ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
УКРЕПЛЯТЬ МИР, СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  Дмитрий РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ
СИЛА ГОСУДАРСТВА ПОЗВОЛИТ ДОСТОЙНО ВЫДЕРЖАТЬ ИСПЫТАНИЯ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
НОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА МИРА
  Андрей ГРИГОРЬЕВ, генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ)
ОПК ПОСЛЕ 2020 ГОДА
  ЗАКОН
  Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, директор Института проблем глобализации
ПОКА ОЛИГАРХИ НЕ ВЕРНУТ «ДОЛГ РОДИНЕ», СТРАХОВАТЬ ИХ НЕ СЛЕДУЕТ
  ТЕХНОЛОГИИ
  ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
  СИСТЕМА «ЭРА-ГЛОНАСС» РАЗВЕРНУТА В 83 СУБЪЕКТАХ РФ
  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – МОЩНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
  МИР
  СЛАБЕЮЩАЯ АМЕРИКА И ПРИЗРАК ВСЕМИРНОГО БЕСПРЕДЕЛА: КАК ЭТО СВЯЗАНО
  НЕ ЦЕНОЙ НЕФТЬ ДОРОГА
  ЭКОНОМИКА
  ЧТО НАМ МЕШАЕТ ЗАМЕНИТЬ ИМПОРТ?
  ОБЩЕСТВО
  Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор журнала «Политический класс»
НЕ УЙТИ ОТ УКРАИНСКОГО ВОПРОСА
  ГОРОД КЛИН: ТРАДИЦИИ ОСТАЮТСЯ



















































Аспекты импортозамещения в отрасли инфокоммуникаций

Павел СМИРНОВ, генеральный директор ОАО «НИИ «Масштаб»



Андрей ФИЛИППОВ, заместитель начальника НТЦ ОАО «НИИ «Масштаб»

В настоящее время российские отрасли телекоммуникаций и информационных технологий характеризуются сильной импортозависимостью. По оценке экспертов, доля зарубежного телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники, общесистемного и прикладного программного обеспечения составляет от 80% до 98% в различных отраслевых сегментах. Значительные объемы финансовых средств государственного бюджета, ежегодно затрачиваемые на закупку, сопровождение и продление лицензий зарубежных продуктов, потенциально могли бы направляться на стимулирование отечественных наукоемких разработок и производства в отрасли инфокоммуникаций.

Высокий уровень ярко выраженной импортозависимости в свете последних политических событий может негативно повлиять на динамику и уровень технологического развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры, а также на устойчивость функционирования эксплуатируемых стратегических государственных информационных систем («Электронное Правительство» и др.).

Заполнится ли область «вакуума»?

Ограничение поставок зарубежного телекоммуникационного оборудования и продукции для применения в сфере информационных технологий, может привести к образованию области «вакуума» в определенных сегментах, который невозможно будет своевременно заполнить аналогичными отечественными продуктами.

Национальная инфокоммуникационная инфраструктура является важнейшей компонентой, обеспечивающей информационное взаимодействие между объектами критически важной инфраструктуры всех ключевых отраслей экономики и сфер государственной деятельности.

Поэтому реализация программы импортозамещения в стратегически важных для государства отраслях является приоритетной задачей.

Дальнейшее расширение или сжатие области «вакуума» зависит от готовности отечественных разработчиков и производителей представить на внутренний рынок российские аналоги зарубежной продукции, обладающие сопоставимыми техническими и функциональными характеристиками, или инновационные продукты, учитывающие последние тенденции развития отрасли инфокоммуникаций.

«Монолитный» продукт не эффективен

В процессе изменения архитектурных и технологических подходов к построению телекоммуникационного оборудования изменялась степень значимости и доля применяемых аппаратных и программных компонент в общей архитектуре продукта, обеспечивающих реализацию определенного перечня сетевых функций.

Телекоммуникационная инфраструктура РФ базируется преимущественно на зарубежном оборудовании, совмещающем плоскости управления коммутацией/маршрутизацией и коммутации/маршрутизации данных в рамках одного физического устройства («монолитный» продукт).

Устройство базируется на аппаратно-программной платформе, характеризующейся сильной взаимозависимостью между программными и аппаратными средствами. Аппаратные средства имеют специфические особенности в части примененных схемотехнических решений.

С учетом актуальности задач, связанных со снижением совокупной стоимости владения сетевой инфраструктурой в период ее жизненного цикла, структурной оптимизацией и технологической унификацией использование закрытого для инноваций энергоемкого «монолитного» телекоммуникационного оборудования в краткосрочной перспективе является не эффективным в техническом и экономическом плане.

Архитектуры SDN и NFV

Появление перспективных сетевых концепций и архитектур программно-определяемых сетей (SDN) и виртуализации сетевых функций (NFV), кардинально изменяющих подходы к формированию телекоммуникационного оборудования нового поколения, а также принципы управления жизненным циклом сетевых элементов, инфраструктуры и услуг, только усиливает значимость программной составляющей (ПС) в общей архитектуре (структуре) инновационных продуктов для отрасли инфокоммуникаций.

Архитектуры SDN и NFV предполагают использование стандартных технологий виртуализации, открытых протоколов, сетевых операционных систем и стандартных аппаратных средств: коммутаторов, систем хранения, серверных платформ общего назначения на базе различных архитектур с поддержкой функций виртуализации на аппаратном уровне процессорной архитектуры.

Одной из целей перспективных архитектур SDN и NFV является достижение максимального разделения и достижение полной независимости программного обеспечения от используемой аппаратной платформы.

Представляется, что телекоммуникационное оборудование в среднесрочной перспективе трансформируется из «монолитного» продукта в инновационный продукт, базирующийся на унифицированных аппаратных средствах и общесистемном программном обеспечении.

Быстрый старт разработок оте-чественных инновационных продуктов позволит в кратчайшие сроки обеспечить заполнение потенциальной области «вакуума» и максимально снизить риск технологической деградации национальной инфокоммуникационной инфраструктуры.

Кооперация: синергетический эффект

Достижение минимальных сроков разработки, производства и выхода на внутренний рынок отечественных инновационных продуктов для отрасли инфокоммуникаций возможно в настоящее время за счет кооперации.

Синергетический эффект от кооперации обеспечивается при отраслевом и межотраслевом взаимодействии разработчиков программного и аппаратного обеспечения, производственных и промышленных компаний по следующим ключевым направлениям:
– телекоммуникационное оборудование;
– вычислительная техника;
– электронная компонентная база;
– промышленное машиностроение.

В то же время, необходимо отметить, что в России объективно присутствуют определенные сложности в сферах:
1) производства, поддержки продвижения отечественных продуктов для отрасли телекоммуникаций на внутренний рынок, а также поддержки эксплуатации;
2) поставок в рамках закупок по государственным и коммерческим контрактам отечественного телекоммуникационного оборудования.

Сложности в сфере производства и поддержки продвижения на рынок отечественной продукции для отрасли «Связь» заключаются в отсутствии унификации аппаратного обеспечения по вариантам исполнения и требований различных ведомств (включая процедуры сертификации), полного цикла сопровождения продукции (от разработки до эксплуатации), а также государственной финансовой поддержки этапа продвижения продукции и организации серийного производства.

При выпуске ограниченной (мелкой) серии затраты на подготовку производства и дальнейшее продвижение продукции на рынок закладываются в стоимость производства, что приводит к увеличению стоимости изделий для конечного потребителя и снижению уровня конкурентоспособности.

Отсутствие унификации аппаратного обеспечения по вариантам исполнения и требований различных ведомств (в части проведения процедур сертификации) не дает осуществить количественный переход от мелких серий, ориентированных на конкретного заказчика (или группу заказчиков), к крупным (массовым) сериям на рынках телекоммуникационного оборудования гражданского назначения и специальных потребителей.

Сложности в области поддержки эксплуатации отечественного оборудования обусловлены недостаточным развитием центров обучения и центров сервисной поддержки, деятельность которых должна сопутствовать жизненному циклу поставляемого на сети связи оборудования.

Сложности поставок телекоммуникационного оборудования отечественного производства в рамках государственных закупок связаны с сертификацией, отсутствием осведомленности заказчика об аналогичных решениях, опыта работы с оборудованием отечественного производства, существующим сетевым окружением и методами ведения конкурентной борьбы.

Представляется, что возможными основными действенными мерами, ориентированными на устранение существующих сложностей являются:
1) унификация оборудования (ориентация на серийное производство);
2) полное сопровождение жизненного цикла оборудования (создание технологической документации для подготовки и организации производства, документальной методической базы для обучения эксплуатирующего персонала);
3) государственная поддержка ключевых этапов жизненного цикла оборудования (для конечных серийных продуктов, ориентированных на гражданские и специальные сегменты внутреннего рынка);
4) при осуществлении закупок учет стоимости владения оборудованием в следующий период: от приобретения до вывода из эксплуатации;
5) ввод ограничения на приобретение оборудования совместно с другими видами товаров и услуг.

Дополнительными мерами, обеспечивающими «защиту» инновационной продукции отечественного производства для отрасли инфокоммуникаций при ее выходе на внутренний рынок являются разработка и внедрение барьерных механизмов для зарубежных производителей и поставщиков.

Дополнительные меры не носят прямой запретительный характер, но устанавливают определенные требования (барьеры) для зарубежных производителей и поставщиков, которые хотят получить статус отечественного производителя и продукта российского происхождения.

Возвращаясь к вопросу импортозамещения в отрасли инфокоммуникаций с учетом рассмотренных особенностей формирования инновационных продуктов, реально востребованных на внутреннем рынке, актуальными прикладными задачами для отечественных предприятий радиоэлектронной промышленности, электронной компонентной базы, разработчиков аппаратных схемотехнических решений и программного обеспечения являются:
1) разработка многоядерных процессорных архитектур с поддержкой функций виртуализации на аппаратном уровне (текущая потребность);
2) разработка сетевых карт с интерфейсами GE, 10GE (текущая потребность) и 100GE (потребность на краткосрочную перспективу – 2–3 года);
3) создание средств и программной среды разработки (текущая потребность);
4) разработка общесистемного программного обеспечения (текущая потребность).

ОАО «НИИ «Масштаб»
194100 г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.5, литер А
Тел: +7 (812) 309-03-21
www.mashtab.org
нии-масштаб.рф

Информационно-аналитическое издание jjjj№131 2014



ИНТЕРПОЛИТЕХ-2014

  Владимир КОЛОКОЛЬЦЕВ, министр внутренних дел РФ
БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, СПЕЦТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИИ
  Сергей МАРИЧЕВ, генеральный директор ЗАО «ОВК «БИЗОН»
ВЕДУЩАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НОВЕЙШИХ РАЗРАБОТОК ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ
  ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ – ОБЩАЯ РАБОТА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
  Сергей ШОЙГУ, министр обороны РФ
ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ВОЙСК ИДЕТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ
  Юрий БОРИСОВ, заместитель министра обороны РФ
ГОСОБОРОНЗАКАЗ: ПУБЛИЧНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Олег СТЕПАНОВ, начальник Управления военных представительств Министерства обороны РФ
В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
  Андрей НОВИКОВ, руководитель АТЦ СНГ, генерал-полковник полиции
НАШ ОТВЕТ ТЕРРОРИСТАМ БУДЕТ СВОЕВРЕМЕННЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ
  Александр БОРТНИКОВ, директор ФСБ России
ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
  Николай НИКИФОРОВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ
КОНСОЛИДАЦИЯ – УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ ИТ-ИНДУСТРИИ ВО ВСЕМ МИРЕ
  SFITEX – ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  Павел СМИРНОВ, генеральный директор ОАО «НИИ «Масштаб»
Андрей ФИЛИППОВ, заместитель начальника НТЦ ОАО «НИИ «Масштаб»
АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛИ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ
  Антон СИЛУАНОВ, министр финансов РФ
БЕЗ ОБРЕМЕНЕНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
  Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель Председателя Госдумы РФ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ БЮДЖЕТЫ НЕ ВЫГОДНЫ НАРОДУ

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta