ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
МЫ ГОТОВЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОЙ ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ И ПОБЕДИТЬ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ТАМ, ГДЕ НЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2014
  МАСШТАБНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР
  Николай МАКАРОВЕЦ, генеральный директор ОАО «НПО «СПЛАВ», Герой России, доктор технических наук, профессор
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН
НОВОЕ СЛОВО В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКЕ: КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  Вероника СКВОРЦОВА, министр здравоохранения РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ
  РОСПРОМЭКО-2014
  Сергей ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  Александр НОВАК, министр энергетики РФ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТЭК
  Андрей ЕПИШОВ, генеральный директор Роcсийского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
РОСПРОМЭКО – ВКЛАД В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
  Николай ЧУРКИН, президент Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко»
ПЕРЕХОД НА ПУТЬ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
  Сергей ИЛЬИН, директор Муниципального унитарного предприятия г. Череповца «Водоканал»
МУП «ВОДОКАНАЛ» НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
  ГОСУДАРСТВО
  Сергей ПЕРШУТКИН, эксперт-аналитик, доктор социологических наук
«ГРЕХИ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ», ИЛИ О СООТВЕТСТВИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИНЦИПУ СУВЕРЕННОСТИ
  БЕЗОПАСНОСТЬ
  Владимир ГУТЕНЕВ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России
РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: ЭКСПЕРТЫ ЗАЙМУТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОТРАСЛИ
  Борис МАЛАШЕВИЧ, советник президента ГК «Синэрджента»
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ – ЗАДАЧА НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
  «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014»: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
  НА СТРАЖЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2015
  ТЕХНОЛОГИИ
  БИЗНЕС-МОСТ В УДМУРТИИ
  SFITEX
  МУНИЦИПАЛИТЕТ – КУЗНИЦА КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  ОБЩЕСТВО
  КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В КОЛОМЕНСКОМ













Почему заклинилась модернизация

В 1990–1991 гг. по заказу «семерки» (семь наиболее развитых стран Запада) зарубежными специалистами был составлен «Хьюстонский доклад», в котором содержались рекомендации, как социализм в СССР за 1,5–2 года трансформировать в капитализм. Доклад содержал три базовых положения:
1. Сокращение государственного участия в экономике. Под этим подразумевалось уменьшение государственных затрат на социальную сферу, оборону, безопасность, производство, ликвидация льгот гражданам и предприятиями и т.п.
2. Введение системы свободных цен.
3. Приватизация государственной собственности.

Все положения были реализованы в России. Это реформы, которые получили в нашей стране название «шоковая терапия» и в процессе которых были созданы либерально-монетаристские методы управления, в значительной мере базирующиеся на коррупции, криминале и монополии.

Данные методы управления преследовали цель превратить Россию в сырьевой придаток Запада. Эта цель была осуществлена на практике. В результате в настоящее время наша страна сидит на «нефтегазовой» игле, две трети производства разрушено, темпы роста экономики близки к нулю, большая часть оставшихся основных производственных фондов не обновлялась с советских времен.

Проведение модернизации экономики (новой индустриализации) топчется на месте, жизненный уровень большинства населения снижается, майские указы 2012 г. Президента РФ не исполняются, поскольку для этого нужны темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) не менее 6% в год, а сейчас этот показатель составляет около 1%. У России, таким образом, отсутствует перспектива стать развитой благополучной страной.

В области экономики по-прежнему господствуют догмы либерального монетаризма, навязанные России Западом еще в 90-е гг. (либералы считают, что государство менее эффективно, чем рынок, борьба с инфляцией ведется путем сжатия денежной массы, рублевая эмиссия в зависимости от количества долларов, поступивших в Россию, денежная система должна быть открытой и привязанной к мировому рынку капиталов, едет массовая покупка за валюту зарубежных «ценных» бумаг и др.)

Однако ситуация изменилась. Падение темпов роста ВВП в настоящее время почти до нуля, система санкций Запада против России, необходимость импортозамещения и новой индустриализации, затраты на социальную сферу, оборону и т.д. требуют отказа от существующих либерально-монетаристских методов управления и создания планово-рыночной системы управления экономикой, в рамках которой будут действовать другие кредитно-денежная и финансовая системы страны. Речь идет о дедолларизация экономики, эмиссии рублевой массы в зависимости от реальных потребностей российского производства, использовании валютных и иных доходов для экономического роста, замене иностранных источников кредитования на отечественное кредитование производства, в том числе и долгосрочное, возврате незаконно уведенных из России капиталов и др.

Для выхода страны из тупика, в котором она находится, необходимо управление экономикой с опорой не на олигархов, а на трудовые коллективы предприятий, которые в отличие от «денежных мешков», заинтересованы в проведении модернизации экономики. Такая заинтересованность, по мнению Президента России, отсутствует у тех, кто должен в настоящее время осуществлять модернизацию экономики: у «продажных чиновников» и «ничего не предпринимающих предпринимателей».

Россия в настоящее время имеет отсталую производственную материально-техническую базу. Так, только в оборонной промышленности доля V технологического уклада составляет 10%, а остальное производство (военное и гражданское) основано на III и IV технологических укладах. Для сравнения: в США в производстве доля V уклада составляет 60%, а VI уклада – 5%. Для осуществления новой индустриализации необходимо, прежде всего, создать современное станкостроение, соответствующее V технологическому укладу, которое включает в себя станки и прессы с программным управлением, промышленные роботы, электронные элементы, приборы, инструменты, материалы и др. Это позволит заменить старые технологии, станки и оборудование на новые отечественные в различных отраслях народного хозяйства и в дальнейшем ликвидировать зависимость от зарубежных технологий.

Экономическая, в основном, сырьевая российская элита не способна построить отрасль современного станкостроения, о чем говорят результаты в этой области за последние 20 лет. Станкостроительную отрасль может создать только государство при условии, что коррупция подавлена, а исполнительная власть эффективно контролируется выборными органами власти.

Зарубежные заводы для станкостроительной отрасли надо обменивать на природные ресурсы (нефть, газ, металлы и др.), а продовольствие, лекарство, одежду, обувь, бытовые приборы, мебель и т.п. надо производить самим и не тратить на это валюту (около 500 млрд долларов год), то есть необходимо, как сказал президент, импортозамещение. Если Россия будет иметь необходимый уровень V технологического уклада в производстве, то в разы увеличатся производительность труда и уровень жизни населения, российские товары, а не только сырье, станут конкурентоспособными на мировом рынке. Если те природные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес и др.), которые Россия сейчас экспортирует за рубеж, перерабатывать в готовую продукцию, то экспортные доходы возрастут по энергетическим товарам в 10 раз, по переработке леса – в 5 раз, а по сельскохозяйственным товарам – в 3 раза. В результате экспортные доходы России увеличатся в несколько раз и приблизятся к экспортным доходам Китая (это около двух трл долларов). Без V технологического уклада в производстве Россия не сможет осуществить переход к VI технологическому укладу, который надо создавать самим.

Эти проблемы нельзя решить без подавления коррупции и «теневого» рынка, величина которых блокирует сейчас любые попытки проведения новой индустриализации и импортозамещения. Прежде всего, требуется подавление деловой коррупции, в которой участвуют до 6 млн человек (предприниматели и чиновники). Величина коррупционных сделок составляет около 300 млрд долларов в год, что в 4 раза превосходит затраты на оборону. Кроме коррупции в России сложился теневой рынок. Это более 40% экономики, где трудится свыше 20 млн человек, которые не платят налогов. В зарубежных оффшорах зарегистрированы более 50% фирм, которые экономят на налогах. Коррупция, теневой рынок, оффшоры, недобросовестная конкуренция, рейдерство – этот криминальный монстр накрепко заклинил развитие России. Борьба с ним нуждается в системном подходе, но, прежде всего, для разрушения сетевых коррупционных связей необходимо установить контроль трудовых коллективов за администрацией предприятий («эффективными менеджерами») любых форм собственности и представительной власти в центре и на местах за исполнительными органами (чиновниками). Для этого надо принять подготовленные в Государственной думе проекты законов «О трудовых коллективах», «О парламентском контроле» и другие.

Имеется большой удачный опыт использования на практике планово-рыночных методов управления экономикой в разных странах в разное время: НЭП в СССР, Югославия, Китай и др. При создании в России планово-рыночных методов управления экономикой необходимо использовать этот опыт применительно к российским условиям и задачам.

Смена либерально-монетаристских методов управления на планово-рыночные может быть проведена разными способами.

Первый предполагает победу на думских и президентских выборах оппозиции, которая выступает за планово-рыночные методы управления. Но на выборах с 1991 г. в современной России ни разу этого не удалось достичь.

Второй способ – смена существующей власти на либеральную, ориентированную на Запад, может быть осуществлен с помощью «пятой колонны» и «московского Майдана». Если это произойдет, то Россия превратится в «Украину №2».

Третий – это военный переворот. Чем он может кончиться для России, предсказать невозможно.

Четвертый способ предполагает создание в провинции группы патриотов-государственников (уже охвачено несколько сотен городов). В день «Х» миллионы людей едут в Москву и требуют проведения референдума: «Вы за оккупанта или вы за национальный курс?» Затем проводится референдум, с помощью которого либерально–монетаристский курс (оккупационный) меняется на пророссийский курс реформ. Этот способ носит в значительной мере стихийный характер, его результат невозможно спрогнозировать, и поэтому он также нежелателен, как и все предыдущие.

Наиболее перспективный вариант смены либерально-монетаристских методов управления страной находится в руках Президента России В.В. Путина. Для этого надо объединить в Госдуме 212 голосов депутатов от КПРФ, Справедливой России и ЛДПР, поскольку у этих партий практически одинаковые социально-экономические программы, с голосами депутатов Госдумы от Народного фронта. Это позволит принять подготовленные в нижней палате российского парламента базовые проекты законов и создать законодательную основу для смены существующих либерально-монетаристских методов управления планово-рыночными методами. При этом будет проведена замена существующих управленческих кадров на профессиональных управленцев из КПРФ, Справедливой России и ЛДПР, Народного фронта и беспартийных. Таким образом станет возможным быстро, законно, без «московского Майдана», то есть без стрельбы и убийств, создать планово-рыночные методы управления, которые будут активно поддерживаться трудовыми коллективами различных предприятий всех форм собственности по всей стране, а также политическими силами.

Успешное решение проблемы экономического роста (не менее, чем 8% в год) и повышения жизненного уровня населения, укрепления обороны и безопасности граждан на базе новой индустриализации и импортозамещения зависит от делового союза ведущих выборных политических деятелей страны: Владимира Путина, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова и Владимира Жириновского. Объединительной платформой этого союза могут стать базовые проекты законов, которые содержат предвыборные обещания Президента РФ Владимира Путина избирателям, а также базовые положения предвыборных программ КПРФ, СР и ЛДПР. Этот союз ведущих политиков России должен справиться с криминальным монстром коррупции, объем которой за последние 12 лет возрос почти в 10 раз.

Леонид ОРЛЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана

Информационно-аналитическое издание jjjj№132 2014



ЭКОНОМИКА

  ПОЧЕМУ ЗАКЛИНИЛАСЬ МОДЕРНИЗАЦИЯ
  АЛТАЙСКИЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta