ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ МИР, СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СИЛА ГОСУДАРСТВА ПОЗВОЛИТ ДОСТОЙНО ВЫДЕРЖАТЬ ИСПЫТАНИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА МИРА
  Андрей ГРИГОРЬЕВ, генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ)
ОПК ПОСЛЕ 2020 ГОДА
  ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014
  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр внутренних дел РФ
БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, СПЕЦТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИИ
  Сергей МАРИЧЕВ, генеральный директор ЗАО «ОВК «БИЗОН»
ВЕДУЩАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НОВЕЙШИХ РАЗРАБОТОК ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ОБЩАЯ РАБОТА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ
ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ВОЙСК ИДЕТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
  Юрий БОРИСОВ, заместитель министра обороны РФ
ГОСОБОРОНЗАКАЗ: ПУБЛИЧНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Олег СТЕПАНОВ, начальник Управления военных представительств Министерства обороны РФ
В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
НАШ ОТВЕТ ТЕРРОРИСТАМ БУДЕТ СВОЕВРЕМЕННЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ
  Александр БОРТНИКОВ, директор ФСБ России
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ – УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ ИТ-ИНДУСТРИИ ВО ВСЕМ МИРЕ
  SFITEX – ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  Павел СМИРНОВ, генеральный директор ОАО «НИИ «Масштаб»
Андрей ФИЛИППОВ, заместитель начальника НТЦ ОАО «НИИ «Масштаб»
АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
БЕЗ ОБРЕМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
  Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель Председателя Госдумы РФ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ БЮДЖЕТЫ НЕ ВЫГОДНЫ НАРОДУ
  ЗАКОН
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
ПОКА ОЛИГАРХИ НЕ ВЕРНУТ «ДОЛГ РОДИНЕ», СТРАХОВАТЬ ИХ НЕ СЛЕДУЕТ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
  СИСТЕМА «ЭРА-ГЛОНАСС» РАЗВЕРНУТА В 83 СУБЪЕКТАХ РФ
  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – МОЩНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
  МИР
  СЛАБЕЮЩАЯ АМЕРИКА И ПРИЗРАК ВСЕМИРНОГО БЕСПРЕДЕЛА: КАК ЭТО СВЯЗАНО
  НЕ ЦЕНОЙ НЕФТЬ ДОРОГА
  ОБЩЕСТВО
  Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор журнала «Политический класс»
НЕ УЙТИ ОТ УКРАИНСКОГО ВОПРОСА
  ГОРОД КЛИН: ТРАДИЦИИ ОСТАЮТСЯ











Что нам мешает заменить импорт?

Российские регионы вполне могут обеспечить себя продовольствием. Но при обязательном выполнении двух условий: значительном увеличении объёмов господдержки и создании прямой системы сбыта продукции в крупных мегаполисах и промышленных центрах, то есть без посредников. Таковы главные выводы, прозвучавшие в ходе международной агропродовольственной и агротехнической выставки «Золотая осень-2014», состоявшейся в Москве на территории ВДНХ.

По экспертным расчётам, в течение 5–7 лет АПК РФ в состоянии обеспечить внутренний рынок мясом, рыбой и продуктами их переработки более чем на 80%, картофелем, овощами, фруктами, ягодами, плодоовощными консервами – почти на 90%, молочными изделиями – не меньше чем на 80%. Что пока мешает достичь такого уровня производства?

Прежде всего, низкий совокупный уровень прямой и косвенной господдержки в расчете на 1 га сельхозугодий в РФ. Сегодня он минимум в семь раз меньше, чем у основных производителей-экспортеров сельхозсырья и готового продовольствия в странах Северной Америки, ЕС, Японии, КНР, Австралии, Новой Зеландии. Этот же показатель (господдержки) в сельхозмашиностроении и сбыте его продукции на нашем внутреннем рынке в восемь и более раз ниже, чем в тех же странах и регионах. Отсюда очевидно, что подтянуться к таким величинам господдержки АПК – важнейшее базовое условие продовольственного самообеспечения.

Кроме того, в РФ – один из максимальных в мире уровень процентных ставок за банковские кредиты сельхозпроизводителям и производителям сельхозтехники, удобрений, средств орошения и другой продукции для АПК. А процентные ставки в упомянутых странах и регионах в 5–8 раз ниже. По этой причине, в частности, задолженность сельхозпредприятий и предприятий сельхозмашиностроения перед банками и разными кредитными структурами в России намного больше, чем в Северной Америке, ЕС, Японии, КНР, Австралии, Новой Зеландии, Швейцарии, Норвегии, Турции, Израиле, Аргентине, Уругвае.

Вдобавок в России, в отличие от вышеперечисленных стран, закупщиками сельхозпродукции и основными её поставщиками являются посреднические структуры, связанные с крупными торговыми сетями. Они, как правило, максимально занижают закупочные цены, но максимально взвинчивают расценки на ту же продукцию для розничной торговли. А торговые сети добавляют ещё и свои наценки. В результате цена на продукцию в рознице, как отмечалось на «Золотой осени», оказывается минимум на 50% дороже, чем при её первичной закупке.

Из-за искусственно занижаемых закупочных цен немалое число производителей вынуждены избавляться (!) от своей продукции (запахивают, закапывают, выливают в канавы, болота). В результате ежегодно, особо подчеркивали участники форума, до трети, а то и больше производимых овощей, фруктов, молока не доходит до российского потребителя. И неудивительно, что по объёмам импорта яблок и многих других фруктов Россия уже лет 20 занимает одно из первых мест в мире. У торговых сетей всегда под рукой «дальнезарубежный» товар, причем в широком ассортименте и любого качества.

Кстати, нечто подобное было в 1960-х – 1980-х гг. в СССР, когда колоссальные урожаи овощей, фруктов, ягод, как и большие объемы мяса, молока, рыбы списывались на потери и порчу, а то и вовсе не отражались в отчетности.

Зато продолжалось наращивание продовольственного импорта из «братских» республик Восточной Европы и из афро-азиатских государств «социалистической ориентации».

Представители почти всех участников «Золотой осени-2014» из России и других стран СНГ заявляли на форуме, что требуется наладить общероссийскую систему прямых поставок продукции и её сбыта непосредственно самими производителями, например, через специальные торговые дома регионов/стран в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Архангельске, в уральских, сибирских и дальневосточных промышленных цент-рах. Напомним, что этот вопрос обсуждается уже не один год, но системных решений пока нет. Так, эксперт по вопросам сельхозэкспортной политики Рафаил Аршабов (Абхазия) уверен: если регионы России и других стран будут самостоятельно реализовывать свою продукцию, а не через всевозможных посредников, «тогда насыщение рынка будет происходить намного быстрее, разнообразнее по ассортименту и доступнее по ценам». Похожее мнение недавно высказал автору и посол Азербайджана в РФ Полад Бюль Бюль-оглы.

Но есть и другие проблемы с импортозамещением. В частности, качество сельхозземель. Ввиду выгодности возделывания зерновых на экспорт, особенно кукурузы, нарушаются севообороты, происходит категорически недопустимый сев «зерна по зерну», сокращаются площади под другими сельхозкультурами и т.п. Как следствие - истощается естественное плодородие сельхозпочв, и для сохранения урожайности на необходимом уровне агропроизводители широко применяют химсредства, зачастую далеко не безопасные не только для почв, но, главное, для потребителей.

Непростая ситуация и в других продовольственных секторах. Скажем, искусственное рыборазведение, где Россия отстаёт от многих индустриальных и даже развивающихся стран.

По оценке Юрия Кирилкина, инициатора крупного проекта по развитию форелеводства в Северной Осетии, у нас есть лишь несколько заводов по производству кормов для воспроизводства рыб, но «пока качество этих кормов уступает иностранным, импортируемым преимущественно из Дании. А наиболее существенная проблема – это бесперебойность поставок из США икры для воспроизводства форели». Но если будут введены санкции в РФ и на этот продукт, то «в Кисловодске есть форелевый племзавод, который производит икру нужного качества».

Словом, сведение к минимуму доли импорта (по крайней мере, из дальнего зарубежья) на нашем продовольственном рынке вполне возможно, судя по экспозициям «Золотой осени-2014» и оценкам её участников. Для этого, как видим, требуется целенаправленная государственная политика долговременного характера.

Артём ЛЕОНОВ
Столетие

Информационно-аналитическое издание jjjj№131 2014



ЭКОНОМИКА

  ЧТО НАМ МЕШАЕТ ЗАМЕНИТЬ ИМПОРТ?

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta