей степени возрастает необходимость дальнейшего развития базовых кафедр, реализации части образовательной программы непосредственно на предприятиях. Так, ОАО «РусГидро»

в регионах своего присутствия имеет центры подготовки на базе образовательных организаций высшего профессионального образования – Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета и Волжского филиала МЭИ. Активно развивает деятельность компания «Роснефть» с вузами-партнерами. С 2007 г. в МГИМО ведется подготовка магистров по программе «Экономические стратегии международных нефтегазовых компаний». В 2013 г. на базе Дальневосточного федерального университета создана базовая кафедра химических и ресурсосберегающих технологий. Кафедра реализует НИОКРы по исследованию качества нефти Восточно-Сибирских и Западно-Сибирских месторождений.

С 2012 г. успешно реализуется Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 гг. В настоящее время Минобрнауки России подготовлены предложения по пролонгации этой программы до 2016 г. Примером активной интеграции энергетических предприятий и энергетических вузов является совместная работа в рамках грантов Минобр-науки РФ.

При содействии пресс-службы Минэнерго России

Информационно-аналитическое издание jjjj№132 2014



РОСПРОМЭКО-2014

  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТЭК
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ВКЛАД В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
  Николай ЧУРКИН, президент Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
ПЕРЕХОД НА ПУТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
  Сергей ИЛЬИН, директор Муниципального унитарного предприятия г. Череповца «Водоканал»
МУП «ВОДОКАНАЛ» НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta