ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НЕОБХОДИМ РЫВОК В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
РОССИЯ – АТР: СТРАТЕГИЯ И ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА
  Кирилл ДМИТРИЕВ, генеральный директор Российского Фонда прямых инвестиций (РФПИ)
ИНВЕСТИЦИИ: ДОХОДНОСТЬ, ВОЗВРАТНОСТЬ, МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ
  РЕГИОН
  Виктор САВЕЛЬЕВ, исполняющий обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики
БИЗНЕС-МОСТ ПОСТРОЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ УДМУРТИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
  Рустам МИННИХАНОВ, президент Республики Татарстан
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТАТАРСТАНСКИЙ ФОРМАТ
  Алексей ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области
ИНВЕСТПРОЕКТАМ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОДДЕРЖКА
  ГОСУДАРСТВО
  Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, г. Новосибирск
ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
  Сергей СУШИНСКИЙ, учредитель Фонда «Защита нации», автор книги «Лоббирование от А до Я»
КОНСТИТУЦИЯ – СЕРДЦЕ РОССИИ!
  ТЕХНОЛОГИИ
  НАНОТЕХНОЛОГИИ – ХХI ВЕК
  ПТА-2014
  IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ЭРА-ГЛОНАСС
  SFITEX – ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ЭКОНОМИКА
  БОЛЬШИЕ ХЛОПОТЫ НА ПЕРЕПЕЛИНОЙ ФЕРМЕ
  МИР
  Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока
АЛЬЯНС БЕЗ ШАНСА
  ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА
  ОБЩЕСТВО
  Геннадий КРИВОШЕЕВ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей России
МЫ ГОВОРИМ «МЕДИЦИНА», ПОДРАЗУМЕВАЕМ…
  ПОДВОРЬЕ НА КРУТИЦАХ






































Электронное образование
как путь к обретению национальной идентичности и национальной идеи

Борис ПИМЕНОВ, генеральный директор издательства «Академкнига»

Приближается время, когда благодаря потенциалу современных технологий два разных жизненных пространства, в которых сегодня существует школьник (пространство «в школе» и пространство «за пределами школы»), сольются в единое информационное и коммуникативное целое. Разрыв между огромными информационными возможностями, существующими для школьника за рамками учебного заведения и весьма ограниченными возможностями внутри него, – разрыв длиною в 10 лет школьного существования, просто исчезнет. И школа непременно станет современным социальным институтом, который перестанет искусственно тормозить развитие своих юных граждан.

Все важные для системы образования информационные «сокровища» (а это не только и не столько огромная и постоянно разрастающаяся ресурсная база сети, сколько разнообразные механизмы, сервисы и интерактивные инструменты, существующие в ее приложениях и поисковых системах), которые все эти годы существуют не вместе, но параллельно с системой образования, – совсем в недалеком будущем будут освоены и присвоены образованием, подчинены его нуждам, а значит, отобраны, адаптированы и приспособлены для решения учебно-познавательных и практико-ориентированных задач.

Все разнообразие подходов и методических приемов, накопленное отечественным образованием за многие десятилетия существования бумажных учебников, весь пакет новых требований, связанных с необходимостью формировать не только узко предметные, но и универсальные учебные действия, а также сделать обучение практико-ориентированным, – все это очень скоро должно будет проявить себя в новом, другом качестве. Качестве, которое сначала будут называть ЭЛЕКТРОННЫМ образованием, а потом просто ОБРАЗОВАНИЕМ, поскольку другого – не электронного – уже не будет.

На пути к единому пространству мультикультуризма

Этот инструментальный по своей природе и неизбежный революционный переворот, связанный с приходом в школу электронных средств обучения и общения, сможет свести на нет разницу между престижным образованием крупных городов и не престижным образованием небольших и отдаленных «населенных пунктов». Сможет сыграть роль мощного фактора, объединяющего молодое поколение российских граждан. Электронное образование, способное постоянно расширять возможности обучающихся, помещая их в инструментальное пространство мультикультурализма, создаст условия для их растущего самосознания в этом пространстве, для осознания ими своей этнической, национальной и культурной самобытности и идентичности (что невозможно вне широкого и постоянно обновляемого культурного контекста, вне полноценного учебного и внеучебного общения). Именно такое электронное образование может стать национальной идеей молодого поколения.

Каждый станет субъектом, а не объектом

Но чтобы завладеть сознанием людей, родившихся в компьютерную эпоху, электронное образование должно заявить себя не в формах репрезентативной отчетности, а в виде построенной и действующей электронной инфраструктуры, в которой для каждого участника образовательного процесса есть место, причем, центральное место субъекта обучения и общения, а не периферийное место объекта. Только такая идея, дающая каждому молодому человеку постоянно расширяющиеся возможности обучения и общения, не ограничивающая его ни территориально, ни инструментально, может сегодня стать реальным основанием для обретения своей национальной идентичности. Сможет выполнить роль воспитания нового человека, который гордится своими возможностями, а значит, гордится страной, которая их обеспечивает.

Очевидно, что на первом этапе грядущих серьезных преобразований произойдет переосмысление уже существующей в школах электронной жизни. Так, функционирующие электронные журналы и дневники перестанут существовать в качестве электронных приложений, отдельно от учебного процесса – они станут автоматизированным следствием обучения школьников. Доступные школьникам механизмы электронного тестирования ГИА и ЕГЭ – станут частью школьной рутины, а не репрессивными механизмами в конце значимых периодов обучения. А школьные сайты станут частью единой учебно-социальной сети, активно используемой всеми участниками образовательного процесса и т.д.


Занятия в школах с использованием электронных учебников

Инновационный проект Э-ОК

Издательство «Академкнига» по-своему приближает время электронной школы. В течение последних пяти лет оно осуществляет внедрение в ряде регионов России инновационного проекта – электронного образовательного комплекса (Э-ОК) для разных ступеней образования.

Э-ОК представляет собой основанную на облачных технологиях образовательную среду, включающую в себя связанные между собой: образовательный портал и электронную учительскую, школьную социальную сеть и электронную библиотеку, а также механизмы электронной связи между всеми участниками образовательного процесса. Отличительной особенностью электронных учебников начальной и основной школы, созданных в рамках издательства, является то, что каждый из них (созданный на базе бумажного, включенного в Федеральный перечень учебников) представляет собой системную разработку своей предметной области.

Основанием достигнутой результативности учебного процесса в Э-ОК являются:
• модульный характер организации учебного процесса, позволяющий четко структурировать и комбинировать учебный материал;
• автоматизированная система контроля результативности учебного процесса, позволяющая формировать как адекватную самооценку у каждого школьника, так и объективную картину успеваемости класса;
• использование разнообразных интерактивных ресурсов, обеспечивающее условия для работы с разными источниками информации и делающее процесс освоения материала доступным и наглядным;
• обязательное использование разных образовательных траекторий, дающее возможность школьникам учиться на доступном уровне трудности.

Аппаратно-программный комплекс, обслуживающий Э-ОК, позволяет использовать разные варианты предъявления контента (в зависимости от возможностей региона), сочетающие on-line и off-line решения.


Генеральный директор издательства «Академкнига» Борис Пименов в центре управления проектом Э-ОК

Широкие перспективы и возможности

Таким образом, внедрение Э-ОК на разных образовательных ступенях дает возможность:
• осуществлять качественное образование вне зависимости от места проживания ребенка и его социального, интеллектуального и физического статуса, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также одаренных детей, нуждающихся в специальном внимании;
• вовлекать в широкое образовательное сообщество учащихся малокомплектных и удаленных школ нашей страны;
• создавать автоматически формируемую систему внутренней отчетности школ (электронные журналы), а также внешней отчетности в различные проверяющие и вышестоящие органы, снижая перегрузку образовательных учреждений документооборотом;
• расширять возможности общественного контроля системы образования, в том числе процедуры проведения ГИА и ЕГЭ;
• эффективно расходовать федеральные бюджетные средства, предназначенные на развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения, переподготовку и повышение квалификации педагогов.

Э-ОК является практической моделью, демонстрирующей возможность формирования национальной идеи, связанную с продуктивностью современных отечественных образовательных технологий. Э-ОК – один из действующих механизмов, способных обеспечить единое электронное образовательное пространство на всей территории Российской Федерации.

Материал публикуется на правах рекламы

Информационно-аналитическое издание jjjj№130 2014



МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ

  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
ПРОГРАММЕ «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДАН СТАРТ
  Сергей ПОСПЕЛОВ, руководитель Федерального Агентства по делам молодежи, член жюри конкурса «Создавая будущее»
АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ С МОЛОДЕЖЬЮ
  Борис ПИМЕНОВ, генеральный директор издательства «Академкнига»
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ К ОБРЕТЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
  Вениамин КАГАНОВ,заместитель министра образования и науки РФ, заместитель председателя Оргкомитета ММСО:
ЧИСЛО ИНОСТРАНЦЕВ, ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ В РОССИИ, ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ
  Сергей КАТЫРИН, президент ТПП РФ
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТ МОСКОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы
ГЛАВНОЕ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
  СПК: СОВРЕМЕННО.ПРОФЕССИОНАЛЬНО. КОМПЕТЕНТНО

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta