ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
  Владимир ПУТИН, Президент России
НЕОБХОДИМ РЫВОК В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
  Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ
РОССИЯ – АТР: СТРАТЕГИЯ И ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА
  Кирилл ДМИТРИЕВ, генеральный директор Российского Фонда прямых инвестиций (РФПИ)
ИНВЕСТИЦИИ: ДОХОДНОСТЬ, ВОЗВРАТНОСТЬ, МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ
  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ
  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ
ПРОГРАММЕ «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ДАН СТАРТ
  Сергей ПОСПЕЛОВ, руководитель Федерального Агентства по делам молодежи, член жюри конкурса «Создавая будущее»
АКТУАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ С МОЛОДЕЖЬЮ
  Борис ПИМЕНОВ, генеральный директор издательства «Академкнига»
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ К ОБРЕТЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
  Вениамин КАГАНОВ,заместитель министра образования и науки РФ, заместитель председателя Оргкомитета ММСО:
ЧИСЛО ИНОСТРАНЦЕВ, ЖЕЛАЮЩИХ УЧИТЬСЯ В РОССИИ, ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ
  Сергей КАТЫРИН, президент ТПП РФ
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы
ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТ МОСКОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы
ГЛАВНОЕ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
  СПК: СОВРЕМЕННО.ПРОФЕССИОНАЛЬНО. КОМПЕТЕНТНО
  РЕГИОН
  Виктор САВЕЛЬЕВ, исполняющий обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики
БИЗНЕС-МОСТ ПОСТРОЯТ ПРЕДПРИЯТИЯ УДМУРТИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
  Рустам МИННИХАНОВ, президент Республики Татарстан
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТАТАРСТАНСКИЙ ФОРМАТ
  Алексей ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области
ИНВЕСТПРОЕКТАМ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОДДЕРЖКА
  ТЕХНОЛОГИИ
  НАНОТЕХНОЛОГИИ – ХХI ВЕК
  ПТА-2014
  IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ЭРА-ГЛОНАСС
  SFITEX – ОХРАНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
  ЭКОНОМИКА
  БОЛЬШИЕ ХЛОПОТЫ НА ПЕРЕПЕЛИНОЙ ФЕРМЕ
  МИР
  Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока
АЛЬЯНС БЕЗ ШАНСА
  ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА
  ОБЩЕСТВО
  Геннадий КРИВОШЕЕВ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей России
МЫ ГОВОРИМ «МЕДИЦИНА», ПОДРАЗУМЕВАЕМ…
  ПОДВОРЬЕ НА КРУТИЦАХ











Политика как искусство возможного

Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, г. Новосибирск

Когда заходит речь о Дальнем Востоке, невольно испытываешь гордость за новый и мощный газопровод «Сила Сибири», за космодром «Восточный», сооружаемый в Амурской области, за начавшееся расширение и обновление Байкало-Амурской магистрали – все это яркие приметы новой государственной стратегии развития важнейшего субрегиона. Важнейшего не только стратегически, но особенно подчеркну – психологически.

Тем не менее, приходится говорить и о пробуксовке дальневосточной стратегии. Несмотря на повышенное внимание федеральной власти к проблемам Дальнего Востока в 2013 г. с этой территории уехало 270 тыс человек, а за несколько первых месяцев 2014 г. – уже свыше 80 тыс.

Долгожданная госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (утверждена постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 г. № 308), как выясняется, содержит множество пробелов и проколов, что вряд ли позволит ей комплексно реализоваться. Созданный еще два года назад бюджетный инвестфонд развития Дальнего Востока застрял на подготовительном этапе, из-за чего огромная и дефицитная сумма 15 млрд рублей остается на депозитах. Об этом справедливо и жестко пришлось говорить Президенту России Владимиру Путину на совещании в Якутске (1 сентября 2014 г.) по вопросам господдержки приоритетных инвестпроектов и территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.

Здесь возникает вполне логичный вопрос о причинах просчетов в содержании и способах реализации дальневосточной стратегии.

Кто-то назовет здесь дефицит финансирования, кто-то – дефицит законов, однако лично мне виделась бы недооценка общественно-политических ресурсов, их пока еще недостаточный учет на этапе разработки документов и слабое использование на этапе реализации.

О необходимости и важности политических методов, политических инструментов и механизмов, и, наконец, политических оценок и аргументов (применительно к разработке и реализации дальневосточной стратегии) приходится говорить в силу многих причин.

Во-первых, в связи с заметной односторонностью в решениях и действиях, касающихся развития Дальнего Востока, явными перекосами в сторону экономической проблематики, экономических задач и экономических методов.

Во-вторых, в связи со значительными возможностями политики и политических методов в формировании общественного и экспертного мнения, в разработке и реализации обоснованных и взвешенных государственных решений.

В-третьих, в связи с необходимостью формирования коллективной идентичности и чувства «мы», когда речь идет о стратегических задачах по Дальнему Востоку, поскольку масштаб необходимой деятельности таков, что требует мобилизации всего российского общества.

Справедливости ради признаем: в последние два десятилетия понятия «политика», «политическая деятельность» оказались дискредитированными политическими играми, политическими тусовками, но вряд ли из-за этого нужно отказываться от политики как таковой и от политических методов решения государственных задач.

Политика обязательно присутствует «там, где массы», «там, где общественные интересы», если верить классику. «Политика – это мощное и медленное бурение твердых пластов, проводимое со страстью и холодным глазомером одновременно», – сказал как-то выдающийся социолог Макс Вебер.

Следуя научным критериям, отметим, политика – это не просто разновидность социального творчества или особая технология, но это способ гармонизации интересов разных социальных групп, разных политико-управленческих субъектов, что имеет особую важность применительно к Дальнему Востоку, когда мы говорим об интересах федерального центра и дальневосточных субъектов Федерации, об интересах крупного бизнеса и малых коренных народов Севера и Дальнего Востока.

О важности политического подхода свидетельствует множество обстоятельств, включая социологические исследования, хотя применительно к дальневосточному социуму они являются сравнительно редкими из-за высоких трудозатрат и слабости в регионе исследовательских структур политико-социо-логического профиля, что оправдывает использование данных, полученных еще ряд лет назад. Тем более, что обнаруженные тенденции, как правило, оказываются устойчивыми и долговременными.

Как было выявлено еще в 2008 г. Центром региональной социологии Института социологии РАН, на Дальнем Востоке сравнительно высока озабоченность населения криминальной обстановкой и слабостью власти.1 В частности, примерно треть опрошенных (по окружной выборке) сообщили о коррупции и почти столько же – 27% – о слабости местной власти. Несмотря на прошедшие годы вряд ли есть основания говорить о резком изменении криминальной и социально-политической ситуация в этом регионе.

Критическое же отношение к власти формирует недоверие как фактор долговременного воздействия, что отмечается не только политологами и социологами, но даже авторитетными экономистами, среди которых академик В.И. Ивантер,2 подчеркивающий, что следствием тревожности и пессимизма дальневосточников являются миграционные настроения и ослабление трудовой мотивации (даже если действия властей нацелены на решение важных проблем и в целом обеспечивают неплохие результаты).

Таким образом, просматриваются не только экономические проблемы, но также социально-политические. Среди индикаторов, условий и следствий их решения – качество власти, активность гражданского общества, а также учет потребностей больших социальных групп, среди которых на Севере и в ряде субъектов Дальнего Востока приходится отмечать малые коренные народы, на протяжении длительного периода времени проживающие в этом субрегионе.

Политика – это специфическая линза, через которую четче просматривается необходимость и возможность конкретизации политико-управленческих задач. Например, директивное определение численности населения на уровне 8 млн человек, чтобы решать в ДФО необходимые социально-экономические задачи, поддерживать на необходимом уровне безопасность региона.

С учетом определенных расчетов могли бы, пожалуй, определяться задания субъектам Федерации по созданию четко определенного числа рабочих мест, по разработке градостроительных стратегий краевых, областных, республиканских центров, по привлечению к этой обширной работе молодежных, женских, ветеранских организаций, что позволило бы дальневосточникам стать полноценными участниками развития региона.

Что же касается резкого повышения уровня государственного управления, то здесь уместно отметить необходимость инвентаризации всех политико-управленческих решений, необходимость оценки качества и эффективности всех федеральных и региональных целевых программ, содержания и качества всех локальных правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации (чтобы максимально учесть и отразить новые задачи, способные превратить эту территорию в регион опережающего развития).

Часть упомянутых нормативно-правовых актов прямо касается разработки и реализации дальневосточной стратегии, а часть – опосредовано или косвенно, но также влияет на развитие дальневосточного региона.

Что же касается новых общественно-политических инструментов, способных повлиять на успешную реализацию дальневосточной стратегии Путина, то здесь следует особо отметить важность формирования в стране широкого общественного движения «За развитие Дальнего Востока и Забайкалья», предпосылки для которого неуклонно созревают. Все чаще и чаще встречаешь оригинальные предложения самых разных людей, на разнообразных интернет-сайтах появляются темы, посвященные дальнейшему подъему этого региона, растет число государственных органов и общественных организаций, заявляющих о своем возможном участии в разработке и реализации дальневосточной стратегии.

Здесь возникает закономерный вопрос о координации данной работы. Кто может и должен координировать эту все более расширяющуюся деятельность?

Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, воспринимающее дальневосточников как трудовые ресурсы или, в лучшем случае, как «человеческий капитал»? Или Полпред Президента РФ в ДФО с аппаратом из семи малочисленных департаментов, которые наряду с неотложными задачами (по организации контроля, координации и сбору информации) обеспечивают планирование и организацию работы 15 совещательных советов?

Если отталкиваться от ощутимых итогов работы по ликвидации последствий прошлогоднего наводнения, то нарастающий объем координирующей деятельности по силам энергичному и целеустремленному Юрию Трутневу и его сотрудникам.

Но позволяют ли объем полномочий и кадровая структура полпредства решать все усложняющиеся задачи, скажем, по организации дискуссионных площадок для обсуждения разных аспектов дальневосточной стратегии, по сбору и обобщению предложений по развитию Дальнего Востока, по подготовке и публикации ежегодных докладов (с целью ориентации государственных органов и гражданского общества, а не только в интересах информирования Президента РФ)? Пока вопрос открытый.

Однако, если полпредом с учетом должностных обязанностей проводится мониторинг политико-экономической ситуации в субъектах, входящих в федеральный округ, то, пожалуй, целесообразна была бы публикация собранных материалов в виде сводного доклада, что представляется возможным в случае укрепления кадрового потенциала аппарата полпредства и увеличения его организационных и интеллектуальных возможностей.

Еще один немаловажный вопрос – повышение роли главных федеральных инспекторов, которые могли бы играть более заметную роль в планировании и организации на территории конкретной области (края, республики) общественно-политических мероприятий с подключением к этому процессу всероссийских общественных организаций, в частности, молодежных, которых насчитывается в стране свыше трех десятков и которые способны с помощью образовательных, культурно-просветительских и спортивных проектов внести новую струю в общественную жизнь на Дальнем Востоке.

Таким образом, спектр задач, заслуживающих решения с помощью социально-политических методов, значителен, а реализация политического ресурса способна повысить, на наш взгляд, эффективность дальневосточной стратегии.



1 См. Дальневосточный регион в социально-политическом пространстве России: проблемы и пути их решения. Сборник материалов под общей ред. С.Л.Краснорядцева. М. 2009. С. 35–40
2 См. Проблемы прогнозирования. – 2013. – № 4. – С. 3–14 (опубликовано на аналитическом сайте «Перспективы» НКО «Фонд исторической перспективы» http://www.perspekthy.info/)

Информационно-аналитическое издание jjjj№130 2014



ГОСУДАРСТВО

  Сергей ПЕРШУТКИН, доктор социологических наук, г. Новосибирск
ПОЛИТИКА КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
  Сергей СУШИНСКИЙ, учредитель Фонда «Защита нации», автор книги «Лоббирование от А до Я»
КОНСТИТУЦИЯ – СЕРДЦЕ РОССИИ!

Copyright © 2006
Sovetnik prezidenta