ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОЙ ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ И ПОБЕДИТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ТАМ, ГДЕ НЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2014
  МАСШТАБНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР
  Николай МАКАРОВЕЦ, генеральный директор ОАО «НПО «СПЛАВ», Герой России, доктор технических наук, профессор
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН
НОВОЕ СЛОВО В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ: КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
  ГОСУДАРСТВО
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, доктор социологических наук
«ГРЕХИ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ», ИЛИ О СООТВЕТСТВИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЦИПУ СУВЕРЕННОСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ЭКСПЕРТЫ ЗАЙМУТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОТРАСЛИ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ – ЗАДАЧА НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014»: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  НА СТРАЖЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  ТЕХНОЛОГИИ
  БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ
  SFITEX
  МУНИЦИПАЛИТЕТ – КУЗНИЦА КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  ЭКОНОМИКА
  ПОЧЕМУ ЗАКЛИНИЛАСЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ
  АЛТАЙСКИЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  ОБЩЕСТВО
  КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В КОЛОМЕНСКОМ





















Новый инструмент экологической политики

Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ

В этом году, в том числе в рамках реализации Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., был подготовлен и принят федеральный закон № 219 о наилучших доступных технологиях (НДТ). Он направлен, прежде всего, на существенное улучшение экологической ситуации в стране и на совершенствование системы экологического нормирования, введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий. Закон носит комплексный новационный характер.

В первую очередь законом предусмотрено разделение предприятий по категориям и применение к ним адекватных дифференцированных мер государственного регулирования. Это позволит выделить предприятия, определяющие максимальный уровень загрязнения по стране, и сосредоточиться на них. А по отношению к остальным предприятиям снять административные барьеры и сократить избыточное регулирование.

Так, в отношении объектов четвёртой категории (то есть с самым маленьким воздействием на окружающую среду) меры государственного регулирования применяться не будут – за исключением внеплановых проверок.

Предприятия, осуществляющие воздействие с превышением предельных технологических нормативов НДТ, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности, содержащую мероприятия по модернизации производства.

Для экологической модернизации предприятий природоохранным законодательством также введена система стимулов. В их числе – льготы, предусматривающие зачёт затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрению НДТ в счёт платы; отказ от взимания платы для предприятий, перешедших на НДТ; налоговые льготы в части возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации. В качестве санкций будет увеличена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Для усиления стимулирующей роли предусмотрено поэтапное повышение коэффициентов, применяющихся к ставкам платы за выброс, сброс и размещение отходов с превышением установленных нормативов. Назначение размера повышающих коэффициентов связано с обеспечением сопоставимости размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с затратами, необходимыми для предотвращения такого воздействия.

Очевидно, что для обеспечения надлежащего выполнения требований природоохранного законодательства необходима эффективная система контроля. Поэтому помимо осуществления государственно-экологического надзора предполагается переход от инспекции к отчётности, что позволяет перенести часть ответственности на субъект хозяйственной деятельности, минимизировать административные функции и усилить штрафные санкции за предоставление недостоверных сведений.

Для сбора достоверной информации законом также установлены требования к производственному экологическому контролю с учётом категории предприятий. Так, в целях оперативного, адекватного реагирования на случай высокого загрязнения окружающей среды природопользователю вменяется в обязанность оснащение крупных источников выбросов автоматическими датчиками измерения и средствами передачи этой информации в Госфонд данных экологического мониторинга. Государственный учёт объектов будет реализован в форме электронного реестра предприятий. При этом отмечу, что часть этого реестра (а именно информация о выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещаемых отходах) будет открыта и доступна для общественности. Эта часть реестра станет аналогом регистра выбросов, который ведётся во многих странах мира.

В Евросоюзе переход на новую систему занял около 10 лет. Нашим законом установлен максимальный срок реализации программы модернизации производства 14 лет. Программа будет рассматриваться и одобряться межведомственной комиссией, в состав которой должны войти представители всех заинтересованных органов. Комплексные экологические разрешения будут выдаваться после проведения оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы. Такой подход обеспечит информирование общественности и учёт её мнения.

Чтобы предприятия смогли спланировать свою деятельность, вышеизложенные меры вводятся поэтапно. С 2015 по 2017 г. необходимо осуществить постановку на государственный учёт всех предприятий, разделить их на категории, опубликовать отраслевые справочники по НДТ, принять подзаконные акты.

В ближайшее время будут определены около 300 предприятий – крупнейших загрязнителей, для которых переход на НДТ будет осуществляться в пилотном порядке, начиная с 2019 г.

С этого же года при проектировании новых предприятий должны учитываться принципы НДТ. До 2025 г. все предприятия первой категории должны получить комплексные экологические разрешения. На первом этапе введения мер ожидается снижение показателей негативного экологического воздействия по стране не менее чем на 15%, на втором – 45–50%, а на третьем – 75–80%.

Информационно-аналитическое издание jjjj№132 2014



РОСПРОМЭКО-2014

  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТЭК
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ВКЛАД В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
  Николай ЧУРКИН, президент Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
ПЕРЕХОД НА ПУТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
  Сергей ИЛЬИН, директор Муниципального унитарного предприятия г. Череповца «Водоканал»
МУП «ВОДОКАНАЛ» НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta