ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014
  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр внутренних дел РФ
БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, СПЕЦТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИИ
  Сергей МАРИЧЕВ, генеральный директор ЗАО «ОВК «БИЗОН»
ВЕДУЩАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НОВЕЙШИХ РАЗРАБОТОК ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ОБЩАЯ РАБОТА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ
ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ВОЙСК ИДЕТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
  Юрий БОРИСОВ, заместитель министра обороны РФ
ГОСОБОРОНЗАКАЗ: ПУБЛИЧНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Олег СТЕПАНОВ, начальник Управления военных представительств Министерства обороны РФ
В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
НАШ ОТВЕТ ТЕРРОРИСТАМ БУДЕТ СВОЕВРЕМЕННЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ
  Александр БОРТНИКОВ, директор ФСБ России
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ – УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ ИТ-ИНДУСТРИИ ВО ВСЕМ МИРЕ
  SFITEX – ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  Павел СМИРНОВ, генеральный директор ОАО «НИИ «Масштаб»
Андрей ФИЛИППОВ, заместитель начальника НТЦ ОАО «НИИ «Масштаб»
АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
БЕЗ ОБРЕМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
  Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель Председателя Госдумы РФ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ БЮДЖЕТЫ НЕ ВЫГОДНЫ НАРОДУ
  ЗАКОН
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
ПОКА ОЛИГАРХИ НЕ ВЕРНУТ «ДОЛГ РОДИНЕ», СТРАХОВАТЬ ИХ НЕ СЛЕДУЕТ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
  СИСТЕМА «ЭРА-ГЛОНАСС» РАЗВЕРНУТА В 83 СУБЪЕКТАХ РФ
  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – МОЩНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
  МИР
  СЛАБЕЮЩАЯ АМЕРИКА И ПРИЗРАК ВСЕМИРНОГО БЕСПРЕДЕЛА: КАК ЭТО СВЯЗАНО
  НЕ ЦЕНОЙ НЕФТЬ ДОРОГА
  ЭКОНОМИКА
  ЧТО НАМ МЕШАЕТ ЗАМЕНИТЬ ИМПОРТ?
  ОБЩЕСТВО
  Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор журнала «Политический класс»
НЕ УЙТИ ОТ УКРАИНСКОГО ВОПРОСА
  ГОРОД КЛИН: ТРАДИЦИИ ОСТАЮТСЯ



















Новая инновационная карта мира

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ

14–16 октября 2014 г. в столице проходил III Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации», ключевая тема которого «Созидательное разрушение: как сохранить конкурентоспособность в XXI веке». В работе форума участвовали гости из 47 государств. Страной-партнером форума выступила Китайская Народная Республика. Предлагаем выдержки из выступления премьер-министра России на пленарном заседании.

Технологии объединяют

Когда мы говорим об инновациях, мы говорим о контурах нашего будущего мира. Технологии объединяют мир, меняют привычную жизнь людей и расширяют сами человеческие возможности. Мировая экономика находится в поиске источников развития.

Сегодня способность создавать, продвигать и распространять инновации является ключевым фактором конкурентоспособности. Весьма впечатляющих результатов за последние годы добились страны Азиатско-Тихоокеанского региона – это, конечно, Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, и что заставляет говорить о возникновении нового полюса глобального экономического могущества. Россия – страна, которая живёт и в Европе, и в Азии, и мы заинтересованы в укреплении наших позиций в Тихоокеанском регионе. Готовы совместно участвовать в формировании новых рынков, встраиваться в высокотехнологичные производственные цепочки и источники формирования добавленной стоимости. И здесь, конечно, у Китая и России колоссальные возможности для сотрудничества.

Россия – КНР: связи укрепляются

С Китайской Народной Республикой нас связывают давние и прочные связи во всех областях – от культуры и гуманитарной сферы до энергетики и промышленности. Доля высокотехнологичной продукции в торговом обороте применительно к нашей стране – одна из самых высоких, хотя надо признаться откровенно, с определённым дисбалансом в пользу наших китайских партнёров. И в этом смысле нам есть чем заниматься над своими проектами.

Многоплановый характер носит наше научно-техническое сотрудничество. Реализуются совместные проекты в области фундаментальных и прикладных исследований. Они охватывают такие направления, как новые материалы, экологически чистые энергосберегающие технологии, биотехнологии, химия, нефтехимия, электроника, информатика, машиностроение, приборостроение, телекоммуникации и многие другие позиции. Хорошо, что в реализации этих проектов участвуют академические отраслевые институты, университеты, научно-производственные объединения, государственные компании, частные компании из различных регионов и провинций России и Китая.

Активную роль в межвузовском взаимодействии играет наш российский Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, работает и ассоциация технических университетов России и Китая, студенты участвуют в совместных конференциях, делятся собственными разработками, получают хороший опыт межкультурного общения. Укрепляются связи и по линии институтов развития, обсуждается возможность создания совместных экономических зон, а также венчурных фондов. Рассчитываю на появление новых взаимовыгодных российско-китайских проектов в области инноваций.

Государство – инвестор и регулятор

За прошедшие годы мы существенно нарастили государственные инвестиции в инновации, как это и предусмотрено стратегией инновационного развития до 2020 г. Создали инфраструктуру поддержки инноваций, которая вполне сопоставима со многими системами, которые существуют в других странах. Заработали базовые институты развития – Внеш-экономбанк, Российская венчурная компания, «Роснано», фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и целый ряд других фондов, включая, естественно, и частные структуры. Скажу только, что за период с 2007 по 2013 гг. было поддержано 13 тыс проектов на сумму 700 млрд руб.

Помимо роли инвестора в высокотехнологичные проекты государство традиционно выступает в роли регулятора этой сферы, как и в других странах мира. Сегодня мы стремимся наладить эту систему таким образом, чтобы возник так называемый инновационный лифт – чтобы на каждом этапе жизни инновационного продукта от зарождения идеи до запуска в серию был подходящий набор инструментов поддержки. Мы приняли целый ряд законов, которые регулируют инновационную сферу. Утвердили государственные программы – практически в каждой из них заложены требования по инновационному развитию.

Потенциал госкомпаний

Мы стремимся повысить инновационный потенциал наших крупнейших государственных компаний. Вначале эта задача казалась достаточно сложной, тем более что в России они играют весьма заметную роль в экономике, обеспечивая около трети объёма промышленного производства и порядка 40% всех внутренних затрат на исследования и разработки. То есть это очень значимая часть.

По моему поручению были утверждены программы инновационного развития для 60 таких компаний, включая и крупнейшие: «Газпром», «Роснефть», «Ростехнологии», «Россети», «Росатом», «Российские железные дороги», «Ростелеком» и целый ряд других. Они наращивают инвестиции в исследования и разработки. Скажу откровенно, периодически, когда я встречаюсь с руководителями этих компаний, они с удовольствием демонстрируют, что они сделали за последние три-пять лет. Самое главное, чтобы это, естественно, давало окончательные результаты.

Приоритет госзакупок

Дополнительный фактор спроса на инновации – государственные закупки. В законе о конт-рактной системе зафиксирован приоритет поставок инновационной продукции. Предусмотрены различные экономические механизмы, которые стимулируют применение более эффективных решений, включая, так называемые, контракты жизненного цикла.

Контрактная система в целом должна быть более открытой и для малых высокотехнологичных компаний, что, кстати, является также требованием вышеуказанного закона. В рамках Национальной предпринимательской инициативы реализуется «дорожная карта» по расширению доступа малых и средних компаний к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Естественно, здесь также свою роль играют институты развития.

Концентрация ресурсов

Для запуска новых крупных межотраслевых проектов нам необходимо сконцентрировать ресурсы государства, науки и бизнеса. Мною утверждены планы по развитию биотехнологий, фотоники, композиционных материалов, новых производственных технологий. Все эти проекты будут строиться на базе частно-государственного партнёрства. В ряде случаев планируется создать консорциумы с участием производителей и потребителей производственной инновационной продукции. Их участниками могут быть и инфраструктурные компании, и компании с государственным участием, и малые и средние высокотехнологичные предприятия, и, конечно, университеты.

Не менее важным представляется территориальный аспект инновационной политики. Москва – это крупнейший инновационный центр России, хотя бы потому, что является столицей и крупнейшим мегаполисом страны. Но мы стремимся к тому, чтобы подобные центры инноваций возникали и в других регионах. И во многих из них создаются новые центры для инноваций, новые технопарки и инновационные территориальные кластеры (таких у нас уже 25). Как правило, они располагаются на территориях с высокой концентрацией образовательного, научно-технического и производственного потенциала, в том числе в наукоградах и в свободных экономических зонах.

Кадры

Вся эта система не может работать без людей – без учёных, без инженеров, без высококвалифицированных рабочих. Специалисты, которые работают в этих центрах, – это ядро любой образовательной системы, любой инновационной системы. В России уже сформирована сеть федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и ведущих научных организаций. Системы оценки их эффективности теперь построены в соответствии с международными стандартами. В развитие исследований, в расширение кооперации университетов с промышленностью только за последние несколько лет было вложено 135 млрд руб.

Ещё одна инициатива – это программа «Глобальное образование». Мы продолжаем тоже ею заниматься, и те граждане, которые хотят самостоятельно поступать на магистерские и аспирантские программы в ведущие мировые университеты, получат свою поддержку.

Мы все хотим видеть и наши регионы, и наши страны успешными, современными, высокоэффективными, а в XXI веке это абсолютно невозможно без использования инновационных технологий.

Информационно-аналитическое издание jjjj№131 2014



ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ МИР, СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СИЛА ГОСУДАРСТВА ПОЗВОЛИТ ДОСТОЙНО ВЫДЕРЖАТЬ ИСПЫТАНИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА МИРА
  Андрей ГРИГОРЬЕВ, генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ)
ОПК ПОСЛЕ 2020 ГОДА

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta